Коммунальный рынок столицы сейчас находится под контролем государственных унитарных предприятий — ДЕЗов. Малый бизнес делает на нем первые робкие шаги. Лишь 10% жилого фонда столицы (в основном новостройки) находятся в управлении коммерческих структур. Однако в скором будущем в результате реформы ситуация кардинально изменится.
Специалисты столичного Центра реформы в ЖКХ провели анализ и обозначили главные трудности, которые тормозят развитие малого и среднего бизнеса. В числе основных — отсутствие здоровой конкуренции. В таких условиях коммерческое предприятие просто не сможет позволить себе халатно относиться к выполняемой работе. Заместитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы Евгений Хромушин отметил, что городские власти будут решительно пресекать недобросовестную конкуренцию, которая приводит к скачкам цен при резко сокращающемся качестве коммунально-жилищных услуг, а также к проблемам с населением. По его словам, сейчас готовится проект постановления правительства Москвы “О развитии конкурентной среды в сфере управления многоквартирными домами”. “Мы должны создавать сильные, очень активные, очень конкурентоспособные компании малого и среднего предпринимательства, которые смогут оказывать собственникам услуги максимального качества по доступной цене”, — отметил Хромушин.
Еще одна “болевая точка” — нехватка квалифицированных кадров. Особенно остро не хватает дворников, сантехников, плотников. Для построения успешного бизнеса многим предпринимателям также не хватает опыта. Но эта проблема разрешима, заверил присутствующих руководитель Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства г. Москвы Михаил Вышегородцев. Он напомнил, что ЖКХ — одно из семи приоритетных направлений развития малого бизнеса столицы. Поэтому Москва готова на 100% профинансировать из бюджета подготовку кадров для системы ЖКХ, системы энергосбережения и ресурсосбережения. Причем повысить квалификацию совершенно бесплатно могут не только руководители и менеджеры компаний, но и представители рабочих профессий. Министр сообщил, что в каждом территориальном центре развития предпринимательства столицы создан сервисный центр ЖКХ. В его задачу входят консультации по вопросам ЖКХ и вопросам участия в конкурсах на получение госзаказа по этому направлению. Кроме того, предприниматели могут получить консультации по всем существующим видам поддержки.
Малый бизнес, работающий в сфере ЖКХ, может рассчитывать на субсидии из бюджета. Правда, получить такую помощь можно только на условиях софинансирования. Субсидии бывают трех видов: на поддержку старт-апов в размере 350 тыс. рублей; на поддержку молодежного предпринимательства — до 750 тыс. рублей; на приобретение основных средств — от 2,5 до 5 млн. рублей. Ежегодно город выделяет малым предприятиям около 800 субсидий.
Глава департамента особо подчеркнул, что власти города приветствуют создание в сфере ЖКХ саморегулируемых организаций (СРО). Он пояснил, что нет механизмов, позволяющих оплачивать вступительный взнос бизнесмена в СРО, но выход найден. В частности, есть два примера, когда начинающая компания вкладывает собственные средства в качестве вступительного взноса в СРО в объеме 400 тыс. рублей и получает 350 тыс. от города на оплату аренды офиса, зарплату работников. “Город не может помочь в оплате взноса в СРО, но он может субсидировать начинающего предпринимателя на разрешенные цели, а собственные вложения, направленные на вступление в СРО, засчитываются как софинансирование”, — пояснил Вышегородцев. Напомним, что для членов СРО, занимающихся управлением жилым фондом, планируется ввести обязательное страхование гражданской ответственности на сумму не менее 500 тыс. руб. на многоквартирный дом. По предварительным подсчетам, обеспечение страхования ответственности УК и членов СРО составит около 1,5 руб. за 1 кв. м.
Помимо финансовой поддержки город оказывает и имущественную. Например, малый бизнес может участвовать в долевом строительстве многофункциональных деловых центров. Стоимость офисных помещений, собственниками которых могут стать предприниматели, — ниже рыночной и даже ниже цены строительства, так как столичные власти взяли на себя финансирование подготовки всей проектно-сметной документации, а земельный участок под строительство выделяется бесплатно.
Конечно, подключиться к процессу долевого строите льства сегодня могут себе позволить лишь несколько крупных игроков. Большинство частных управляющих компаний, работающих на столичном рынке, представляют собой ООО с небольшим уставным фондом, у которого нет ни денег, ни материально-технической базы. “Частные УК предпочитают браться не за комплексное управление домами, а оказывать отдельные услуги, посредником в которых выступают все те же ЖЭКи и ДЕЗы”, — говорит руководитель ГУ “Центр реформы в ЖКХ” Ирина Шрамко. По ее мнению, законодательное регулирование нужно выстроить таким образом, чтобы учитывались все текущие проблемы молодых частных компаний, работающих в сфере управления, эксплуатации и предоставления коммунальных услуг.
Как заявил в конце встречи г-н Вышегородцев, все актуальные проблемы по итогам встречи будут направлены мэру г. Москвы. Он предложил осенью организовать встречу с управляющими компаниями для разъяснения тех вопросов, которые поднимались на “круглом столе”.