Олимпиада в Сочи под угрозой срыва?

16 апреля 2008 в 13:25, просмотров: 1060

Три года назад автор этих строк (вместе с другим обозревателем «МК» Михаилом Ростовским) взял последнее интервью у Гарри Каспарова, посвященное шахматам (правда, вопросы Ростовского касались чистой политики). Да, жаль, что теперь приходится спорить с 13-м чемпионом мира уже на иные темы…   

В Олимпиаде заинтересованы все

            Накануне своей круглой даты (13 апреля Каспарову исполнилось 45 лет) Гарри откровенно высказался по поводу Олимпиады в Сочи-2014. По его прогнозу, Игры будут отменены из-за повышенных расходов и экологических проблем. Однако с таким прогнозом трудно согласиться. История олимпиад показывает, что отмена Игр почти невероятна, в первую очередь потому, что доходы от их проведения в наше время существенно выше средств, выделенных на строительство. Соответственно, и «левые» доходы, на которые часто намекают, будут наибольшими, если не только начать подготовку к Олимпиаде и получить на это деньги, но и успешно провести ее.

            Весьма существенно, что значительная часть доходов достается Международному олимпийскому комитету (МОК), и он никак не может быть заинтересован в срыве Олимпиады. Так что скорее всего особых проблем не возникнет, и в этом, надо полагать, мы убедимся уже через неделю – после визита комиссии МОК в Сочи 22-24 апреля. (Экологический аспект проблемы обсудим отдельно).

            Современные Олимпийские игры – коммерческое мероприятие. Они приносят огромные доходы и МОК, и организаторам. Не зря борьба городов за право проведения Игр с каждым разом становится все более напряженной. Расходы на строительство олимпийских спортивных сооружений и проведение соревнований окупаются с лихвой, причем эти спортивные сооружения приносят прибыль еще долго после Олимпиады. Это не только официальные бюджетные доходы. Большие прибыли получают инвесторы и спонсоры Игр. И трудно сказать, сколько чиновников может «кормиться» около Олимпиады.

            Доходы от современных олимпиад складываются из проведения самих соревнований – продажи билетов и сувениров, а также из средств фирм-спонсоров и, наконец, из средств, полученных за права на телетрансляцию Игр. Распределяются доходы между МОК и организаторами Игр. Эти средства должны использоваться для развития спорта. Естественно, заинтересованные лица норовят оставить немалую часть денег в собственном кармане, и тем не менее, как показывает история, заметное развитие спорта безусловно всегда происходит.

            Вспомним Олимпиаду в Москве-1980: построенные тогда  спортивные сооружения – «Олимпийский», «Битца», велотрек и гребной канал в Крылатском, зал «Дружба» в Лужниках интенсивно используются и сейчас – спустя почти 30 лет!  

Олимпийская коммерция

Даже Олимпийские игры в Древней Греции не были свободны от коммерции. Олимпия представляла собой крупнейший общественно-религиозный центр, и в ее многочисленные храмы поступали ценные дары не только от участников религиозных церемоний, но и от атлетов, просящих богов о помощи. Известно также, что древние олимпийские празднества сопровождались пирами и ярмарками. На Игры съезжалось множество торговцев, которые (в форме и обязательных взносов, и добровольных пожертвований!)  делились прибылью со жрецами – главными хозяевами Игр.

Современные Олимпийские игры – это бизнес с огромным денежным оборотом. На одной только продаже прав на телетрансляцию в период с 2000 по 2008 годы МОК заработал 8 млрд. долларов. Еще один официальный источник доходов – средства спонсоров. Спонсоры Игр – это крупные международные и национальные корпорации, покупающие право на использование олимпийской символики в рекламе своей продукции, на обслуживание спортсменов и на собственную рекламу в период проведения Игр.

Даже первые современные Олимпийские игры в Афинах-1896 не могли бы состояться  без помощи спонсоров. Уже тогда была создана специальная комиссия содействия проведению Олимпиады под руководством греческого принца Константина. Деньги поступали не только от жителей Греции, но также из Лондона, Марселя, Константинополя и других городов, где существовали богатые греческие общины. На средства, поступившие из Александрии от греческого бизнесмена Георга Авероффа, был восстановлен древний олимпийский стадион. Спонсором первых современных олимпиад была также фирма "Кодак" – она основана в конце XIX века.

Около 10 шведских компаний купили права на участие в подготовке Игр 1912 г. в Стокгольме. Во время Олимпиады 1920 г. в Антверпене в официальной программе Игр было столько рекламы, что почти не осталось места для самой олимпиады. А на Играх 1924 г. в Париже в первый и последний раз было разрешено размещать рекламу на олимпийских аренах. В 1928 г. спонсором Игр стала крупнейшая международная компания  "Кока-Кола". Первые Игры, которые принесли заметный доход, прошли в Лос-Анджелесе-1932. На Олимпиаде в Хельсинки-1952 в составе Оргкомитета возник специальный коммерческий отдел, который сумел привлечь спонсоров из 11 стран. Затем от олимпиады к олимпиаде число спонсоров увеличивалось: в Риме-1960 – 46 компаний, в Токио-1964 – 250, в Монреале-1976 – 628 фирм-спонсоров и поставщиков. Правда, несмотря на большое количество спонсоров, Игры тогда еще считались скорее убыточным, чем доходным мероприятием.

                                              (окончание следует)

 



Партнеры