Екатерина Кретова
Публикаций: 358
Лучший способ борьбы с шатаниями и потрясениями — традиционный консерватизм. Он созидателен в любой сфере, но в области официального имперского искусства, к которому, безусловно, принадлежит опера вообще и Большой театр в частности, этот метод подходит идеально. Что и продемонстрировал ГАБТ, поставив оперу Верди «Дон Карлос». Получился мощный, эффектный, высококачественный по всем параметрам спектакль — настоящая «большая опера» в ее лучших традициях. Именно то, что, по мнению корреспондента «МК», должен являть публике главный театр страны.
В театре «Новая Опера» — премьера спектакля, который непременно заставит о себе говорить: режиссер Юрий Александров поставил «Пиковую даму». Одна из величайших опер классического репертуара, претерпевшая сотни интерпретаций — от самых традиционных до крайне радикальных, — обрела еще одну версию, шокирующую и впечатляющую.
Не так часто столичная пресса публикует материалы о провинциальных премьерах - обычно критики ждут, когда вал региональных спектаклей отсмотрит самоотверженная армия экспертов, после чего сливки этого вала приедут в Москву на фестиваль "Золотая Маска". Но в данном случае ждать не приходится: спектакль "Севильский цирюльник" в Самарском академическом театре оперы и балета заставит самого искушенного критика буквально на десятой минуте забыть не только о том, что вы в провинции, но даже и о том, что вы в России. В чем и убедился музыкальный обозреватель МК, побывавший на премьере.
На фестивале NET показали «Волшебную флейту» в трактовке 88-летнего британского мэтра Питера Брука. Артисты парижского театра Бюф Дю Нор легко, нежно, почти что на субтоне прошептали великую оперу Моцарта.
Владимир Дашкевич принадлежит к редкой категории композиторов, способных поверить алгеброй гармонию, не причинив ущерба ни той ни другой. Придавая большое значение дифференцированию ответственности правого и левого полушарий головного мозга, Дашкевич, очевидно, обладает способность полноценно включать в работу своего сознания, а также подсознания оба полушария, причем как последовательно так и параллельно.
Театр «Московская оперетта» представил первую премьеру сезона — оперетту Пола Абрахама «Бал в «Савойе». Венгерский композитор Абрахам влил в эту партитуру мощную струю джаза и мюзикла. И «Московская оперетта» эту струю направила в нужное русло.
Год Вагнера продолжается: Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил премьеру оперы «Тангейзер». Сам Вагнер считал ее своей худшей оперой. И был излишне самокритичным: партитура наполнена поистине великой музыкой.
Знаменитый бродвейский мюзикл «Чикаго» стартовал на площадке МДМ. Премьера прошла эффектно, шумно и элегантно — компания Стейдж Энтертейнмент знает толк в презентации своей продукции.
Театр Геликон-опера открыл сезон долгожданной премьерой - оперой Верди Бал-маскарад. Долгожданной, потому что утомленные бесконечным ожиданием открытия своей настоящей сцены на Большой Никитской (ее мучительно реконструируют уже долгие годы), вынужденные играть спектакли в антитеатрально-антимузыкальном пространстве на Новом Арбате, геликоновцы в прошлом сезоне ограничились выпуском театрализованных концертных шоу-программ. И вот наконец, настоящая премьера: вдохновленный открытием сезона прямо на строительной площадке театра в присутствии крупных городских чиновников, клятвенно пообещавших открыть Геликон в 2014 году, Дмитрий Бертман поставил серьезный, продуманный спектакль в лучших своих традициях.
Умер Геннадий Наумович Дашевский, первый заместитель художественного руководителя Московского театра «Школа современной пьесы» — такова была его официальная должность. А проще говоря — директор, правая рука худрука, опора и поддержка. В современном театре директор — это и менеджер, и хозяйственник, и дипломат, и продюсер.
Опера в прошедшем сезоне никак не могла угнаться за балетом: ни серной кислоты, ни громких увольнений. Разве что обыски в Михайловском театре — да и то вопрос, к опере это относить или опять же к балету. Опера вела себя в этом году скромно и тихо. Все страсти остались в предыдущем сезоне...
Камерный театр имени Бориса Покровского закрыл сезон необычной премьерой — оперой «Три Пинто» Карла Марии фон Вебера, дописанной и оркестрованной Густавом Малером. Впрочем, для этого театра необычность — дело как раз самое обычное: Камерный театр традиционно уже почти 40 лет открывает российскому зрителю новые имена, неизвестные партитуры, только что написанные сочинения. Вот и на этот раз постановка Михаила Кислярова и Геннадия Рождественского вписала в московскую театральную афишу абсолютно свежую строку.
Большой театр по традиции заявил о своих планах на будущий сезон. В минувшем он был как никогда консервативен в творчестве и скандален в быту: ни одной шокирующей премьеры в опере, но зато сплошная уголовщина в балете. В следующем сезоне Большой, похоже, сделает попытку «исправиться»: с криминалом покончить, а оперных фанатов в полной мере удовлетворить классикой в самых смелых современных интерпретациях. Впрочем, есть бальзам и для упертых консерваторов: на исторической сцене — реконструкция старой доброй «Царской невесты» в постановке Олега Моралева и Федора Федоровского.
Премьера «Князя Игоря» в Большом театре в постановке Юрия Любимова состоялась. Был успех. А скандала, который затевала или, скорее всего, делала вид, что затевает группа творческой интеллигенции, так и не случилось.
В субботу на исторической сцене Большого давно ожидаемая премьера — опера Бородина «Князь Игорь» в постановке Юрия Любимова. Сама история постановки — отдельная страница жизни как Мастера, так и Большого театра. С подробностями —музыкальный обозреватель «МК».
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац продолжает двигаться в сторону «взрослого» репертуара. Причем, не отсекая детскую аудиторию, а напротив, максимально ее привлекая. Опера Бизе «Кармен» - новая постановка худрука театра Георгия Исаакяна, - доказывает: для детей не должно быть запретных тем.
Не прошло и месяца с момента закрытия оперы «Пиноккио» в театре имени Сац, как новая опера по сказке Карла Коллоди вошла в репертуар Камерного театра имени Покровского.
Сенсационная премьера в «Царицынской Опере»: спустя 275 лет опера итальянского композитора XVIII века Джованни Ристори «Ариадна» поставлена на сцене Волгоградского театра. Столь невероятный проект инициировали два смелых музыканта из Мариинского театра – певица Ирина Васильева и пианистка Лариса Габитова. Первая выступила в роли режиссера, вторая – музыкального руководителя постановки. Но сначала они нашли старинный манускрипт…
Театр «Новая опера» имени Евгения Колобова совершил культурный подвиг, впервые поставив на московской сцене одно из самых великих произведений оперной классики — музыкальную драму Вагнера «Тристан и Изольда».
Новая премьера в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац — и снова нечто необычное. Не успел худрук театра Георгий Исаакян принять «Золотую Маску» за постановку самой первой в мире оперы «Игра о душе и теле», как еще один экзотический проект: реконструкция спектакля «Золотой Петушок», без малого100 лет назад показанный в Париже великим русским продюсером Сергеем Дягилевым, хореографом Михаилом Фокиным и художницей Наталией Гончаровой. И все это — для детей, которые с восторгом восприрнимают не только красочное зрелище, но и гениальную музыку Римского-Корсакова.
Мюзикл «Граф Орлов» на сцене театра «Московская оперетта» подвергся апгрейду: на заглавную роль в спектакль ввелся Игорь Балалаев, один из самых интересных актеров российского мюзикла. Невольно вспоминается известный афоризм советского тирана: «кадры решают все».
107 налетов, 82 грабежа и сотню убийств совершил король криминального мира Ленька Пантелеев в Петербурге в 1922 году. В 2012-м в том же городе на Неве о нем поставили мюзикл.
Попасть на новый спектакль в Большой театр трудно, но все-таки возможно: то какой-нибудь билет в кассу перед самым началом вернут, то, скрепя сердце, приобретешь билетик у спекулянта. Тем более на оперу. Тем более не в первый день показа.
Что ответить подростку, если он спросит про любовь или, того хуже, про поцелуй? Подростка, как мелюзгу, рано интересующуюся проблемами деторождения, не обманешь и «лапшу» про капусту и аиста-рецидивиста на уши не навешаешь.
Премьера оперетты «Фея карнавала» Имре Кальмана прошла в театре «Московская оперетта». Режиссеру и автору текста Жанне Жердер, пожалуй, удалось идеально сбалансировать добрую иронию и соблюдение канонов этого странного жанра.
Первым спектаклем, открывавшим гастроли Латвийской национальной оперы на исторической сцене Большого театра, стала опера «Евгений Онегин». Директор театра, он же режиссер спектакля Андрейс Жагарс, представил исправленную и дополненную кавер-версию классического оперного стандарта, согласно которому Татьяна Ларина превратилась в писательницу, Филиппьевна — в родную тетку Татьяны и Ольги, Ленский пал жертвой загадочного несчастного случая, мсье Трике раздвоился, а главным местом действия стала кровать.
В Михайловском театре прошла российская премьера оперы Бенджамина Бриттена «Билли Бадд. На фоне гримас российского бизнеса факт премьеры «Билли Бадда» как-то теряется. Что неправильно: фирмы банкротятся, бизнесмены богатеют и разоряются, прибыли тают в тумане офшоров, и только великая музыка способна противостоять царящему в обществе консьюмеризму.
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил премьеру классической оперетты Франца Легара «Веселая вдова». Постановку доверили Адольфу Шапиро – мэтру драматической режиссуры, не так давно с успехом дебютировавшему в оперном жанре (в том же театре с оперой «Лючия Ди Ламермур). У публики спектакль большого восторга не вызвал, а профессионалы после просмотра обменивались сокрушенными вздохами типа: «и на старуху бывает проруха».
Большой театр сделал детям великолепный подарок: в репертуаре появились спектакли, адресованные самой юной аудитории. Это опера Равеля «Дитя и волшебство» и «Путеводитель по оркестру» Бриттена. Спектакли сделаны на совесть — соблюдая принцип «все лучшее — детям». Радует и то, что идут они на Новой сцене, так что на них можно будет купить билеты в кассе, а не у спекулянтов, торгующих билетами на историческую сцену по заоблачным ценам.