Анатолий Воробьев: "Если бы болельщики понимали, что они ломают имущество, которое им принадлежит, это выглядело бы дико"

Генеральный секретарь Российского футбольного союза - о возможности российских болельщиков владеть акциями любимых клубов

 В субботу состоится Конференция РФС, на которой будет представлена программа развития российского футбола "Стратегия-2020". Одним из пунктов программы значится дать российским болельщикам возможность выкупать акции любимых клубов и принимать участие в управлении. Это нововведение "Московский комсомолец" обсудил с автором программы, генеральным секретарем РФС Анатолием Воробьевым.

Генеральный секретарь Российского футбольного союза - о возможности российских болельщиков владеть акциями любимых клубов

 - Без малого 20 лет назад вы с Николаем Александровичем Толстых, нынешним президентом РФС, создавали акционерное общество "Динамо", начинали налаживать контакты с болельщиками, вообще, внесли много измненений... А остались с тех пор какие-то наработки или схемы, которые можно было бы применить сейчас, без поправки на время?

- Безусловно, 20 лет – это масштаб Дюма, за это время и законодательство поменялось, и ментальность. Но некоторая философия и идеология были правильно заложены, и я до сих пор считаю, что необходимо руководствоваться причастностью болельщиков к клубам и тогда, может быть, некоторые негативные явления изменятся. Для начала можно говорить о том, что не все 100%, а 25% привилегированных акций отдать организованным группам болельщиков для того, чтобы они сами проводили некоторую волонтерскую работу на благо клуба и чувствовали, что от них тоже что-то зависит. Например, на прошлой неделе я был в Осло на совещании генеральных секретарей и там один из докладов (для нас это, кажется, фантастика) рассказывал о волонтерском движении. В Германии 5 млн человек работают на спорт и создают продукт на 6.7 млрд евро. В Англии 400 тысяч… Это не просто бабушку через дорогу перевести, это аудиторы, юристы – они помогают всему, в том числе, и интеллектуальному фронту. В этом смысле, поскольку я сам из болельщиков и сам бесплатно разрабатывал эту модель акционирования, мне тема понятна и близка. Разумеется, должен быть крупный партнер, но какую-то часть акций следовало бы отдать болельщикам… Кстати, в начале 90-х мы не копейки не получали, а зарабатывали сами за счет активов, в частности, за счет стадиона. Поэтому я и сейчас считаю, что в рамках новой «Стратегии» мы рассматриваем некий формат частно-государственного партнерства, о котором много говорят. Оно предполагает, что паровозом должно выступить государство или какая-то крупная корпорация, может даже, через какие-то другие формы передать часть активов стадиона клубам, чтобы они бы смогли сами уже организовывать точки торговли, места для развлечения и так далее… То есть, все понимают, футбол – это убыточная история, но с помощью другого бизнеса можно было бы зарабатывать.

- Сейчас как смотрите на реконструкцию «Динамо»?

- Немножко грустно, что стадион не попал в число арен, которые будут принимать чемпионат мира, из-за чего вместимость постоянно уменьшается. А так, разумеется, остается только приветствовать, ведь болельщикам «Динамо» приходится ездить в Химки уже лет шесть.

- Насколько болельщики ментально готовы сейчас работать с акциями клуба? Это же не просто купил бумажки и ждешь, лишь есть дивиденды, либо их нет.

- Здесь другая модель должна работать… У нас и крупные компании-то не всегда дивиденды выплачивают, а болельщики этого и не ждут. Это вопрос сопричастности, некая обратная связь, чтобы они были услышаны. Психологически важно чувствовать себя внутри, а не где-то в стороне. У нас сейчас клубы встречаются два раза в год со своими болельщиками: когда обещают, в начале сезона, и в конце сезона, когда извиняются. В одной из первых редакций «Стратегии» как раз и говорилось о том, что существует отчуждение болельщиков.

- Болельщики, у которых есть акции, насколько они смогут влиять на жизнь клуба?

- Вот возьмем сейчас вопрос безопасности, он сейчас практически полностью возложен на правоохранительные органы. И если бы болельщики сами понимали, что они ломают имущество, которое им же и принадлежит, то, в конечном счете, это выглядело бы совсем дико.

- Мы говорим о болельщиках, которые могут финансово выкупить акции?

- Речь идет о простом человеке, здесь цена выкупа символична. Задача клуба не в том, чтобы заработать, а чтобы стратегически привлечь на свою сторону людей. Например, были бы какие-то скидки для акционеров в интернет-магазинах, поездках в другие города. Это не материальные отношения.

- О поездках в другие города и вообще отношениях с болельщиками: «Динамо» стал одним из первых клубов, который наладил диалог со своими поклонниками. Как это все начиналось и как удалось, в итоге, этот контакт наладить?

- Конечно, это была идея прежде всего Николая Александровича, он был руководителем, и мы понимали, что надо создавать лояльную атмосферу вокруг себя. Это был эволюционный процесс… Смешной случай: поехали на болгарский зимний турнир, где один из болельщиков пытался что-то украсть из супермаркета. Я из-за работы в атомной промышленности долго был невыездным, для меня это было дикостью. Но ничего, пришлось взять вымпел и пойти его вызволять. А когда люди видят, как ты для них что-то делаешь, идешь им навстречу, они соответственно себя ведут, как говорил Жан-Жак Руссо: «Человек может устоять против всего, кроме доброты». Я понимаю все вопросы, связанные с деньгами, бюджетом и так далее, на каждый из них могу ответить. Но мы в последнее время и правда все сместили в область меркантильных отношений и, к сожалению, меньше внимания уделяем работе с сознанием, ментальными вещами, и из-за этого очень много проблем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру