Вообще странно, почему до этого додумались всего-навсего несколько лет назад: полукруглая в плане елка (конечно, искусственная) ставится вплотную к стене или даже вешается на нее. Какая экономия площади, однако! И нет никакой «изнанки», теневой стороны, на которую вроде как надо вешать игрушки, а вроде как там их никто и не видит...
На самом деле понятно, конечно, почему полуелки придумали именно сейчас. Именно такая конструкция оптимальна для мегаполисных новостроек с их микроквартирками-студиями в 20 и менее «квадратов». Да и обычные малогабаритные квартиры, где на две жилые комнаты четверо жителей, не располагают к тому, чтобы, как на старых картинках, поставить большую елку в центре «залы» и водить вокруг нее хороводы. Кстати, и самих хороводов нет — за неимением такого количества родственных и дружественных детей.
Стоят, кстати, эти конструкции не так уж мало — от 7 тысяч рублей. Скажем прямо, если выбирать за эти деньги живое деревце, оно будет вполне рослым, пушистым и на вид «богатым». Зато — искусственная елочка, конечно, не на один год.
Основной площадкой для покупки новогодних украшений вот уже не первый год остаются маркетплейсы — романтиков ноябрьского и декабрьского шопинга «вживую» все меньше. Это видно по статистике минувших ноябрьских распродаж вроде «черной пятницы» и 11.11 — в них покупки на больших онлайн-площадках уже доходят до 90% общего оборота. Ну, маркетплейсы так маркетплейсы; кстати, если ими пользоваться с умом, разнообразие новогодних украшений там прямо-таки потрясает.
Начать с того, что елочные (как и детские) игрушки на маркетплейсах можно найти совершенно на любой сюжет и из любой «вселенной». Сочетание маркетплейса (на который может, с известными оговорками и издержками, выйти любой мелкий частник) и 3D-печати, позволяющей копировать любые образы, создало буквально прорыв в игрушечной индустрии. Хочется, к примеру, украсить елку капитаном Джоном Сильвером из мультика «Остров сокровищ» 1980-х годов — без проблем! Или, скажем, богатырями студии «Мельница» — тоже сколько угодно. Это раньше нужно было ждать, когда правообладатель выпустит официальный «мерч» (а на нет и суда нет). Сейчас продавцов, готовых напечатать что угодно, — буквально тысячи. А значит, и границ фантазии для елочных игрушек не существует.
Популярность новогоднего «винтажа» и «антиквариата» — наверное, штука глубоко закономерная. Всем ведь хочется окунуться в детство, почувствовать себя ребенком на «той самой» домашней елке, под которой в новогоднюю ночь по волшебству появятся подарки, и все проблемы как-то сами собой отступят, и жизнь начнется сначала...
И совершенно закономерно, что уже сейчас в категорию ностальгических попали игрушки 90-х и начала 2000-х годов — те, которые в свое время многие считали малохудожественным новоделом. А сейчас дети, которые росли на этих игрушках, — уже сами родители и порой хотят поностальгировать. Так что все эти матовые с блестками Микки-Маусы, пенопластовые Дональды и прочие колокольчики — теперь милое ретро.
— Игрушки из 90-х годов действительно стали пользоваться спросом, они для многих стали «как в детстве», — подтверждает Илья, сотрудник московского антикварного магазина. — Другое дело, что по цене они не конкурируют с советскими игрушками. Даже новые, в упаковке, постсоветские украшения редко ценятся дороже 3000 рублей. Тогда как есть советские игрушки, которые оцениваются в 100 и более тысяч.
Да, это не миф: раритетные советские елочные игрушки действительно имеют высокую коллекционную цену. Примеры, по словам собеседника «МК», — это, прежде всего, стеклянные сюжетные игрушки 1930–1950-х годов. Например, серии «Сказки Пушкина» — полный довоенный комплект может стоить очень дорого. Чуть дешевле, но тоже дорого стоят знаковые игрушки, воспевающие советскую авиацию, — например, знаменитый дирижабль выпуска 1936 года может быть продан за 30–40 тысяч рублей.
А дороже всего — полулегендарные украшения с профилями сталинских наркомов, которые мало кто видел вживую. Эти, как рассказал продавец, если и появляются в продаже, то расходятся влет. Но обычно не для украшения елки — кому охота встречать Новый год с каким-нибудь Кагановичем! — а для статусного подарка.
Спрос так велик, что появились уже и поддельные советские елочные игрушки. Стоят дешевле, но... не то чтобы «не радуют», а просто очевидно грубее сделаны. Увы, культура производства за последние полвека несколько упала. По-настоящему тонкие вещи сейчас производят, но в другом жанре.
Например, в русском этническом стиле: на ярмарках керамистов можно найти поразительного качества проработки бабок-ёжек, мухоморы, лесных зверушек. Правда, цена будет серьезная — около 5000 рублей за авторское изделие. Стараются не отставать и традиционные заводы вроде Клинского: выпустили, скажем, к году Лошади соответствующую коллекцию шариков.
Все производители рассчитывают именно на тех, кто ради поднятия себе настроения перед Новым годом покупает хотя бы по одной-две новых игрушки — взамен разбитых и «просто так». И они, конечно, правы. Но все-таки — настоящий мир в душе наступает, когда вешаешь на лапы елочки те самые, заветные, из детства игрушки. Потому что это значит, что год прошел — а жизнь продолжается.