Полтора десятилетия — достаточный срок, чтобы по праву занять заметное место в истории города. Говоря о «собянинской Москве», подразумеваешь сделанное по общему дизайн-коду и всепроникающее уличное благоустройство, революционные изменения в городском транспорте, реконструкцию промзон, новый облик высотных жилых домов. А за этими видимыми атрибутами нынешней эпохи — полностью обновленная, пересобранная на цифровой основе платформа городского управления, современные инструменты взаимодействия общества с городскими властями.
Метаморфозы, произошедшие в Москве и с Москвой с 2010 года — конечно, результат не столько личной инициативы главы города, сколько назревшей и вполне объективной необходимости. Сохранить и укрепить свои позиции в ряду мировых мегаполисов на всем горизонте XXI века — такова стратегическая цель развития столицы, поддержанная и на федеральном уровне. Это, впрочем, не умаляет и личных заслуг Сергея Собянина — для управления процессами таких масштабов необходим незаурядный талант и опыт администратора. То, что намеченные трансформации идут вполне успешно, а цели эволюции Москвы неуклонно достигаются даже в сложные времена — говорит о том, что российская столица в эпоху большой трансформации обрела адекватного для этих целей руководителя.
Каркасы на вырост
С материальной точки зрения город — это грандиозный узел инженерных и инфраструктурных систем, которые необходимо непрерывно обновлять и расширять по мере развития технологий и роста агломерации. Иногда — после периодов застоя и недофинансирования — делать это приходится скачками, причем сразу «на вырост», чтобы сделанных преобразований хватило еще на несколько десятилетий. Москва времен Сергея Собянина — пример именно таких инфраструктурных скачков-обновлений.
Наиболее впечатляющую эволюцию демонстрирует транспортная фера: скоростной внеуличный общественный транспорт реконструируется и строится по меркам середины XXI века. С 2010 года число станций метро в столице выросло с 182 до 302. Запущены рекордная по длине 70-километровая Большая кольцевая линия, пассажирское движение по Московскому центральному кольцу, реконструируются по современным стандартам пригородные диаметры МЦД. В пешеходной доступности от метро сейчас живут около 90% москвичей.
Принципиально изменился и автомобильно-дорожный каркас города. Появились скоростные хордовые магистрали, разгружающие центр города, МКАД и ТТК от транзитного транспорта. Строится транспортная система Новой Москвы — добавим, что территория столицы выросла более чем вдвое также в срок полномочий Сергея Собянина. Улично-дорожная система столицы преобразуется по современным урбанистическим теориям, разделяющим два контура — скоростной для преимущественно транзитного движения и традиционные улицы, где наряду с автомобилями преимущество предоставляется пешеходам и велосипедистам.
Грандиозным по мировым масштабам проектом стала реновация жилого фонда — ее начало Сергей Собянин в феврале 2017 года анонсировал в докладе президенту России Владимиру Путину. Замена десятков миллионов квадратных метров изношенных многоэтажек первого индустриального периода домостроения казалась неподъемной задачей, но, как показали минувшие восемь лет, она успешно реализуется. В ходе реновации была создана мощная законодательная база в области градостроительства, позволяющая обновлять город поквартально. А правовой механизм комплексного развития территорий (КРТ) активно используется для рекультивации московских промзон, потерявших актуальность в их нынешнем виде.
За фасадом этих грандиозных проектов, видимых всем — менее заметные, но, пожалуй, даже более важные процессы обновления инженерных сетей (линий электропередач, коллекторов, водоводов). А в области управления городом под руководством Сергея Собянина состоялась настоящая революция документооборота — интерфейсы, служащие для диалога города с гражданами, стали электронными.
Человеческое измерение
К началу 2010-х годов Москва подошла городом, заслуженно гордившимся своей «социалкой». Столице удалось сохранить грандиозные сети образовательных и медицинских учреждений, театров и выставочных залов, библиотек и физкультурно-оздоровительных комплексов. В нынешнюю эпоху эта инфраструктура — которая не менее важна, чем дома и дороги — не только поддерживается, но обновляется и развивается.
Городские поликлиники сейчас в большинстве своем уже соответствуют принятому в 2018 году прогрессивному стандарту — после масштабной реконструкции они стали образцом дружелюбия к пациенту, наполнились современной медицинской техникой, а маршрутизация пациентов была улучшена. Аналогичное обновление происходит и с школьными зданиями — они обновляются по типовым проектам, предоставляя ученикам все необходимые в наше время возможности и услуги. Преобразились также библиотеки (они стали открытыми клубами для москвичей), парки, кинотеатры и ставшие районными местами встречи. Идет масштабная кампания реконструкции спортивных комплексов.
Человеческий капитал — важнейший для современного города, поскольку именно за людей — прежде всего образованных, творческих, создающих максимальную добавочную стоимость — идет мировая конкуренция среди больших городов. Именно поэтому Москва делает всё, чтобы стать наиболее привлекательной для людей и бизнеса. От реконструкции и модернизации всех видов инфраструктуры до оптимальной, что признано во всемирном масштабе, тактики противостояния пандемии коронавирусу, от создания мощной современной базы креативных индустрий до сохранения мощнейшего в стране профессионального образования — Москва 2020-х прочно входит в число мировых лидеров по привлекательности для жизни и работы. И в этом — значительный вклад управляющей городом уже 15 лет команды Сергея Собянина.