Екатерина Кретова
Публикаций: 357
Московский театр «Новая опера» перед самым Новым годом выпустил рождественскую премьеру — оперу «Щелкунчик» на широко известные мотивы одноименного балета Чайковского. Идея спеть этот балет принадлежит хореографу Алле Сигаловой и художнику Павлу Каплевичу, которые и поставили спектакль, пригласив композитора Игоря Кадомцева (для создания музыкальной редакции партитуры), поэта Демьяна Кудрявцева (для написания текста), художника Николая Симонова (сценография) и дирижера Дмитрия Юровского.
В Большом показали новую постановку оперы Верди «Риголетто». Премьера прошла на Новой сцене: театр держит данное в начале сезона обещание об условном размежевании новации (Новая сцена) и традиции (Историческая сцена). «Риголетто» в версии режиссера Роберта Карсена был отнесен к области новации, что на самом деле, не совсем так: спектакль вполне традиционен. Ну, разве что женский стриптиз в первом акте, да голая .... скажем так, задняя часть тела Герцога, во втором.
Одну из наипрекраснейших классических опер — «Ромео и Джульетта» Шарля Гуно — поставили в театре «Новая опера». Сложную партитуру, которую редко осиливают на российской сцене, интерпретировали музыкальный руководитель Фабио Мастранжело и режиссер (он же художник, в том числе и по свету) Арно Бернар. Постановщики отнеслись к великолепной музыке с нескрываемой любовью и даже восторгом. Музыка, да и весь спектакль, отозвались тем же.
Давненько не приходилось видеть опер в постановке Дмитрия Чернякова. Нет, конечно, была «Травиата» в Ла Скала, «Царская невеста» Берлинской оперы, да и «Трубадур» этот брюссельского Ла Монне тоже в записи был доступен. Но все это — по телевизору, к которому, ясное дело, доверия нет. И вот — живьем: перенос бельгийского «Трубадура» двухгодичной давности на сцену санкт-петербургского Михайловского театра. Оказывается, то, что по ТВ показывали, — чистая правда!
Российская национальная премия и фестиваль «Золотая маска» объявила претендентов на звание лучших спектаклей, режиссеров, артистов, художников, дирижеров, хореографов, композиторов и прочих хороших и талантливых людей, которые делают российский театр. Спектаклей оказалось 56 — драматических и музыкальных. Ну а частных номинаций — великое множество.
...«Маугли» — необычная музыкальная премьера «Театриума на Серпуховке» для детей, где все по-взрослому и по гамбургскому счету. В новой версии, созданной на основе знаменитой «Книги джунглей» Редьярда Киплинга (автор — Артем Абрамов, текст песен — Андрей Усачев), сошлись Индия, экзотика джунглей, бои по правилам и без, индийская философия, хинди, музыка в стиле фьюжн, анимация. И, конечно, любовь, для которой нет преград. И все это, как лучшее — детям.
Сюжет «Золушки» бьет рекорды популярности: где эту сказку только не ставят — и в балете, и в опере, и в драматических театрах, и в оперетте; есть кино (много), мультфильмы (очень много), естественно, имеется и мюзикл… И вот — еще один сочинили в Театре мюзикла в Филях. Впрочем, филевская «Золушка» — не просто мюзикл: создатели спектакля лихо переписали эту историю, а затем интегрировали в нее жанр клоунады и театра масок. И им это удалось.
Опера-буфф «Прекрасная Елена, один из лучших образцов жанра, созданная ровно 150 лет тому назад, как ни странно, довольно долго не шла ни в одном московском театре. Режиссер Дмитрий Бертман исправил эту ситуацию, поставив шедевр Жака Оффенбаха на сцене «Геликон-оперы». «Прекрасная Елена» вернулась к зрителям в самом лучшем виде: музыка – в авторской редакции, текст основан на старом русском переводе Виктора Крылова, постановка – наполнена эротическим юмором и комическим эротизмом.
Тема Англии сверхпопулярна в России. За долгие творческие годы мы сочинили свою собственную милую, немного смешную Англию и ни за что не променяем ее на аутентичный оригинал. У нас и лучший мистер Пиквик, и несравненные трое в лодке (вкупе с собакой), и, как бы ни подпирали Камбербэтч с Фриманом, самые обаятельные Шерлок Холмс и доктор Ватсон. И вот в русско-английском семействе прибавление.
Долгожданная премьера мюзикла «Призрак оперы» состоялась в субботу в Московском дворце молодежи. Премьеру посетили: Филипп Киркоров и Анастасия Стоцкая, Александр Олешко, Борис Грачевский, Вячеслав Манучаров, Нонна Гришаева с семьей, Ирина Хакамада, Михаил Турецкий с дочерью, Ольга Будина, Лика Рулла, Михаил Швыдкой, Яна Поплавская, Максим Аверин, Виктор Добронравов, Екатерина Стриженова с семьей, Алена Хмельницкая, Анастасия Макеева и другие представители бомонда.
Не успел Михайловский театр насладиться триумфом получения национальной премии «Золотая маска» за спектакль «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака и Михаила Татарникова, как — бац! — опять «Онегин». Новую версию представил назначенный в конце прошлого сезона главным режиссером Василий Бархатов, взяв в соавторы дирижера Василия Петренко и художника Зиновия Марголина.
Мировая и весьма громкая премьера оперы «Крым» состоялась в театре «Санктъ-Петербургъ Опера». Администрация была вынуждена предпринять особые меры безопасности: накануне театр получил телефонные угрозы от неких людей, которым уж очень не близка гражданская позиция его руководителя Юрия Александрова. Зал, рассчитанный всего на 170 мест, в этот вечер вместил все 350, чуть не висевших на роскошных люстрах красивейшего петербургского особняка, в котором и размещается «Санктъ-Петербургъ Опера».
Лето. Свежий воздух. Пожалуй, даже слишком свежий для июня. Подмосковный город Клин, который у любого культурного человека ассоциируется не с пивом и не с колбасой, а с великим русским композитором Петром Ильичем Чайковским, стал местом проведения музыкального фестиваля "Подмосковные вечера с Чайковским".
Премьера оперы «Дон Жуан» представлена в музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко в постановке Александра Тителя и Уильяма Лейси. Великое сочинение Моцарта было прочитано режиссером и дирижером как dramma giocoso, как и было предписано авторами. Впрочем в афише жанр обозначен академично и нейтрально: опера.
10 июля в День воинской славы России (годовщина победы русских войск в Полтавской битве) на сцене театра «Санктъ-Петербургъ Опера» состоится премьера оперы «Крым», жанр которой ее создатель худрук театра Юрий Александров назвал «опера-митинг». Сегодня, когда театр получил готовую партитуру оперы, Юрий Александров рассказал «МК» о своем необычном проекте и о том, как его гражданственность сочетается с художественностью.
Камерный музыкальный театр имени Покровского представил ривайвл спектакля «Четыре самодура» - комическую оперу Эрманно Вольф-Феррари. Веселый музыкальный фарс на сюжет комедии Гольдони в постановке режиссера Михаила Кислярова и художника Сергея Бархина – яркое и современное зрелище, в котором важнейшую роль играет остроумный и ритмически безупречный русский текст Екатерины Поспеловой.
Карнавальность лезет буквально изо всех дыр нашей жизни, заставляя художников кто во что горазд хохмить, прикалываться, стебаться, травестировать, как бы доказывая: если мир сошел с ума, не стоит натягивать на него смирительную рубашку.
Сразу после майских праздников Большой театр заявил о своих планах на следующий, уже 239-й по счету сезон. Сделали это как никогда рано: при прошлом руководстве планы обычно объявлялись в летние месяцы. Да и место для пресс-конференции выбрали тоже не совсем обычное: главное фойе исторического здания Большого, тогда как прежние встречи с представителями масс-медиа устраивались в атриуме вспомогательного конкурса.
Сегодня полвека Таганке. А Таганка — это Любимов. Именно 50 лет назад началась биография великого режиссера и его театра. По этому случаю собирается большая международная конференция, посвященная творчеству мастера (организатор — Международная Конфедерация театральных союзов). Место действия — театр им. Вахтангова, где в середине прошлого века Любимов начинал блистательным актером.
Строгость и бескомпромиссность экспертов «Золотой Маски», допустивших на конкурс только три спектакля в номинации «оперетта-мюзикл» и при этом вовсе отказавших спектаклям в жанре оперетты (все три номинанта – мюзиклы), авансом вызвала восхищенные междометия типа «ого-го!». После просмотра предложенных работ круг междометий захотелось значительно разнообразить.
Вот она и состоялась — долгожданная «Аида» в постановке Петера Штайна в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Вряд ли можно припомнить за последнее время в музыкальном театре столь же красивый спектакль.
Оперы, представленные на нынешнем фестивале «Золотая Маска», способны удовлетворить самые разные вкусы любителей этого жанра. Здесь и авторские режиссерские спектакли, спорные и шокирующие, и традиционные постановки, радующие благодушного консерватора, и гламурно-развлекательные шоу, на которые можно звать спонсоров, не боясь, что они заснут, и, наконец, как бы авангардные и экспериментальные перформансы, рассчитанные на «свободных радикалов», декларирующих вкусы «продвинутой» части аудитории.
Большой театр продолжает реализацию программы под условным девизом «верность традиции — гарантия кассы».
Спектакль Михайловского театра «Летучий голландец» (опера Рихарда Вагнера, постановка Василия Бархатова, за пультом Василий Петренко) показали на Новой сцене Большого театра в рамках конкурсной программы фестиваля «Золотая маска». Представление завершилось тем, что главная героиня — Сента — при помощи револьвера вышибла себе мозги. Но надо признать, что вынос мозга начался гораздо раньше — с первой же сцены.
Известный драматический режиссер Андрей Могучий поставил в Михайловском театре оперу Римского-Корсакова «Царская невеста». По словам режиссера, сюжет оперы интересовал его не столько своим историзмом, сколько человеческими отношениями.