МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

«Стыдно и смешно»: Цискаридзе рассказал про цены на «Щелкунчик» и первую любовь

Николай Цискаридзе: «Самое частое заблуждение - что я нарцисс, самовлюбленный, ужасно уверенный в себе человек»

Друзья уважительно зовут его Максимычем, а фанаты — любовно — Никушей.

Николай Цискаридзе — легендарный артист балета, недавно попробовавший себя в драматической роли в культовом спектакле «Кабала святош», знает мир театра не только изнутри сцены, но и изнутри интриг. Долгие годы премьер Большого театра, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», признанная звезда мировой балетной сцены, он видел и аплодисменты, и кулисные ссоры, и закулисные хитросплетения власти. Это интервью — его разговор со зрителем в пресс-центре «МК». И он откровенно рассказывает о том, что обычно скрыто от публики: о ценах на билеты на легендарный балет Чайковского и собственном «баловстве» — как девятилетним танцевал на пуантах «Умирающего лебедя», о том, какую роль дал бы Людовику XIV в том самом «Щелкунчике», и какие интриги скрывает «Кабала святош», где сталкиваются амбиции, искусство и человеческие слабости.

Этот разговор — о балете, театре, его «детях» на кремлевской сцене, власти и личной жизни, которую нельзя понять, пока не посмотришь на нее глазами артиста.

Четыре книги Ирины Дешковой при участии Цискаридзе «Мозаика. Балет. Щелкунчик» стали наградой за лучшие вопросы читателей «МК».

«Я знаю, как быстро любовь превращается в ненависть»

— В балете «Урок» вы играли учителя, который жестоко расправляется со своей ученицей. Как вы готовились к роли? Насколько сложно вжиться в образ психопата и убийцы? И сыграли бы вы подобное в драматическом театре?

— В драматическом театре сыграть такую историю было бы невероятно интересно. Но главное — мне было безумно любопытно работать над «Уроком». Я видел постановку в начале девяностых в Большом театре. Она прошла всего два раза. Артисты были хорошие, но сам спектакль мне категорически не понравился. Тогда ведь не было Интернета: нельзя было мгновенно проверить, что это пьеса Ионеско. Что-то меня оттолкнуло — и я даже не стал разбираться.

Позже, когда я учил роль для программы Kings of Dance в Орандж Каунти, впервые прочитал пьесу и понял, насколько она серьезна. Спектакль был создан в 1965 году, через него прошли величайшие артисты XX века. В оригинале — учитель математики, служанка и юные ученицы, которых он убивает. Причем в тексте указано, что девушки семитского происхождения, а действие происходит в нацистской Германии. В балете вся эта драматургия переведена в язык движения.

Когда я пришел к балетмейстеру с вопросами, он был ошарашен. Сказал: «Вы первый артист за сорок лет существования спектакля, кто прочитал пьесу».

Мы долго разговаривали: он объяснял мотивации, детали. 2005 год — Интернет только входил в жизнь, серьезных материалов было мало.

Честно скажу: до последнего момента хотел отказаться. Ничего не нравилось, ничего не складывалось. И вдруг произошел перелом. Привезли декорации — старые, 1965 года. Они хранились в каком-то ангаре, пахли затхлостью. Их поставили на сцену под тусклый свет — и в этой убогости, в этой обветшалости я неожиданно увидел судьбу героя.

Я подумал: «Вот он — бывшая звезда балета, а теперь вынужден преподавать в этой жалкой студии».

На репетициях у нас было две артистки. Одна — просто репетировала и все время играла из себя дурочку; другая — танцевала, Алина Кожакару из Сан-Диего. И тут пришел ключ: если балерина играет дурочку — я убиваю ее как озлобившаяся, уничтоженная бывшая звезда; если отличница — я убиваю ее из ревности, что она может занять мое место.

Это напомнило мне «Сансет бульвар» и потрясающую фразу: «Нам не нужны были слова — у нас были лица». Вот этот нерв обезумевшей растоптанной славы я и взял.

Фото: Мадина Черчесова

Меня учила Галина Уланова. Она привила уважение к актерскому ремеслу. Для меня мотивировка роли — святое.

Балетмейстер был поражен тем, как глубоко я копаю. Не знал, что я воспитан в русской психологической школе. Когда я нашел решение и сказал: «Можно я сделаю так?» Он посмотрел и ответил: «Тебе можно всё».

Позже Миндаугас Карбаускис, который тогда был художественным руководителем Театра Маяковского, пришел на спектакль. Мы долго обсуждали роль. Это он предложил: когда я замахиваюсь стулом, не бросать его, а тихо поставить. Чтобы стало ясно: человек перешел грань. Он добавил еще несколько штрихов — потрясающе точных.

Работать над «Уроком» оказалось огромным счастьем. Хотя начиналось все мучительно.

— Если бы вам сейчас позвонил президент и предложил одну из трех должностей — директора Большого театра, министра культуры или министра образования, — что бы вы выбрали?

— Не знаю. Возможно, десять лет назад я бы начал рассуждать, сравнивать, выбирать. Но сегодня, имея большой руководящий опыт и будучи старше, могу сказать честно:

Все три должности — окаянные. Теперь я понимаю это отчетливо.

Никогда не найдется человек, который искренне скажет: «Как прекрасно, что меня назначили!». Потому что в каждой должности — огромный объем проблем. Любой зритель, читатель, слушатель без труда составит длинный список претензий к этим сферам — и я, по правде говоря, почти со всеми бы согласился. У нас хватает и перегибов, и недочетов, и быстро исправить все это невозможно.

Когда я был артистом, у меня было множество иллюзий: казалось, что изменить систему можно мгновенно. Это не так. Из трех названных институтов легче всего управлять театром — это маленькое государство. А министерство — это мчащийся поезд. У него множество вагонов, в каждом вагоне — купе, в каждом купе — люди, характеры, интересы. И ты обязан со всеми найти общий язык. Не знаю, что бы выбрал.

Я вообще не хотел становиться ректором. Но президент нашел нужные слова.

— Когда обсуждалось мое назначение в академию, я категорически не хотел. Я никогда не думал о руководстве учебным заведением — тем более в Санкт-Петербурге. Но Владимир Владимирович произнес фразу… дословно я не помню, потому что совершенно не ожидал такого разговора. Но смысл был такой: «Тебе нужно проявиться. Показать, чего ты стоишь».

И это меня задело.

Тогда про меня писали такую чушь… хотя параллельно назначали людей без педагогического опыта, без профильного образования — и их превозносили до небес. А у меня двадцать лет стажа, два высших образования — и все равно кто-то всегда чем-то был недоволен. Мне это казалось глубоко несправедливым.

В любой из этих должностей ты прежде всего отвечаешь за хозяйство. А это совсем другая ответственность.

Можно сколько угодно рассуждать о культуре, об образовании, о театре. Но в реальности все упирается в банальное хозяйство. У вас течет крыша, прорывает канализацию — и вы за это лично отвечаете. А в моем здании — сотни несовершеннолетних детей. Это ответственность совсем иного масштаба. Плюс безопасность, террористические риски, учебный процесс — всё на руководителе.

Сфера мне понятна, но это дикая головная боль. И — что особенно печально — мы почти не можем назвать руководителя или министра, о котором бы потом говорили доброе слово.

Мединского ругали бешено. А когда он ушел — о нем начали жалеть.

Помню момент, когда он ушел со своего поста и еще не был назначен на следующий. У него был день рождения, я выложил поздравление в социальной сети. Хотите объясню количество хейта? Мой аккаунт просто снесли. Потом я его восстановил, но несколько публикаций — нет. Среди них были мои слова о Большом театре и пост о Мединском, который исчез полностью. Тогда я понял: этим поздравлением я кому-то очень сильно наступил на хвост.

А потом, когда Владимира Ростиславовича назначили на новый пост, масса людей мгновенно бросилась ему кланяться. До сих пор смешно вспоминать. И этот эпизод многому меня научил.

С тех пор, когда кто-то делает мне комплимент как руководителю, я не говорю спасибо и стараюсь сразу же отстраниться. Вообще. Знаю, как быстро любовь превращается в ненависть. Медные трубы — самое опасное испытание.

— Почему руководство Большого театра не всегда оценивало вас, как публика?

— У меня были разные периоды — как у любого премьера или примы Большого театра. Все менялось. И, если посмотреть на историю, это проходили все: Шаляпин, Вишневская, Максимова, Васильев, Плисецкая. Но в моем поколении такого положения, какое было у меня, — прочного, незыблемого, как прежде, — уже не было ни у кого и уже никогда не будет.

Мне, конечно, очень повезло. Помимо регалий и званий, которые я получил раньше всех в своем поколении, у меня была узнаваемость — та самая, что была когда-то у советских артистов.

Такого сегодня не выпадало больше ни одному человеку из нашего цеха.

И главное — я никогда никуда не приходил с просьбами. Я не говорил: «Возьмите у меня интервью», «Позовите меня на роль», «Поставьте меня в спектакль». Меня всегда приглашали. И телевидение, и программа «Сегодня вечером» — все это случилось потому, что всем телебоссам было понятно: я образован, могу сидеть в прямом эфире и разговаривать. А если послушать, как некоторые мои коллеги дают интервью… Стыдно. Сразу видно: люди ничего не читали, родная речь — скуднейшая.

Я иногда ученикам говорю прямо. Недавно одному позвонил: «Ты красивый, ты талантливый — но тебе нельзя открывать рот. У тебя словарный запас как у Эллочки-людоедочки». А про некоторых коллег… лучше промолчу.

Сейчас время удивительное: люди себе рисуют дипломы. Про меня в этом году снимали фильм, мы пришли в мою альма-матер, а там — все документы моего поступления: зачетные книжки, формуляры, мои письменные ответы. Мне всё показали. Я учился серьезно. А люди, которые нигде не учились, рассказывают, что у них «диплом». Но они открывают рот — и ты понимаешь: такого диплома быть не может.

— У вас в этом году очень лояльная ценовая политика на «Щелкунчик»: билеты можно купить от двух — двух с половиной тысяч до двадцати пяти тысяч. Это тяжело?

— Вы знаете, я так устал от всей этой истерики вокруг цен. Во-первых, я никогда не делал никаких специальных заявлений по билетам. Однажды на форуме ребенок спросил меня о Большом театре и о ценах — я ему ответил. И после этого мой ответ разошелся по всем средствам массовой информации.

Теперь о ценах на наш «Щелкунчик». Естественно, ближние ряды стоят дорого — так было всегда. Но места по две тысячи пятьсот — это нормальная цена для зрителя, который сидит не в партере. Это всегда так работало.

Мы с мамой в моем детстве ходили в Кремлевский Дворец съездов. Брали боковые места — их было легко купить, они стоили недорого. Я столько опер и балетов посмотрел именно так. Но я был шустрый ребенок: высматривал свободное место и бежал, пересаживался.

Выезд в Москву — это серьезная логистика для нашей академии: огромное количество несовершеннолетних детей, а на определенное количество детей нужен взрослый. Педагоги, воспитатели — все должны ехать. Мы обязаны обеспечить безопасность.

И мы зарабатываем на этом. Мы входим в программу «Приоритет-2030» Министерства образования, и мы отчитываемся за каждый рубль. И это не такие огромные деньги, чтобы провести столь масштабный проект.

И мы действительно честно показываем: вот за эти деньги мы всё сделали, вот сколько мы заработали и куда эти деньги идут.

А идут они на оплату педагогов. Все хотят в конце года премию — и абсолютно правильно. А где ее взять? Только из внебюджета. Можно, конечно, сказать: «Государство, увеличьте нам финансирование». Но тогда мы ничего не будем делать, никуда не поедем — просто будем спокойно преподавать. Но мы не такие.

Я еще раз скажу: самое страшное — видеть, как Большой театр стоит полупустой. А к концу спектакля может выглядеть так, будто зрители просто недосматривают спектакль — настолько перекупщики подрывают репутацию.

Поэтому, несмотря ни на что, у нас есть дешевая категория билетов.

— Почему вы не высказываетесь публично о ценах на «Кабалу святош»?

— А что я могу сказать? Я — приглашенный артист. Я не устанавливаю цены.

Но Константин Юрьевич Хабенский абсолютно прав: если спектакль вызывает такой спрос, если перекупщики зарабатывают на этом бешеные барыши, то лучше пусть эти деньги получает театр. Театр отчитывается за каждый рубль. Спекулянты — нет.

Вот в Московском художественном театре имени Чехова на «Кабалу святош» билеты дорогие — но зал всегда полный.

В Академии имени Вагановой. Фото: Андрей Лушпа

«Человек, пока он жив, должен меняться»

— Какую роль вы предложили бы Людовику XIV в «Щелкунчике»?

— (Смеется.) Он мог бы быть только Дроссельмейером. Или отцом семейства. Но волшебником — однозначно. У нас ведь в спектакле есть тот самый волшебник, который снится Щелкунчику. Вот, пожалуй, он.

— В спектакле про Людовика XIV у вас есть момент, когда вы указываете на зрителя и произносите: «А вы будете читать мне на ночь!». Знаете ли вы, что любил читать Людовик XIV, и что читаете вы сами?

— Людовик действительно очень много читал, но не только художественную литературу — огромные объемы документов. Он работал круглосуточно. Следил за ситуацией в стране, в Европе. Он прочитывал все пьесы: ему докладывали, он знакомился со всеми текстами, но сам читал мало. У него был огромный штат людей, которые его обслуживали и, в частности, читали ему вслух. Людовик был, по сути, живым памятником самому себе.

Я читаю чаще статьи, исследования, очень много прочел материалов по психологии.

Читаю много, но чаще — то, что попадается внезапно. Многие жалуются, что им тяжело читать в электронном виде, а мне, наоборот, легко. Сейчас выходит масса интересных материалов: о писателях, о художниках, о выдающихся личностях. Вот буквально неделю назад мне подарили замечательную книгу о Михаиле Булгакове — огромную, тяжелую. В руках ее далеко не унесешь.

Художественную литературу… честно скажу, я не читал очень давно. Каждый отпуск беру книжку, дочитываю до двадцатой–тридцатой страницы — и засыпаю. Такая усталость, что уже не до романов. Очень ностальгирую по времени, когда ездил в метро: тогда я читал запоем. Сейчас Интернет всё изменил, конечно.

— Вы недавно написали пост о Жан-Батисте Люлли. Вам не хватает этого персонажа в спектакле?

— Если расширять роль Жан-Батиста Люлли — то это, конечно, конфликт с Мольером. Они были друзьями, а потом стали врагами. Люлли — величайший мастер, но человек он был очень нехороший. Он был приближен к Людовику XIV, и когда понял, что хочет быть первым, он уничтожил Мольера.

Он запретил исполнение музыки в спектаклях Мольера — а без музыки спектакли не могли существовать. Потом потребовал все деньги себе. История мрачная, и Люлли повел себя крайне подло. Настоящий антипод тому, что принято называть служением искусству.

А если тот слух, что Мольер жил со своей дочерью — а ничто подобное не доказано, это всего лишь одна из версий, — Булгаков превратил в гениальную пьесу, то вот с Люлли все было куда серьезнее. История действительно страшная: однажды Люлли проснулся, а рядом лежал окровавленный юноша. И никто не знает, он сам его убил или его подставили. Но поплатился Люлли за это жестоко: Людовику XIV пришлось от него избавиться. Он подставил короля, к которому был невероятно приближен. Есть замечательный фильм «Король танцует» — там их взаимоотношения показаны очень точно.

Понимаете, вот оно — приближение к власти.

Все эти люди, которые слишком близко подходят к королю, очень часто становятся источником тени на его мантии.

Посмотрите телеграм-каналы, почитайте: сколько мэров, губернаторов, вице-губернаторов оказываются замешаны в подобных историях? Это ужасно, но их губит вечная человеческая слабость. Люди получают невероятное доверие — и начинают брать взятки, обзаводиться восемью–десятью семьями… Всегда так было. Власть — огромное искушение.

— На личность Людовика XIV гигантское влияние оказывал кардинал Мазарини. А был ли такой человек у вас?

— Конечно. Я безумно благодарен трем женщинам, которые сформировали мой характер. Это моя няня, моя мама и мой педагог Марина Семёнова. Для меня это три главных воспитателя.

Но, вообще, воспитателем может стать любой человек, встреченный на пути. Меня мои ученики воспитывают гораздо больше, чем я их.

Помню случай, который стал для меня настоящим уроком. Я пришел на спектакль, где танцевал мой ученик. После спектакля хотел что-то сказать, а он совершенно спокойно сказал: «Не надо мне делать замечаний». Я даже осекся. Стою и думаю: "А почему я вообще должен?" Спектакль закончился, человек хочет остаться в хорошем настроении.

И, главное, я себе в юности никогда бы не позволил сказать такое педагогу. Они — другое поколение. И в ту секунду я понял: они меня «воспитали». Они меня отпустили. И мне стало так хорошо.

Теперь я прихожу к ученикам, только если они сами зовут. Смотрю, молчу — и это огромное облегчение. Меня никто не спрашивает, и мне не нужно ни с кем делиться мнением. А если спросили — сами виноваты.

У меня много таких моментов. Люди, которые меня формируют. Потому что человек, пока он жив, должен меняться. Это самое главное.

В роли короля Людовика ХIV в культовом спектакле «Кабала святош». Фото: Валентин Блох

«Хороший я или плохой — не мне судить»

— Какое главное заблуждение людей о вас?

— Самое частое — что я нарцисс, самовлюбленный, ужасно уверенный в себе человек. Я это постоянно читаю. Никогда не оправдываюсь.

Понимаете, все, что касается моей балетной профессии — да, Господь дал мне способности. И я благодарен судьбе, что рано пришел именно в ту профессию, которая мне по разуму и по природе подходит.

Но если бы я с этими данными пошел в «Тодес» — меня бы не взяли. Если бы мама настояла и я выбрал бальные танцы — ну, максимум средняя спартакиада. Всё. Классический балет — вот где получилось идеальное совпадение.

Дальше — судьба привела ко мне великих педагогов. Они меня выучили.

Но от природы у меня не было никакой вседозволенности. За любой каприз мне бы голову оторвали. И я по-другому не знаю и знать не хочу.

Зритель купил билет — и ты несешь ответственность. В нашей профессии музыкантов и певцов как только человек начинает капризничать, артист заканчивается.

Мой покойный костюмер Рашид Алимов сказал обо мне лучше всех в книге «Полет вольного упорства», которую собирала Нина Алаверт. Он рассказывал, что меня невозможно переубедить, если я собой недоволен. Люди стоят за кулисами, видят аплодисменты, цветы — а я выхожу со сцены и вижу только свои ошибки. И ничего не могло перебить моей внутренней оценки.

У меня острый язык. Но строг к себе я гораздо сильнее, чем к любому другому.

У меня очень острый язык, я это знаю. В последнее время сдерживаюсь: мои клички навеки приклеиваются к людям. Но рядом со мной, когда я смотрю на себя, — поверьте, камня на камне не остается. Мне абсолютно все равно, что обо мне думают. Есть я сам, мой взгляд, мой внутренний критерий — самый строгий. Мой педагог говорил мне в детстве: «Каким родился — таким и пригодился». Я часто повторяю это себе. Кому не нравится — пусть не приходит. Кому нравится — я очень доволен.

И еще об одной важной вещи. Все пытаются выносить суждения о ком-то. А это очень опасно. У нас в театре работал потрясающий красавец. Все считали его недалеким и бесчувственным. Ну а как — красавец, романов много, кажется легкомысленным. И вот однажды я вижу его в коридоре — он стоит растерянный. Я подошел, спрашиваю: «Что случилось?» А у него накануне умерла мама. И вдруг он сел, начал рассказывать — и так рыдал…

Это был огромный урок. Я понял, что ни о ком — даже о мышке — нельзя заранее думать плохо. Кто мы такие, чтобы судить?

А я ведь всегда думал о нем как о неотесанном бревне. И шел и ругал себя: «Какое я имел право так думать о человеке?»

— Какой должна быть женщина, чтобы вы сказали: «Женюсь?» Может, как мама?

— Да никакая не должна быть «как мама». Это — точно нет. Я вообще не загадываю и ничего не планирую. Я, например, страшно волновался, когда вынужденно объявили о моем участии в «Кабале святош». Потому что нынешние правила таковы: приглашенный артист — это как закупка грима или декораций, и театр обязан вывесить информацию. Но я терпеть не могу что-то анонсировать заранее.

Поэтому все, что касается личной жизни, я не понимаю, как это обсуждать. Иногда оглядываюсь назад и думаю: «Неужели я так думал?» Жизнь потом все разворачивает иначе.

Недавно вот сидели на съемках за кулисами, обсуждали первую любовь. И я сказал: «Ну вспомнить ее без стыда хоть кто-то может?»

Когда вспоминаешь первую любовь, становится и стыдно, и смешно. В юности мы влюбляемся совсем не в того, в кого стоило бы.

И крайне мало людей, которые в восемнадцать способны влюбиться во что-то по-настоящему достойное. У меня есть забавное наблюдение. Моя подруга детства — мы дружим всю жизнь. У нее в юности было много ухажеров, и каждый проходил через меня, я его оценивал, за кого-то переживал. Но я всегда был не за того, кого она выбрала. Прошли годы, у них замечательная семья. И вот лет в двадцать пять я ее спрашиваю: «Ну почему?» А она говорит: «Мне с ним всегда интересно». Прошло тридцать лет. Я встретил одного из ее бывших ухажеров — красавца. Но блеск пропал. И главное, человек не вырос, остался тем самым двадцатилетним по уровню интеллекта. А муж моей подруги повзрослел, развился. И мне стало ясно: она тогда все поняла, а я — только сейчас.

— Если бы вы были тем принцем, которого спасла «Русалочка», могли бы вы ее полюбить, когда она не только танцевать, даже ходить не может?

— Русалочка — это же не про «не может ходить». Это образ самопожертвования и любви.

Романтизм на этом стоит: несовпадение мечты и реальности. Я столько раз влюблялся на сцене, бежал за мечтой — и все обычно плохо заканчивалось.

Расскажу смешной эпизод из детства. Пока я не пошел в школу, у нас дома не было телевизора — мама считала, что он отвлекает от чтения. И «В гостях у сказки» я смотрел у соседей. И вот однажды шла «Сказка о царе Салтане». Старшие мальчики ждали, когда я досмотрю, чтобы идти по своим делам. И когда сказка закончилась, один сказал: «По усам текло, да в рот не попало. А чего дальше было?»

Я потом поднимался по лестнице домой и думал: «Действительно странно. Сказка закончилась, а им же еще жить дальше».

Это меня потрясло — мысль о том, что настоящая жизнь начинается после сказки. 

Позже я читал статью психолога, который разбирал сказки как модели бытовой жизни: Золушка, Спящая красавица, Златовласка… Ведь «они поженились» — это нулевой километр. А дальше должно начаться все самое интересное.

Умение сохранять отношения — вот что редкость. Влюбленность проходит мгновенно, а дальше нужно дружить, уважать и любить. Это дано очень немногим.

Женский выпуск Николая Цискаридзе в Академии им. Вагановой. Фото: Андрей Лушпа.

— Артист балета Андрей Шавель ушел в кукольный театр и со временем стал директором Театра Петрушки. У вас не было похожего желания?

— Для меня весь репертуар кукольного театра образцовый. Это одно из самых сильных потрясений моей жизни.

Меня маленьким туда приводили, а когда театр приехал на гастроли на месяц, я ходил на каждый спектакль. Меня уже знали: я бегал артистам за сигаретами и пивом, они позволяли играть с куклами. Один артист, который играл Бога в «Сотворении мира», показывал мне всё — мне было лет семь-восемь.

Если бы в детстве брали в кукольный театр, я бы туда ушел. Я бы не стал артистом балета, если бы в драму брали детей.

Я так хотел на сцену! Но я все равно пришел в кукольный театр позже — меня пригласили.

Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская — это величайший театр на земле. Мои ноги там играли — и я горжусь, что имел к нему отношение. Царство небесное Илюше — он был гениальным режиссером.

— Это правда, что в десять лет вы танцевали «Умирающего лебедя» на пуантах?

— Да. Мы были в Москве на фестивале молодежи и студентов. Мне было десять или одиннадцать — я только окончил первый класс. Танцевали на большой и малой арене, жили в детском доме на «Войковской», который переделали под общежитие. Репетировали очень долго, жили там два месяца, потом неделю подряд бесконечно выступали.

И вот дети решили устроить капустник. А у меня была уже большая нога — 37-й размер — и я влезал в пуанты старшеклассницы. Одна девочка дала мне пуанты, другая — репетиционную пачку. И я танцевал «Умирающего лебедя». Все хохотали страшно. Педагоги — особенно.

Мама, слава Богу, была не в курсе. Она бы меня наказала, если бы узнала. Она не любила всего этого травести. Но педагоги веселились от души.

Позже, уже взрослым, я понял: их потрясало не то, что я стройный или поднятие хорошее. Самое редкое — координация и музыкальность. Это то, что мне было дано Богом и не дано миллиардам детей.

Я всегда видел порядок движения. Мне не нужно повторять: я один раз смотрю и знаю. Где эта кнопка — не понимаю. Хотел бы научить этому учеников, но объяснить невозможно.

Поэтому тогда, на капустнике, все ахали: маленький мальчик вдруг с листа координировал то, что взрослые, проучившись восемь лет, не могли сделать.

В финале разговора Николай Цискаридзе выбрал победителя среди заданных вопросов: спросивший про спектакль «Урок» получает пригласительный на два лица на «Щелкунчика» в Большой Кремлевский дворец. Четыре вопроса получили поощрительный приз — книгу Ирины Дешковой при участии Николая Цискаридзе «Мозаика. Балет. Щелкунчик» — красочное издание, дающее представление о балетном искусстве. Три вопроса: про заблуждения о личности Николая, про фаворита Людовика XIV Жан-Батиста Люлли и про Русалочку — их отметил Цискаридзе. Вопрос о танце на пуантах в балетной пачке в качестве призового стал выбором редакции «МК».

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах