В конце прошлой недели «Левада-центр» опубликовал результаты августовского опроса общественного мнения. Согласно данным социологов, 22% респондентов не против еще одного президентского срока Путина, в марте их было 17%. Тогда как 49% опрошенных не видят нынешнего президента на посту главы государства по итогам выборов 2018 года. С марта сторонников этой идеи стало больше на 6%. А между тем согласно августовским рейтингам доверия того же «Левада-центра», 63% россиян одобряют деятельность Владимира Путина на посту президента страны.
Противоречивые данные «независимых социологов» вызвали обсуждение в экспертном сообществе. Профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев обращает внимание на манипулятивный характер проведенного опроса. По его мнению, социологи фактически занимаются агитацией и пропагандой. По сути дела, они пытаются заглянуть далеко в будущее и спрашивают респондентов о четвертом сроке, ситуация с которым прояснится лишь через шесть лет, немудрено, что люди пока не сформировали позицию на этот счет.
Но есть, считает Матвейчев, и другая причина. «Если я вам скажу: „Не думай о желтой обезьяне“, вы все равно хоть на секунду о ней подумаете. Так и здесь. Человек вообще не думает, что там будет через шесть лет с политикой. Нормального человека это не интересует. Его останавливают на улице и задают жесткий, резкий вопрос: „А вот что будет через шесть лет?.. Путин или не Путин?“ Человек, как правило, обескуражен таким вопросом. Он начинает думать: не знаю, что будет через шесть лет, вдруг появится политик мечты, за которого я захочу проголосовать. В результате на такой вопрос можно получить весьма туманный и расплывчатый ответ», — отмечает Матвейчев. Эксперт убежден, что существует ряд вопросов, которые сбивают с толку, заставляют думать на тему, в которой обывателю не просто разобраться, и тут ему предлагают заготовленные варианты ответов.
На его взгляд, посредством подобных вопросов предпринимается попытка индуцировать общественное мнение: «Люди следуют определенной политической моде. Если гражданам постоянно говорят о снижающихся рейтингах, они не хотят, чтобы их позиция резко расходилась с мнением большинства. Никто не хочет чувствовать себя исключенным из стаи».
Между тем, когда тот же «Левада-центр» задает вполне конкретные вопросы, результаты получаются другими, говорит эксперт: «К примеру, 57% полностью или скорее доверяют действующему президенту. Получается, что отношение граждан к нему отличное, такому рейтингу могли бы позавидовать лидеры большинства стран мира. О таком рейтинге мог только мечтать президент Ельцин или Кучма с их 3, 5 или 7 процентами, но они при таком уровне поддержки даже выборы умудрялись выигрывать. На этом фоне проценты Владимира Путина выглядят впечатляюще».
Политолог Павел Данилин подтверждает: «Даже в этих ангажированных опросах, когда задаются моделирующие вопросы респондентам, мы можем увидеть, что большая часть граждан поддерживает курс, которым руководство ведет страну. В частности, 55% считают, что Путин незаменим в качестве лидера страны».
По словам, генерального директора Института приоритетных региональных проектов Николая Миронова, уровень критического отношения к главе государства весьма невысок: «Тех, кто против Путина, согласно данным опроса, 16%. Этот уровень может меняться. На него, в частности, влияют информационные кампании со стороны системной и несистемной оппозиции».
Вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов замечает, что колебание рейтингов в кризисные годы является вполне нормальным явлением: «Прежде всего стоит отметить что на фоне нестабильности и кризисных явлений значительная часть граждан — и это общераспространенная тенденция, характерная также для американского и для европейского рынков, — делает ставку прежде всего на стабилизацию, на сохранение базовых потребностей. То есть потребность в безопасности, в экономической и социальной стабильности, и негативные изменения в этом плане воспринимаются достаточный болезненно». В этом контексте ставка на политиков, которые способны обеспечить эту защищенность, не является основополагающим трендом. «Если посмотреть на Европу, то там наблюдаются похожие тенденции, потому что снижение занятости, валютные риски и рост цен становятся основными решающими факторами в определении предпочтений граждан», — подчеркивает Абзалов.
При этом, рассуждает эксперт, рейтинг Владимира Путина среди наиболее перспективных политиков остается достаточно высоким: «То есть он фактически аккумулирует на себе рейтинг доверия к системе, и прежде всего на федеральном уровне. Если посмотреть на данные исследований, даже среди тех, кто не поддерживает, не одобряет общий курс, большая часть — это люди, которые в принципе не видят для себя представителей в действующей политической элите, начиная от системной и заканчивая несистемной».
Политолог Николай Миронов согласен с коллегой. Он обращает внимание на то, что при изменении формулировки вопроса социологов результаты получаются совершенно иными: «Так, 63% респондентов одобряет деятельность Путина на посту президента. Хорошая, кстати, цифра. Аналогичные рейтинги у мировых лидеров, как правило, ниже. Например, у Барака Обамы рейтинг — 52%, у популярной Ангелы Меркель — 58% (причем это „скорее поддерживающие, чем не поддерживающие“ канцлера). Недавно избранный Франсуа Олланд не смог преодолеть 50%-ный барьер — у него 46%. У английского премьера вообще 23%, и т.д.».
«Таким образом, Путин — это по современным меркам очень популярный политик, который является безусловным лидером нации, пользующийся доверием прочного большинства», — делает вывод Миронов. По его мнению, рейтинг доверия Владимиру Путину, который социологи фиксируют в настоящее время, гораздо важнее мифических цифр по поводу далекого будущего.