Тришкин бюджет

Злоба дня

Злоба дня

Никогда ранее я не ругал Минфин. Считал и считаю, что это одно из самых профессиональных ведомств в нашей стране. А его руководители зачастую демонстрировали аппаратную несгибаемость в схватках не только с лоббистами (а некоторые из них, особенно силовики, бывают иногда реально опасными), но даже с прямым начальством. Достаточно напомнить сенсационную отставку Алексея Кудрина в сентябре 2011 года, когда он публично заявил о нежелании работать с Дмитрием Медведевым.

С тогдашним президентом, а сейчас премьером Кудрин не поделил военный бюджет до 2020 года. Медведев, подталкиваемый военно-промышленным лобби, по неофициальной информации, изначально настаивал на 28 трлн рублей. Кудрину удалось сбить сумму до 20 трлн. Но и она, как показывают последние события, оказалась явно неподъемной для федерального бюджета. Именно из-за этого казну придется резать по живому. Все незащищенные бюджетные статьи (затем очередь наверняка дойдет и до них) сократят на 5%. Только за счет этой опасной операции в 2014–2015 годах Минфин сэкономит до 1,5 трлн рублей. Но это цветочки. Ягодки созреют, когда от казны отхватят все 10% — как недавно предложил министр экономического развития Алексей Улюкаев.

Кудрин может умыть руки — он же предупреждал, чем все закончится. А нам-то что делать? Конечно, можно все свалить на нового министра финансов Антона Силуанова. Тем более, он все время подставляется, делая вместе со своими замами достоянием гласности все новые и новые драконовские инициативы.

Так, Татьяна Нестеренко накануне озвучила сразу три из них: дефицит бюджета-2013 обнуляется за счет 900 млрд нефтегазовых рублей, которые не поступят в Резервный фонд, накопительная часть пенсий так называемых «молчунов» опять же обнуляется уже с 1 января 2014 года и замораживаются на три года зарплаты военных, правоохранителей и гражданских чиновников.

А теперь по порядку.

Минус 900 млрд рублей из Резервного фонда — это нарушение бюджетного правила, предполагающего прямое перечисление излишка нефтегазовых доходов в Резервный фонд, образующегося тогда, когда цены на нефть превышают $91 за баррель (сейчас цены колеблются около $110). А ведь это правило сам Минфин и пробивал. Как же ему после этого доверять?

Обнуление накопительной части пенсий, да еще всего через три месяца, — это вообще из разряда непозволительного обмана собственного населения.

Объясним. По новой пенсионной реформе, разработанной Минтруда и активно лоббируемой социальным вице-премьером Ольгой Голодец, работникам давали год — как раз 2014-й — для того, чтобы определиться с накопительной частью пенсии. Либо остаться «молчуном» (то есть оставить пенсионные накопления в распоряжении ВЭБа), а для этого делать ничего не надо. Либо все-таки написать заявление о переводе накопительной части в какой-либо негосударственный пенсионный фонд (НПФ) или одну из частных управляющих компаний (УК). В последнем случае накопительная часть сохраняется в полном объеме — 6% от индивидуального счета в фонде заработной платы предприятия. «Молчунам» же Минтруда обещал оставить только 2%. Но остальные 4% не изымались бы в пользу казны, а пошли бы в страховую часть пенсии (16% от фонда зарплаты).

Расчет здесь в том, чтобы сократить дефицит Пенсионного фонда России (ПФР), который сейчас превышает 1 трлн рублей и погашается бюджетом. Гражданам же говорили, что страховая часть (из которой и платят нынешним пенсионерам) куда доходнее, чем накопительная. Действительно, в последние годы проценты ВЭБ по накопительной части были в среднем на 2% ниже инфляции. Зато НПФ давали на те же 2% больше. К тому же мировая практика показывает, что пенсию надежнее формировать минимум из трех источников: государственного (в России это будет только страховая часть), корпоративного (это когда пенсии накапливаются исключительно за счет работодателя, но не для всех работников) и частного (накопительной составляющей).

Казалось бы, Татьяна Нестеренко дело говорит: бегите в НПФ. Там и вам будет выгоднее, и ВВП хорошо, так как НПФ производят «длинные» деньги. Но, во-первых, сейчас только 16 млн трудоспособных граждан из 86 млн отдали свои деньги в НПФ. За оставшиеся три месяца все остальные этого сделать явно не успеют. А во-вторых, ведь обещали дать целый год на размышление и еще оставить 2%. Получается, нас опять обманули. И, кстати, сильно подставили Ольгу Голодец. Это она клялась, что никого не кинут. Вообще очень странное соревнование идет между Минфином и Минтруда. Первый требует помимо прочего не продолжать после 2016 года за полной бесперспективностью программу материнского капитала. А Голодец вчера предложила продлить ее до 2050 года...

Вместе с тем чиновники и военные тоже пострадают. Им заморозят зарплаты до 2017 года. Экономию рассчитали существенную. Только на Центральном аппарате Минобороны — 1,2 млрд рублей. Но ведь в 2018 году опять выборы президента. И если в 2012-м Владимир Путин фактически удвоил им зарплаты и пенсии, то почему бы не сделать того же в 2018-м?..

Эксперт «МК»:

Николай Вардуль, главный редактор «Финансовой газеты»:

Минфиновцам не позавидуешь. Они, как это говорится в голливудских фильмах, «только выполняют свою работу», но в глазах зрителей, в данном случае российских граждан, и далеко не только бюджетников, именно они превращаются в главных злодеев.

Сокращение расходов – трудная задача, она усугубляется тем, что решать надо быстро, от чего с порога отметаются решения, которые предлагали эксперты, авторы «Стратегии 2020», и на котором продолжает настаивать руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич: сокращая расходы, меньше всего орудовать ножницами там, где расходы помогут будущему росту экономики, а к ним относятся расходы на инфраструктуру и на развитие человеческого капитала (образование, наука, здравоохранение).

Минфиновский алгоритм: сначала тотальная мобилизация возможных доходов, потом отказ от расходов, которые дают немедленный и внятный эффект, а уже потом обращение к выбору иных статей расходов, которые можно сократить.

Речь идет о политике. Реформы, а сокращение бюджетных расходов должно превратиться в бюджетный маневр, делаются, как правило, не когда вокруг все и так хорошо, а именно в стрессовой ситуации. Значит, стресс не оправдание.

Что такое почти триллион из Резервного фонда, направляемые в бюджет в условиях, когда экономика еще не в кризисе? Это значит, бюджет уже в кризисе. Для Минфина экономика вторична, первична дыра в бюджете. Но это означает, что бюджет на 2013-2015 годы неадекватен. Раскупоривание Резервного фонда при ценах на нефть на рубеже $110 за баррель – постыдное признание в проведении неумелой бюджетной политики.

Предложение обнулить отчисления на накопительные пенсии для пенсионеров-молчунов – вообще перл. Минфин запросто лишает будущих пенсионеров, выбравших государственный ВЭБ, надежд на накопительную пенсию. Да еще в режиме спецоперации: без громкого предварительного оповещения и в пожарном темпе.

Зато идея заморозить индексацию зарплат госслужащих, военнослужащих, судей и прокуроров в 2014 году – позитивный шаг, он может снизить рост госаппарата. К нему стоит добавить перенос расходов в размере 300 миллиардов рублей на вооружения за 2016 год.

Но госаппарат – правящий класс сегодняшней России, он не смирится с поражением. Если это предложение сейчас и будет поддержано, то по мере приближения большого выборного цикла – в Госдуму и президентских госслужащие обязательно вернут свое.

Главное – в предложениях по сокращению госрасходов, которые разрабатывает Минфин, реальной реформы госфинансов не просматривается.

?ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАМОРОЗИТ ЗАРПЛАТЫ ГОССЛУЖАЩИМ

Отказаться от индексации оплаты труда планируют на три года

Правительство хочет отказаться от повышения зарплат госслужащим, военным, судьям и прокурорам на три года. Об этом журналистам сообщила замминистра финансов Татьяна Нестеренко. По расчетам Минфина подобная мера даст возможность в следующем году сэкономить 31 млрд рублей, в 2015 году - 152 миллиарда, в 2016 году - 127 миллиардов. Напомним, 19 сентября, правительство должно рассмотреть проект нового трехлетнего бюджета. Дмитрий Медведев уже заявлял, что расходы казны в 2014-2016 годах, несмотря на ведомственные интересы, придется сократить не менее чем на 5%.

В последний раз госслужащих щедро наградили перед выборами президента в 2012 году. Первым повезло военным — их зарплаты и пенсии повысили почти в два раза. Вслед за ними поощрения посыпались в адрес всех силовиков, а потом и бюджетных работников. Годом президентских выборов все не ограничилось, рост оплаты труда продолжился в 2013 году.

По данным Росстата, средняя зарплата чиновников федеральных госорганов по итогам первого полугодия 2013 года составляла 69,4 тысячи рублей - рост почти 20% по сравнению с 2012 годом (55,5 тысячи рублей). На региональном уровне средняя зарплата госслужащих была на уровне 32,3 тысячи рублей (107,9% к первому полугодию 2012 года). Столько же в среднем получали служащие муниципальных органов власти, но у них зарплата росла быстрее - 10,5 процента к первому полугодию 2012 года. Однако у любой щедрости есть предел. Правительство собирается заморозить зарплаты госслужащим, военным, судьям и прокурорам на три года.

Ранее глава Минфина Антон Силуанов озвучивал предложение почти вдвое сократить количество самих чиновников. Но не за счет ликвидации министерств и ведомств, а благодаря выведению части сотрудников из ранга госслужащих. Силуанов уточнял, что оставить статус госслужащих можно было бы работникам уровня замначальника отдела и выше.

Численность работников, замещавших должности гражданской службы в федеральных государственных органах, на конец июня 2013 года, по данным того же Росстата, составляла 38,6 тысячи человек. На региональном уровне на тот момент трудились 709,9 тысячи чиновников и еще 331,3 тысячи человек были заняты на муниципальной службе.

Работников много, и зарплаты у всех разные. Так что заморозка сама по себе не может сказаться на всех одинаково. Глава департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев рассказал «МК» о возможных последствиях инициативы Минфина и о трудностях, с которыми возможно столкнется правительство.

«У госслужащих всегда был свой порядок повышения оплаты труда, который регулировался решением правительства и указами президента. Например, 2 августа 2012 года был подписан указ «1100», который касался совершенствования оплаты труда работникам администрации президента.» - пояснил эксперт.

По словам Николаева, средняя зарплата сотрудника президентской администрации на 2013 год составила 171 тысячу рублей - выросла примерно на 66%. «Естественно, многие могли бы и согласиться с отказом индексации, на таком фоне заморозка не выглядит чем-то ужасным», - говорит Николаев.

Вместе с тем у рядовых госработников зарплаты не такие уж и большие, поэтому отказ от индексации может оказаться для них крайне чувствительным. Все это грозит тем, что люди будут попросту увольняться. «Сам по себе шаг неоднозначный. Нужно было оставлять индексацию, но в то же время подтягивать низкооплачиваемых сотрудников к высокооплачиваемым. Вот тогда и овцы были бы целы, и волки сыты», - заключает Николаев.

?ПРАВИТЕЛЬСТВО УНИЧТОЖИТ НАКОПИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ ПЕНСИИ

Россияне будут выбирать между 6% и 0%

Правительство приняло решение сократить до нуля отчисления в накопительную часть пенсии для "молчунов", то есть для тех, кто не воспользовался правом выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда и чьи накопления остаются в ВЭБе. Об этом заявила 17 сентября журналистам первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко. Иными словами накопительная часть для «молчунов» будет составлять 0%, а не 2%, как это еще неделю назад обещало правительство.

Предполагалось, что с 2014 года в соответствии с утвержденной пенсионной реформой у "молчунов" отчисления в накопительную часть пенсии сокращаются с 6% до 2%, а оставшиеся 4% направляются в страховую часть. У тех же, кто доверил свои накопления частной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду, размер отчислений в накопительную часть останется на уровне 6%.

Однако с подготовкой итоговых расчетов Минтруда задержалось. Из-за этого глава ведомства Максим Топилин несколько раз подвергался резкой критике со стороны Владимира Путина. Последний раз президент высказывал свое недовольство 7 мая 2013 года.

Но в конце концов на закрытом совещании у премьера 9 сентября все-таки одобрили пенсионную реформу окончательно. Спустя два дня вице-премьер Ольга Голодец даже сообщила, что кабмин урегулировал все вопросы по новой пенсионной формуле, которую предполагается применять с 2015 года.

Напомним, что уже с 2002 года пенсия складывается из страховой и накопительной частей. Работодатель из фонда заработной платы перечисляет в Пенсионный фонд 22%. Из них 16% идет на страховую часть пенсии работника, а 6 %- на накопительную. Правда, почти сразу работников которые родились раньше 1967 года уже лишили накопительной части пенсии.

Нововведение от Минтруда заключается в том, чтобы лишить накопительной части пенсии и всех остальных. Однако сразу эта идея не прошла. Поэтому был предложен компромиссный вариант. «Молчуны», которые не определились с тем, куда будет отправляться их накопительная часть пенсии (которой сейчас управляет ВЭБ) должны получать не более 2% от фонда заработной платы. Если кто-то хочет получать все «нынешних» 6% должны обратиться в негосударственный пенсионный фонд либо в частную управляющую компанию.

Тем не менее Голодец уточнила,что все пенсионные нововведения войдут в силу в 2015 году. Соответственно пенсионные законопроекты будут внесены в Госдуму только в ноябре этого года.

Но случилась сенсация. Опять неприятная. Представитель Минфина проговорилась. Будущих пенсионеров будут лишать их накоплений уже с нового года. "Принято решение делать не 4-2%, а 6-0%. То есть, или ты принимаешь решение 6% в накопительную, либо - 0%", — пояснила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

Решение правительством уже принято, соответствующие изменения будут внесены в закон о бюджете на 2014-2016 годы, сообщил журналистам замминистра финансов Алексей Моисеев. "Да, у молчунов будет ноль — это решение правительства. Это будет внесено в закон о бюджете на 2014-2016 годы. И это Минтруд должен будет учесть в своем законопроекте.

Смысл его в том, что если человек не хочет иметь накопительную часть, то тогда нечего ему оставлять 2%, надо ему оставить ноль. Тем более что по формуле это влияет на количество баллов, которые человек будет получать по новой системе", — сказал Моисеев.

По словам Нестеренко, пересмотр параметров выбора накопительного компонента позволит получить экономию около 350 миллиардов рублей в 2014-2016 годах. "С учетом того, что примерно 44% пенсионеров выбирают накопительную часть, дополнительная разница с этими двумя процентами составляет 102 миллиарда рублей в 2014 году, 116 миллиардов рублей — в 2015 году и 133 миллиардов рублей в 2016 году, — сказала Нестеренко.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру