— Игорь Владимирович, с 1 июля этого года Москва перешла на электронные аукционы. Как изменилась динамика торгов по размещению госзаказа в сфере соцзащиты населения?
— Сегодня электронные аукционы стали основной формой размещения заказа. Достаточно сказать, что с августа по ноябрь нынешнего года объявлено 168 электронных аукционов, из них 88 уже проведено.
— Как прошли ваши первые аукционы?
— Первые четыре аукциона в электронной форме по капремонту подведомственных учреждений прошли в конце августа. Они дали весьма солидное снижение стартовых цен — примерно 14 млн. рублей, да и конкуренция оказалась довольно плотной. Среднее число участников в одном аукционе — порядка 10, а по некоторым аукционам и больше.
— Что мешает проведению электронных аукционов?
— Вначале вызывало некоторое беспокойство техническое сопровождение электронных аукционов. Привыкли ведь к “бумажной” подготовке документов для торгов, а сейчас все делается в электронном виде. Случалось и так, что при рассмотрении частей заявок каких-то документов мы недосчитывались. Но все неувязки решались в рабочем порядке с электронной площадкой, и в конечном итоге комиссии удавалось выполнить свою функцию.
Хочу подчеркнуть роль Тендерного комитета и торговой площадки, которые помогают в оперативном режиме решать возникающие вопросы. Хотел бы пожелать площадкам совершенствовать свою материально-техническую, аппаратную и программную части, чтобы минимизировать риски возможных нарушений законодательства по процедурам размещения заказов и срывов сроков, которые предусмотрены этими процедурами.
— Как проходило обучение специалистов департамента по размещению госзаказа?
— Обучение началось до того, как было принято решение правительства Москвы о переходе на эту форму аукционов. При содействии департамента города Москвы по конкурентной политике и специалистов ЕЭТП наши сотрудники прошли полный курс. Идет обучение и в процессе работы. В департаменте, в подведомственных учреждениях определены люди, которые отвечают за этот блок вопросов. Сегодня первоначальное обучение, а также семинары в нашей отрасли прошли более 700 человек. Можно сказать, что вся сеть подведомственных учреждений получила необходимые навыки работы с электронной площадкой. Замечу также, что наши сотрудники проходят плановое обучение в Московском учебном методологическом центре университета правительства Москвы по курсу “Размещение заказа”. За последние два года 54 сотрудника повысили свою квалификацию.
— Увеличилась ли, на ваш взгляд, конкуренция с введением электронных аукционов?
— Электронные аукционы обеспечивают условия для более открытого, прозрачного размещения заказа, способствуют повышению общей конкурентоспособности в городе, снижают возможность корпоративного сговора среди участников. Отмечу, что за последние 3 месяца наблюдается рост числа участников. Мы связываем это с тем, что поставщики осознали, что электронные торги — это всерьез и надолго. Об этом говорят и цифры. Из 88 проведенных аукционов только по семи (с начала августа по конец сентября) не было подано ни одной заявки. Среднее количество участников на аукцион составило 4. Общая экономия за весь год с учетом и других форм размещения заказа достигла 678 млн. рублей, что составляет почти 11% от начальной цены против 7% в 2009 году. На мой взгляд, это весьма наглядная иллюстрация преимуществ данной формы торгов. Помимо этого большое преимущество еще и в том, что удалось минимизировалось время работы тендерных комиссий. Если раньше членам комиссии необходимо было присутствовать непосредственно на процедуре проведения аукциона, то сейчас все идет автономно на торговой площадке, а комиссия задействована только при рассмотрении заявок и принятии решений.
— Какие формы размещения госзаказа наиболее часто используются департаментом?
— Сегодня доля электронных аукционов резко возросла, это примерно 76% от общей доли проведенных процедур. Думаю, что в будущем году эта цифра дойдет до 85—90%.
Размещение заказов на электронных аукционах — это все товарные закупки, строительные, ремонтные, проектные работы, закупка техсредств реабилитации инвалидов, продукты питания, лекарственное обеспечение. Конкурсные процедуры проводятся в соответствии с законодательством по ограниченному кругу предметов торгов. Это санаторно-курортные и охранные услуги, оказание протезно-ортопедической помощи. Что касается котировок, то они проводятся преимущественно нашими подведомственными учреждениями для оперативного размещения заказа на небольшие объемы.
— Сталкивались ли вы с недобросовестным исполнением госконтрактов или отказом от них?
— Конечно, причем как до перехода на аукционы в электронной форме, так и после. В настоящее время имеем приличное число контрактов, по которым применялись штрафные санкции или они расторгались. Только в этом году претензионная работа ведется по 62 госконтрактам. Но проблемы есть и в другом. Скажем, у нас налажена работа по комиссионной приемке закупаемых товаров, например техсредств реабилитации инвалидов. Однако эта работа в соответствии с законодательством начинается лишь на этапе поставки контрольного образца, то есть уже после заключения контракта. Если возникают проблемы с качеством или ассортиментом изделий, запускаем претензионную работу. Но у нее длительные сроки — многие месяцы, а по некоторым контрактам, которые перешли на рассмотрение в Арбитражный суд, уже тянется больше года. Тем самым не можем выполнить главную задачу — получить необходимые изделия и обеспечить ими инвалидов. И эта проблема требует своего законодательного разрешения. Есть и другая, не менее важная коллизия, с которой мы постоянно сталкиваемся. Каждый человек — это индивидуальность, у него есть показания и потребность в том техническом средстве реабилитации, которое ему необходимо. Допустим, существует широкий модельный ряд колясок для передвижения инвалидов. В соответствии с законом мы прописываем в аукционной документации ту или иную модель, которую определяем на основании показаний конкретного человека, которому необходимо именно такое кресло. Описываем ее технические характеристики. Разумеемся, выбираем качественные модели, надежных производителей и сопровождаем это словом “ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТ”.
— А что делают поставщики?
— Они берут и просто копируют то, что мы описали как признак эквивалентности, предлагая свои модели. А что потом поставляется — это уже другой вопрос, ибо потребность инвалида была совершенно в ином изделии. И возникшую проблему необходимо разрешить незамедлительно. Может быть, следует все-таки разрешить государственным заказчикам на аукционы, проводимые в электронной форме, выставлять подобного типа изделия с указанием их модели без сопровождения крылатой фразой “или эквивалент”.
— Много ли оштрафовано недобросовестных поставщиков?
— Сегодня сумма штрафных санкций составляет около 600 тыс. рублей. И поставщики уже почувствовали определенный прессинг со стороны госзаказчика, они стали опасаться поставлять некачественный товар, начинают более ответственно относиться к своим обязательствами по исполнению контрактов.
— Штрафы, занесение в реестр недобросовестных поставщиков. Эти меры действенны?
— К сожалению, не всегда. Например, учредитель или гендиректор некой фирмы занесены в реестр, но он регистрирует новую фирму и продолжает участвовать в торгах с тем же результатом. Уверен, что решить эту проблему можно, но только через совершенствование законодательства.
— Какова доля торгов для субъектов среднего и малого бизнеса и какие работы они выполняют?
— По состоянию на ноябрь этого года доля торгов среди субъектов среднего и малого предпринимательства составляет более 15% от общего разрешенного объема размещенных заказов по данному направлению по всей системе соцзащиты. Это работы по строительству и ремонту, поставки товаров хозназначения.
— Что бы вы могли посоветовать заказчикам и поставщикам?
— Советы весьма короткие. Госзаказчикам постоянно совершенствовать свою квалификацию, а поставщикам — как можно чаще участвовать в аукционах.