Денис Беликов
Публикаций: 758
В полдень 29 декабря откроется новая станция московского метрополитена — “Сретенский бульвар”. Теперь пассажиры, едущие по Люблинской, салатовой линии, смогут свободно пересесть на станцию “Тургеневская” (оранжевая линия) или “Чистые пруды” (красная). За два дня до открытия на одной из самых оригинальных станций московского метро побывали корреспонденты “МК”.
Море молодых колышут супербасы, за стойкой жонглируют бармены, на сцене поют, танцуют и зажигают по-настоящему — файерболы. Просто московская дискотека? Не просто, а со смыслом. Этническое шоу, которое уже в третий раз проводится при непосредственном участии правительства Москвы. Столичную молодежь обучают интернационализму на танцполе. И ей это нравится.
Рубрика “Званые гости” тоже отмечает Новый год. Или Ысыах. Или даже Сагалган. Учитывая, что у разных народов праздничный отсчет цикла начинается в разное время, мы можем гулять практически все 12 месяцев. Но подвести итоги мы решили, так сказать, в общепринятые сроки. И поговорили о столичной национальной политике, праздничной и будничной, с председателем Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы Алексеем Александровым.
Национальный проект “Образование” помимо уникальных акций — поддержка талантливой молодежи, поощрение лучших учителей — предполагает и рутинную работу. Ну, например, оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием. Речь идет по преимуществу о вещах, знакомых не одному поколению школьников — от портретов знаменитых ученых до химических реактивов. Вроде бы все правильно. Но программа эта вызывает нарекания специалистов. Ее называют и не проработанной до конца в методическом плане, да и вообще отставшей от времени. Почему? Попробуем разобраться.
Мечта эколога-идеалиста: в один прекрасный день все москвичи отказываются от своих легковых машин и пересаживаются на троллейбусы и трамваи. Но, увы, даже в этом фантастическом случае дорожные проблемы столицы не исчезнут. Пробки будут создавать не очень заметные в сегодняшнем общем потоке грузовики всех размеров — от “Газелей” до “КамАЗов”. А вот от них в благом порыве уже не откажешься. Иначе замрут все стройки, в магазины не привезут хлеб, а число людей, волокущих на собственной спине свежекупленный мебельный гарнитур, возрастет с нуля до многих сотен. Без грузовиков Москва обойтись не может. Но и с ними жить становится все труднее. Как эту проблему пытаются решить городские власти, выясняли корреспонденты “МК”.
Национальный вопрос наконец-то начали решать всем миром. Точнее, всей страной. — Концентрация проблемы ксенофобии присуща именно крупным городам и городам-миллионникам. Изучив собственный опыт, мы сможем добавить свой голос и высказать мнение по тому вопросу, как решить проблему ксенофобии в наших городах. Этими словами мэр Москвы Юрий Лужков открыл конференцию “Города России за гражданскую солидарность и межнациональное согласие”, которая на днях прошла в столице. Представители крупных городов собрались, чтобы выработать общие методы борьбы с ксенофобией.
Любая, даже очень корректная, попытка обсуждения национальной проблематики перерастает в бурные споры. Пример тому — одна из инициатив Московской городской думы. Еще весной депутаты предложили запретить законом упоминания в СМИ национальной и религиозной принадлежности подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Дискуссия по этому поводу продолжается до сих пор.
В воздухе запахло Новым годом. На площадях ставят елки, а чиновники выступают с итоговыми отчетами. Одним из первых обратился “к городу и миру” глава столичного Департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков. В этом году его департаменту — 15 лет, так что разговор с журналистами вышел долгий. Г-н Малышков коснулся широкого круга тем — от средней стоимости праздничной новогодней корзины до гипотетической дуэли с Виктором Батуриным.
Еще семь лет назад открытие станции метро “Улица Академика Янгеля” праздновалось с мрачной торжественностью: будущее радужных перспектив не обещало. Но коренной перелом произошел. Строительство московского метро, “провисшее” в 1990-е, выходит на советские темпы. Судя по всему, скоро будут открываться целые линии. И новые станции появятся не только на дальних окраинах, но и, например, у МИДа и Белого дома. Детали светлого будущего столичной подземки выяснил “МК”.
Визит в офис национально-культурной автономии азербайджанцев России, а попросту “азерросов”, начался с того, что были опровергнуты два мифа. Во-первых, организация эта объединяет не только мигрантов — этнических азербайджанцев. Русские, евреи, украинцы — все выходцы из многонациональной закавказской республики входят в нее. А во-вторых, едут к нам в первую очередь вовсе не рыночные торговцы.
Он был очень популярен. Потом терпел лишения. Но нашел в себе силы и возвращается победителем — обновленным и сильным вдвойне. Эта голливудская сюжетная схема на практике воплощается в Москве. Только главный герой становящейся былью сказки — не человек, а трамвай. Подробности второго рождения любимого многими общественного транспорта выяснили корреспонденты “МК”.
“Сегодня, 10 ноября, у российской милиции праздник. И мы от имени съезда поздравляем с ним! Думаю, мы направим это поздравление на имя министра внутренних дел Рашида Нургалиева”. Так началось заседание Первого съезда народов Таджикистана в России, которое сами его участники неофициально называли съездом трудовых мигрантов.
Недели две назад у московского метро начались неприятности парфюмерного характера. “Здесь “Русич” пахнет”, — в пушкинской манере заговорили пассажиры, жалуясь на отталкивающий запах в новых вагонах этой серии. Такое положение вещей никого не устраивало, и руководство подземки решило развеять “удушающую атмосферу”. Вчера корреспонденты “МК” отправились в электродепо “Фили” — выяснить, чем на самом деле пахнут метровагоны.
Госдума, похоже, закрыла тему мигрантов и больше к ней возвращаться не будет. Во всяком случае в этом году и в этом составе. На днях в законодательном собрании страны прошел “круглый стол” “Актуальные проблемы правового обеспечения противодействия нелегальной миграции”. Собравшиеся подвели итоги работы с гостями страны и попытались определиться — что предстоит делать будущим законодателям.
Из всех музеев Москвы этот, пожалуй, самый таинственный. Вы можете, конечно, отыскать в справочнике его адрес — Хамовнический Вал, 36, только вам это ничего не даст. Нет такого номера даже в подробном атласе Москвы с указанием каждого дома. Дом 35, дом 34, дом 37, красный кружок станции метро “Спортивная” — и все. Но как раз за этим красным кружком и скрывается Музей московского метрополитена. Хотя и это знание вам не сильно поможет. Можно долго кружить по павильону “Спортивной”, прежде чем заметишь в глубине отделения милиции неприметную дверь с вывеской музея. А между тем он расположен тут уже давно — 6 ноября музею метро исполняется 40 лет. В преддверии юбилея его посетили корреспонденты “МК”.
Туристы и станция метро “Третьяковская” — все равно что мухи и липкая лента. Стремишься к чему-то привлекательному, а попадаешь в неприятное положение. Название станции обещает проход к знаменитой галерее и вообще — старую Москву. В результате же гость столицы оказывается на пятачке среди ларьков и неопрятных зданий. И символом всего этого безобразия может служить храм Священномученика Климента рядом со станцией, долгие годы пребывающий в упадке. Реставрация уникальной церкви до сих пор шла еле-еле, но в ближайшее время должна ускориться. Когда церковь предстанет во всей своей красе, решили узнать корреспонденты “МК”.
Главных жизненных целей у граждан России примерно две — обзавестись собственным жильем и, если оно есть, периодически его ремонтировать. Всем известно, что помочь в достижении первой цели призвана национальная программа “Доступное жилье”. Но вот о том, что и проблема ремонтов в ней названа и рассмотрена, знают уже немногие. А между тем одна из главных задач программы — это “создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания”. За что и отвечает подпрограмма “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры”.
Признайтесь: гуляли в детстве по кладбищу в надежде увидеть что-нибудь эдакое? А не хотите ли повторить опыт, но в сопровождении гидов? Теперь это возможно — ГУП “Ритуал” создало экскурсионное бюро, которое организует посещение двух кладбищ — Новодевичьего и Ваганьковского. На первую экскурсию вчера отправился корреспондент “МК”.
Работа над городской программой “Столица многонациональной России” идет полным ходом. О ее первоначальном варианте, который рассматривался правительством Москвы, “Званые гости” уже писали. Теперь ее доработок ради обсуждают в разных инстанциях и организациях. Например, на заседании Молодежной палаты при Мосгордуме. Юные парламентарии, ратующие за мир и согласие в родном городе, предложили внести в программу свои коррективы.
На вчерашнем заседании Госдумы депутаты парламента в едином порыве приняли законопроект о повышении базовой части трудовой пенсии на 300 рублей. Причем пенсионеры старше 80 лет получат прибавку сразу в 600 рублей. “МК” решил выяснить у самих пенсионеров, как эта прибавка скажется на их жизни.
“Татарская Москва”. Это словосочетание не назовешь странным. Достаточно взглянуть на городскую карту. Балчуг, Арбат, Ордынка — все эти и многие другие улицы стали самыми что ни на есть московскими. Так и самих столичных татар язык не повернется назвать нацменьшинством. И хотя в городе, по данным переписи 2002 года, их проживает немного — 166 тысяч, в большинстве своем эти рабочие, строители, врачи, ученые, военные — москвичи во многих поколениях. Так что региональная татарская национально-культурная автономия (НКА) — одна из самых “коренных” в столице. В этом убедились корреспонденты “МК”.
На Андрея Данилко, недавно изгнанного с нашей эстрады, как выяснил “МК”, давно охотятся российские силовики! Сотрудники Федеральной миграционной службы караулили его прямо возле концертной гримерки. Причина проста — гражданин Украины, он работал в России, нарушая миграционное законодательство.
Исполняющего обязанности руководителя отдела иммиграционного контроля УФМС Москвы Николая Азарова мы выбрали нашим очередным собеседником не случайно. С 1991 года он работал в милиции, с 2000-го — в миграционных службах. И с проблемами гостей столицы, легальных и нелегальных, познакомился, что называется, “на земле”. Как изменилась за последние годы ситуация с мигрантами в столице? Как УФМС собирается выстраивать свою работу в ближайшем будущем? Об этом — в интервью “МК”.
Межнациональные отношения в Москве абы как не развиваются. Власти за ними следят и пытаются улучшить. Три года работала городская целевая программа “Москва многонациональная”. А на одном из последних заседаний столичного правительства обсуждали следующий трехлетний “этноплан” — программу “Столица многонациональной России”. Обсуждали — и не приняли. Отправили на доработку. Однако в общем и целом программа была одобрена. Вряд ли через месяц исправлений и улучшений она кардинально изменится. И рассказать о приоритетах столичной нацполитики можно уже сейчас.
Вчерашнее заседание столичного правительства, без преувеличения, затрагивало интересы практически всех горожан. Ведь речь шла о том, что, собственно, делает москвичей москвичами — об их квартирах. И о городской программе капитального ремонта многоквартирных домов на 2008—2014 годы.
Ни холод, ни дождь, ни ветер не смогли помешать членам движения “Наши” собраться, чтобы поздравить с днем рождения президента Путина. Они сами себе мешали. Место встречи, узкая набережная у гостиницы “Украина”, было перегорожено воротцами-металлоискателями, молодежь проходила через них хоть и организованными, но малыми группами. Остальные смиренно ждали своей очереди. В результате сборы заняли едва ли не больше времени, чем сам митинг.
Казалось, что в субботу в Москве стал явью сладкий сон шовиниста. Иностранцев — и не абы каких, а дипломатов — сковывали наручниками и захватывали в заложники. В их сторону палили из разных видов оружия, на них замахивались дубинками. Но иностранные гости остались весьма довольны. Поскольку впервые в своей истории ГУВД Москвы провело показ своих достижений в охране правопорядка для представителей дипкорпуса.
В Московском метро прошел День открытых дверей. Не спешите кусать локти — мол, не успели покататься бесплатно. Свободного доступа на станции не было. День открытых дверей прошел в учебно-производственном центре метрополитена.
В минувшие выходные старушка-Москва отмечала 860-летие. Горожане гуляли по широким центральным улицам, на два дня ставших пешеходными. Автомобилей не было даже у обочин — вместо них по дорогам катались велосипедисты. Глядя на чистенькие фасады домов на Тверской и Садовом, которые под звуки песен о Москве казались особенно величавыми, корреспонденты “МК” испытали гордость за столицу.
Вчера после 11 утра люди совершенно спокойно ехали с “Чкаловской” на “Трубную”, переходили с нее на “Цветной бульвар” и обратно, будто так было всегда. Между тем с момента официального открытия станции едва ли прошло 15 минут. Что же, в московском метро станции глядятся невестами недолго. Их быстро приспосабливают к работе.