МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Адмирал НАТО встревожился невеселыми перспективами подводной «гибридной войны» с Россией

«Вести постоянное наблюдение за каждым кабелем невозможно»

Подводная “гибридная война” угрожает безопасности 1 миллиарда человек, предупреждает военачальник НАТО. Подводная инфраструктура уязвима перед российскими угрозами, запугивает публику вице-адмирал Дидье Малетер, после подозрений в диверсиях на газопроводах (к которым, судя по всему, прямое отношение имеют именно западные спецслужбы).

Фото: Global Look Press

Безопасность почти 1 миллиарда человек по всей Европе и Северной Америке находится под угрозой из-за якобы имеющих место попыток России использовать уязвимые места подводной инфраструктуры, включая ветряные электростанции, трубопроводы и силовые кабели, “вангует” командующий силами НАТО.

Как пишет The Guardian, адмирал Дидье Малетер, заместитель командующего Объединенным военно-морским командованием НАТО (Marcom), заявил, что сеть подводных кабелей и труб, от которых зависят энергетика и коммуникации Европы, была построена не для того, чтобы противостоять “гибридной войне”, которую, по его заверениям, ведут Москва и другие противники НАТО.

“Мы знаем, что русские разработали множество методов подводной гибридной войны, чтобы подорвать европейскую экономику, используя кабели, интернет-кабели, трубопроводы. Вся наша подводная экономика находится под угрозой, - вещает адмирал. – И, чтобы было предельно ясно, мы знаем, что русские разработали в области атомных подводных лодок для работы под водой. Так что мы не наивны, и мы [страны НАТО] работаем вместе”.

Комментарии были сделаны после двух инцидентов, связанных с предполагаемым саботажем на газопроводах в Балтике за последние 18 месяцев – сначала на газопроводах Nord Stream 1 и 2 в сентябре 2022 года, а затем на Balticconnector в октябре прошлого года. Несмотря на тщательное расследование, проведенное несколькими государствами, оба инцидента остаются нераскрытыми, хотя в декабре Финляндия заявила, что “все указывает на то”, что китайское судно якобы намеренно повредило Balticconnector своим якорем.

Адмирал Малетер, моряк-подводник, который, по его словам, сам провел “более 1000 дней под водой”, утверждает, что окружающая среда кардинально изменилась с тех пор, как большая часть существующей инфраструктуры была впервые создана частным сектором, что сделало ее чрезвычайно уязвимой: “Они [компании, ответственные за них] не знали, что такая гибридная война будет развиваться так быстро. Более 90% интернета находится под водой. Все наши каналы связи между США, Канадой и Европой проходят под водой, поэтому существует множество уязвимостей”.

По его словам, несмотря на растущую роль морской ветроэнергетики в достижении климатических целей, инфраструктура по-прежнему имеет “системные уязвимости”. По данным отраслевой ассоциации WindEurope, к 2050 году мощность морской ветроэнергетики необходимо будет увеличить на 25%, чтобы достичь целевых показателей по мощности ветроэнергетики в ЕС, в то время как администрация Байдена хочет к 2030 году развернуть 30 000 мегаватт морской ветроэнергетики вдоль береговых линий США.

По словам Малетера, в любой момент времени в распоряжении Marcom было “более 100 кораблей, атомных и обычных подводных лодок”, патрулирующих воды, включая Арктику, Черное море, Атлантику, Балтику и Средиземное море.

“Это очень важная проблема, поскольку речь идет о безопасности почти 1 миллиарда гражданских лиц стран НАТО. Мы нуждаемся в защите и хорошем снабжении нашей жизненно важной подводной инфраструктурой”, – взывает вице-адмирал.

Но даже при значительном присутствии НАТО было невозможно обеспечить охрану каждого элемента подводной инфраструктуры, кручинится натовский флотоводец, и главная ответственность за защиту своей собственной инфраструктуры лежит на государствах-членах.

“Мы знаем, что существует множество уязвимых мест… Когда у нас есть установка на шельфе, в первую очередь ответственность лежит на государствах”, - сказал он.

Адмирал добавил: “В настоящий момент мы уделяем особое внимание русским, но очень сложно вести постоянное наблюдение за каждым кабелем; это невозможно. Многие страны, в том числе Норвегия, Швеция, Дания, разработали беспилотные летательные аппараты, сенсоры, беспилотные подводные аппараты, чтобы иметь возможность очень быстро обнаруживать что-то подозрительное или что-то, что идет не так”.

Опасения по поводу подводной безопасности возросли настолько, что НАТО находится в процессе создания центра, занимающегося этой проблемой, в штаб-квартире Marcom в Великобритании в Нортвуде, на северо-западной окраине Лондона, рядом с центром судоходства НАТО.

Используя программное обеспечение с искусственным интеллектом, Marcom может обнаруживать и отслеживать подозрительную активность на море, например, когда суда отключают свою автоматическую идентификационную систему (АИС), чтобы их не могли отследить или они не слонялись без дела в определенном районе.

Они также используют спутники. “Мы используем все наши датчики от морского дна до космоса, в частности спутниковые возможности НАТО, чтобы иметь возможность выявлять подозрительную активность”, - сказал Малетер.

По словам Малетера, возможность идентифицировать участников гибридных атак имеет жизненно важное значение, но он признал, что это может быть непросто, сравнив это с отслеживанием лица, совершившего кибератаку. “Если русские используют очень мощные силы и средства - я не могу вдаваться в подробности, но мы говорим о подводных лодках и атомных субмаринах – это очень, очень сложно”, – сказал он.

Присоединение Финляндии к флоту НАТО в прошлом году, а совсем недавно - Швеции, которая в марте стала полноправным членом НАТО, рассматривается как особенно важное для защиты Балтийского моря и Арктики. Опыт Швеции в обоих регионах “немедленно повысит способность НАТО обнаруживать и сдерживать любую региональную агрессию”.

“И когда мы говорим об агрессии, мы, очевидно, думаем о России”, - добавил Малетер, который сказал, что членство Швеции, в частности, включает подводные лодки, корабли противоминной обороны, силы специального назначения и быстрые, мощные катера.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах