Екатерина Кретова
Публикаций: 358
Новый год настает. Пора подводить итоги. Что хорошего за 365 дней случилось в нашем культурном государстве, а что не порадовало? Чем мы можем гордиться, а за что становится безудержно стыдно? На что есть ответы, а какие вопросы так и остались неразрешенными? Смотрим на культурный расклад: и густо, и пусто, и некому руку подать...
Третью за год оперную премьеру выпускает творческий дуэт в составе дирижер Дмитрий Юровский и режиссер Вячеслав Стародубцев. «Турандот» Пуччини, «Аида» Верди и вот теперь — «Пиковая дама», лучшая опера Чайковского, бесспорный шедевр мировой классики. «Игра» — так лаконично конкретизировали жанровую разновидность своей версии постановщики и посвятили ее Всеволоду Мейерхольду. Разумеется, неспроста.
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представил премьеру оперы Чайковского "Пиковая дама" в постановке дирижера Александра Лазарева и режиссера Александра Тителя, в сценографии Сергея Бархина и с костюмами Марии Даниловой. Постановщики нашли собственное талантливое решение сотни раз трактованного оперного шедевра, которое позволяет заново услышать и прочувствовать трагический месседж этого гениального произведения - последней лирической русской оперы.
По красной дорожке у входа в Московский дворец молодежи в сопровождении бледных молодых людей с черно-красными зонтами (идет мокрый снег) двигаются знаменитости, светские львы и львицы, а также обычные зрители, которым посчастливилось купить билеты на премьеру мюзикла «Бал вампиров». Похоже, дресс-код на этот раз соблюли все до единого: черное с красным, у многих — рожки, ведьминские колпаки, сатанинский макияж.
В 75-ую годовщину трагедии, свершившейся в овраге на окраине Киева, всему миру известному как Бабий Яр, состоится сценическая премьера оперы-оратории «Бабий Яр» Давида Кривицкого. Премьера пройдет 27 октября в Концертном зале имени Рахманинова - так называемой Филармонии-2 в Олимпийской деревне.
Первый фестиваль музыкальных театров «Видеть музыку» проходит сейчас в Москве. Не имеющий аналогов театральный форум позволяет москвичам увидеть спектакли российских региональных театров и по достоинству оценить их профессиональный уровень. В стране с «дистанциями огромного размера» - это настоящее событие. Тем более, что среди представленных спектаклей есть весьма неординарные работы. Среди них – опера «Геракл» Генделя Башкирского театра оперы и балета.
В осенний парад стартующих мюзиклов красивым и мощным аккордом вписалась одна из самых ожидаемых премьер сезона — «Анна Каренина» в Московской оперетте. Премьера собрала весь столичный бомонд, в том числе большое число профессионалов жанра.
В театре «Россия» прошла премьера мюзикла «Золушка», созданного культовыми бродвейскими авторами прошлого века Роджерсом и Хаммерстайном. Спектакль, который увидели москвичи, не является калькой бродвейского шоу: оригинальная версия создавалась специально для московского проката.
В воскресенье худрук двух крупнейших оперных театров страны Владимир Кехман, чья фамилия давно стала синонимом непотопляемости, неуправляемости и возмущения спокойствия, венчался. Ожидали нечто соответствующее репутации, однако даже те, кто съехался в Санкт-Петербург по приглашению, были поражены действием. По сути, это был театральный праздник в двух актах и с двумя антрактами, которому предшествовал торжественный обряд венчания. Свидетелями чему стали только обозреватели «МК».
Премьера оперы Моисея/Мечислава Вайнберга «Пассажирка» состоялась в Екатеринбургской опере. Это первое в России сценическое воплощение выдающейся партитуры «композитора трех народов», незаслуженно забытого, но в последнее десятилетие возвращающегося к слушателям. Увы, посмертно: Вайнберг, еврей, родившийся в Польше, живший в СССР и умерший в России в 1996 году, не дожил до своего триумфального камбэка на мировой музыкальный олимп.
В театре «Могадор» в центре Парижа произошел серьезный пожар. К счастью, обошлось без человеческих жертв. Но ущерб нанесен огромный — не только материальный, но и моральный. Дело в том, что новый сезон должен был открыться мюзиклом «Призрак Оперы», постановка которого была приурочена к празднованию 30-летнего юбилея этого культового шоу Эндрю Ллойда Уэббера. Сгорели все декорации и костюмы, полностью выгорело зеркало сцены. Шоу не будет.
Идея поставить в МХТ настоящий мюзикл зародилась в недрах самого театра. Некоторые посчитали ее эксцентричной — и зря: этот театр давно уже снял с себя бремя «академичности» и что ни сезон предъявляет публике эксперименты покруче, чем пение под живой оркестр. Напротив, спектакль «Гордость и предубеждение» удивил своей традиционностью и даже некоторой винтажностью.
Недельные гастроли «Ла Скала» в Москве завершились. На исторической сцене оркестр, хор и солисты самого знаменитого в мире оперного театра три раза сыграли оперу Верди «Симон Бокканегра», дважды исполнили вердиевский «Реквием», а также однократно выступили с концертной программой итальянской музыки (Верди, Россини, Керубини). Спектакли и концерты сопровождались громкими аплодисментами и криками «браво». Однако в среде профессионалов выступления итальянцев особого успеха не имели.
Пожалуй, ни один российский музыкальный театр не открывал свой сезон в столь интригующей обстановке. Спектакль «Богема» окутан ореолом скандала, связанного с плагиатом. Художественный руководитель театра Владимир Кехман находится в процедуре личного банкротства. Столичные критики, раньше толпами приезжавшие на премьеры Михайловского, ныне их игнорируют, «наказывая» Кехмана за его назначение директором Новосибирской оперы после скандала с «Тангейзером».
Елена Башкирова, дочь известного пианиста Дмитрия Башкирова и жена знаменитого музыканта - пианиста и дирижера - Даниэля Баренбойма, проводит в Иерусалиме не имеющий аналогов фестиваль камерной музыки. Он проходит уже почти 20 лет - без помпы, без светской тусовки, без громкого пиара, без политической окраски. Но именно потому он и пользуется огромным уважением в среде музыкантов и любителей музыки, что в нем царствует чистое искусство, высокий профессионализм и огромное уважение к публике.
Под конец сезона Большой театр выпустил премьеру, которую с интересом ждала музыкальная общественность. Здесь слилось многое: сам материал — драматическая легенда Берлиоза «Осуждение Фауста», не самое заигранное сочинение на оперной сцене; личность дирижера-постановщика — это музыкальный руководитель ГАБТа Туган Сохиев; ну и, конечно, фигура постановщика — Петера Штайна, выдающегося мастера драматической и оперной режиссуры.
Новосибирская опера или НОВАТ, как стал теперь называться этот театр, закрыл сезон на кульминационной точке — премьерой оперы Верди "Аида" в постановке дирижера Дмитрия Юровского и режиссера Вячеслава Стародубцева. Спектакль, в полной мере адекватный духу и букве одной из лучших партитур Верди (сам композитор скромно назвал ее "одной из наименее плохих"), по размаху постановки может соревноваться с самыми эффектными и масштабными версиями этого шедевра.
Судьба оперы советского композитора Мечислава (Моисея) Вайнберга «Идиот» драматична, как и его собственная. Написанная в 1986 году, эта партитура впервые получила сценическое воплощение в полной версии в 2013 году в Мангейме, спустя 17 лет после смерти автора. Оперой продирижировал тогда Томас Зандерлинг. И вот теперь это масштабное четырехчасовое сочинение представлено на сцене Мариинского театра в постановке того же маэстро Зандерлинга.
Музыкальный театр, не отставая от своего драматического собрата, жил в проходящем сезоне бурной жизнью. Тот факт, что завершение сезона вовсе не сопровождается его замиранием, лишнее тому доказательство. Летом произошло немало важных событий, а кое-что на подходе...
Стало доброй традицией запускать в октябре новые мюзиклы. Вот и в будущем сезоне театр «Московская Оперетта» представит оригинальный музыкальный спектакль «Анна Каренина» по классическому роману Льва Толстого, а Стейдж Энтертейнмент на сцене театра «Россия» - не менее классическую бродвейскую сказку «Золушка». В обоих проектах заняты звезды российского мюзикла
В этом году Большой театр собрал журналистов для объявления планов на следующий сезон необычно рано. 240-й сезон еще не закончен, еще не прошли две объявленные премьеры, но театр уже сообщил общественности о том, какие события ждут в 241-м сезоне. Против обычая первым слово взял не гендиректор Владимир Урин, а главный дирижер-музрук Туган Сохиев, сообщивший о том, какие события ждут в 241-м сезоне.
Парад драматических режиссеров на сценах Большого театра продолжается: Тимофей Кулябин пополнил шорт-лист, в который входит цвет российской режиссуры: Лев Додин, Римас Туминас, Алексей Бородин, Сергей Женовач. А есть еще и лонг-лист — в разные годы кто только не подступался к опере: Александр Сокуров и Валерий Фокин, Эймунтас Някрошюс и Кирилл Серебренников. Всех манит волшебный мир музыки. Правда, далеко не все стремятся раствориться в этом волшебстве.
Камерный оперный театр рядовых премьер не выпускает. С момента его создания Борис Покровский вместе с Геннадием Рождественским удивляли публику невиданными и неслыханными постановками. Будь то суперсовременные партитуры или незаслуженно забытые раритеты. Вот и теперь маэстро Рождественский с режиссером Ольгой Ивановой извлекли из небытия оперу Римского-Корсакова «Сервилия», которая никогда ранее не ставилась в Москве.
XXII церемонию вручения театральной премии «Золотая маска» ждали всем миром — скандальные обсуждения, интриги и недопонимания, ссоры и разборки между членами экспертного совета за последние месяцы были вынесены далеко за пределы театрального сообщества. Каковы будут итоги сезона-2014/2015 и какие сюрпризы — приятные и не очень — преподнесет «ЗМ» в этот раз? С подробностями — корреспонденты «МК».
Сегодня утром умер народный артист России Альберт Филозов. Он умер в доме своего старшего сына на 79 году жизни. В последнее время Альберт Леонидович был серьезно болен, однако не обращал внимания на свою болезнь, играл все спектакли в театре «Школа современной пьесы», где прослужил более 25 лет.
В Свердловском театре Музкомедии московский режиссер Алексей Франдетти поставил мюзикл "Бернарда Альба" Майкла Джона Лакьюзы - произведение, 10 лет назад поразившее американскую публику и разделившее ее на два лагеря: тех, кто был шокирован ломкой стандартов жанрового мэйн стрима и тех, кто воспринял этот спектакль как революцию в бродвейском (или офф бродвейском) мюзикле. Смелость Екатеринбургского театра восхищает: спектакль неожидан, неформатен, не привычен.
Оперу «Преступление и наказание» ждали почти 30 лет. В 1979 году Андрей Кончаловский и Эдуард Артемьев в творческом содружестве с Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым приступили к созданию этого масштабного музыкально-театрального полотна. Ожидание шедевра сравнимо с тем, как ждали фильм «Трудно быть богом» Германа-старшего. И результат похож: разброс мнений от недоуменного протеста до полного восторга. Обозреватель «МК» в метаниях между полюсами прибился ко второму.
Оперу «Преступление и наказание» ждали почти 30 лет. В 1979 году Андрей Кончаловский и Эдуард Артемьев в творческом содружестве с Марком Розовским и Юрием Ряшенцевым приступили к созданию этого масштабного музыкально-театрального полотна. Ожидание шедевра сравнимо с тем, как ждали фильм «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего. Обозреватель МК в метаниях между этими полюсами прибился ко второму, ибо имя Эдуарда Артемьева обеспечивает индульгенцией всех, кто работает с его партитурой.
Совместный проект Михайловского театра и Лозаннской оперы «Волшебная флейта» Моцарта — пожалуй, одно из самых радостных и светлых событий сезона в музыкальном театре. Такая волна позитива и легкости, да еще и в синтезе с радующим слух вокалом, — подарок меломанам. Это спектакль, который хочется смотреть не один раз. И еще привести на него детей: такую оперу они поймут и полюбят. Тем более что разговорные диалоги в зингшпиле звучат на русском языке.
Харольд Принс прибыл в Москву, чтобы принять участие в проекте «Московский Бродвей». Он выступил в театре «Россия» перед московской публикой с двухчасовым публичным интервью на интригующую тему: «Бродвей. Прошлое, настоящее, будущее». Интервью брал Фостер Хирш, американский историк, специалист в области сценических и киномюзиклов. Из интереснейших ответов Принса на столь же интереснейшие вопросы Хирша стало ясно: нынешнее состояние Бродвея весьма тревожно.