Екатерина Кретова
Публикаций: 358
В этом уникальном деревянном доме в самом центре Первопрестольной, сохранившем облик конца позапрошлого века, водятся призраки. Каждый день они переживают одну и ту же детективную историю про любовь и предательство, надежды и обман, жизнь и смерть. О том, что все они лишь привидения, знает только хозяйка дома — странная девушка Софья, которая никогда не выходит из особняка. В час назначенный в дом приходят пять десятков смельчаков, которым охота соприкоснуться с чем-то сверхъестественным.
«Синяя, синяя птица» — музыкальный спектакль под таким названием с возрастным цензом 6+ выпустили в Театре наций. Дважды синяя — чтобы не путали с классической сказкой Метерлинка. Впрочем, ассоциаций со знаменитым мхатовским спектаклем предостаточно: от серебристых птиц, которыми декорирован занавес, до хора «Идем за синей птицей».
В «Геликон-опере» прошел премьерный блок «Пиковой дамы». Это существенно переработанный ривайвл давней версии театра начала 90-х, из которой режиссер Дмитрий Бертман, как из семечка, вырастил новое масштабное полотно. Важнейший аспект спектакля — участие в нем выдающегося русского дирижера Владимира Ивановича Федосеева, для которого геликоновская «Пиковая дама» стала второй в России работой в качестве дирижера-постановщика.
В НОВАТе (Новосибирский оперный театр), который продолжает оставаться мощным ньюсмейкером российской культуры, состоялось назначение Владимира Кехмана на должность художественного руководителя. Об этом официально объявил министр культуры РФ Владимир Мединский, специально для этой цели прибывший в Новосибирск.
«Московской оперетте» 90 лет. Театр, представляющий «вечно молодой» жанр, как гласит банальная, но приятная истина, уже немолод. 24 ноября в театре отмечают день рождения, зафиксированный протоколом Совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов 1927 года: «Оперетту сохранить. Репертуар оздоровить, приблизив его к задачам современности». Из насыщенной биографии «Московской оперетты» «МК» отобрал семь фактов, которые должен знать каждый фанат этого прославленного театра.
100-летие Октябрьской революции заставляет нас «перетряхнуть» историю, заново осознать известные и малоизвестные исторические факты, восстановить идеологические «купюры». Главный революционер российского театра Всеволод Мейерхольд, трагическая судьба которого (он был репрессирован и расстрелян по приговору Верховного суда СССР) сделала его жертвенной фигурой в глазах общественности, был личностью весьма неоднозначной — и как человек, и как художник.
Объявили номинантов главной Российской национальной театральной премии «Золотая маска». Пресс-конференция традиционно прошла в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, и, открывая ее, директор фестиваля Мария Ревякина перво-наперво выразила надежду, что ситуация вокруг «Седьмой студии» и Кирилла Серебренникова в конце концов благополучно разрешится. Тезис «вокруг культуры начинают сгущаться тучи» - был главный посыл её короткого спича.
Премьера оперы Георга Фридриха Генделя «Альцина» состоялась на Новой сцене Большого театра. Совместный проект Большого театра и Международного оперного фестиваля в Экс-ан-Провансе был сначала реализован в 2015 году во Франции, а теперь добрался и до Москвы. Опыт постановки барочной оперы британским режиссером Кэти Митчелл и итальянским дирижером, известным специалистом в области старинной музыки Андреа Марконом оказался весьма удачным: публика приняла спектакль восторженно.
Опера «Пиковая дама» обрела новую форму, новый жанр да что там - просто новую жизнь в старинной усадьбе Гончаровых-Филипповых на набережной Яузы. Режиссер Александр Легчаков, художник Полина Бахтина и композитор Никола Мельников превратили классическую партитуру Чайковского на столь же классический сюжет Пушкина в иммерсивную оперу, в котором зрителям завязывали глаза, сюжет рассказывал сам Александр Сергеевич, а партию Германа исполнил герой ЕВРОВИДЕНЬЯ- 2010 Петр Налич.
Владимир Кехман заключил с Дмитрием Корчаком, сочетающим карьеру оперного певца и дирижера, контракт, согласно которому он займет пост главного приглашенного дирижера НОВАТа. Контракт рассчитан на период до 2020 года. Первым спектаклем, который пройдет в этом сезоне под управлением Дмитрия Корчака, станет опера Гаэтано Доницетти «Любовный напиток» - она прозвучит 16 ноября.
Сегодня в Москве открылся Второй фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». На этот раз он соединился с Биеннале театрального искусства, программа которого начнется двумя неделями позже, однако не растерял особенностей собственной идеологии и найденного формата: во-первых, фестиваль принципиально не содержит конкурсной программы, во-вторых (и это очень важно!), афишу его формировали сами театры - участники Ассоциации музыкальных театров России.
Санкт-Петербургский Михайловский театр открыл новый сезон, в очередной раз удивив публику: новые кресла в измененной расстановке сделали зал еще более роскошным. Ну а премьера оперы «Севильский цирюльник», с которой начался 185-й сезон прославленного театра, демонстрировала один сюрприз за другим. Вот уж поистине неисчерпаемы возможности жанра комической оперы: никогда не знаешь, над чем тебя заставят хохотать, а над чем и призадуматься.
Около 50 театров в Нью-Йорке ежедневно демонстрируют музыкальные спектакли при практически 100%-ной заполняемости. А это значит, что на бродвейских и офф-бродвейских шоу каждый день проводят время примерно 50 тысяч человек. Описывать спектакли, которые ты увидел за границей, — занятие не очень ловкое: то ли хвастаешься, то ли лекцию читаешь. Выбирая ракурс, который был бы интересен нашим читателям, я вступила в диалог с одним московским композитором.
На общей территории Театра музыкальный театр, а точнее, опера и мюзикл, занимают место экзотического острова, где, казалось бы, при том же климате произрастают особые растения, любовно высаженные, привитые и даже как будто особым образом постриженные. Открою тайну: это все из-за музыки. Из-за оркестрантов, которых хоть и называют артистами, но это так, условно.
Конец сезона в музыкальном театре оказался богатым на сенсации: Владимир Кехман, генеральный директор НОВАТа, на собрании коллектива заявил о своем намерении покинуть этот пост. Решение руководителя театра связано с завершающимся банкротным процессом и формальной невозможностью занимать в течение трех лет административные должности. Было объявлено имя нового исполняющего обязанности генерального директора. Им станет Вячеслав Стародубцев.
Международный конкурс оперных певцов им. Ганса Габора «Бельведер» — один из самых известных в мире и существующий 35 лет — впервые провел свой финал в России, в «Геликон-опере». В жюри заседают не дирижеры с вокалистами и даже не режиссеры, которые ныне решают судьбы современной оперы. Здесь решающее слово — за продюсерами, интендантами, каст-директорами и менеджерами: кто из молодых певцов получит ангажемент и шансы на удачную оперную судьбу.
Последняя музыкальная премьера сезона — опера «Трубадур» в «Геликоне» принесла немало сюрпризов. Самый запутанный сюжет мирового оперного репертуара режиссер Дмитрий Бертман, дирижер Оливер Диаз, художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, хореограф Эдвальд Смирнов распутали при помощи аллюзий с сегодняшними трагическими событиями в Сирии.
Ростовский государственный музыкальный театр обратился к шедевру Чайковского «Пиковая дама», доверив постановку молодому режиссеру Павлу Сорокину. Вместе с дебютантом (это первая работа Сорокина в крупной форме) спектакль создавали опытные мастера — дирижер Андрей Аниханов, художник Вячеслав Окунев. Худрук театра Вячеслав Кущев выступил в роли художественного руководителя неординарной интерпретации гениальной оперы. Постановочная команда поставила на «Даму» — и «Дама» выиграла.
Отчего стрелялись Ленский и Онегин? Отчего утопилась Лиза? Отчего умерла Виолетта? Такие вопросы все чаще задают оперные режиссеры, соревнуясь в парадоксальных ответах. И вот уже Ленский мертв в результате несчастного случая, Лиза уплыла на лодке, а Виолетта подцепила СПИД. И только Снегурочке как-то удавалось таять от любви и жара Ярило-Солнца.
Премьеру оперы «Чаадский» Александра Маноцкова в постановке Кирилла Серебренникова ждали с предвкушением если не скандала, то хотя бы социально-художественной встряски прогрессивной общественности. Все-таки идейная позиция Чаадаева, ставшего прообразом героя «Горя от ума», весьма интересно «ложится» на сегодняшнюю историческую реальность. Но…
Конкурс «Нано-Опера» объявил своих лауреатов. Этот уникальный проект, придуманный Дмитрием Бертманом, вот уже в третий раз выпускает группу молодых оперных режиссеров, которые очень быстро «из нашего будущего» превращается в «наше настоящее».
Оригинальную «Волшебную флейту» привезли на Чеховский фестиваль из Берлина: Комише опер представила шедевр Моцарта в виде мультимедийного шоу, сочетающего живой театр с фантастической анимацией. Разумеется, в таком прочтении места для масонской тематики, заложенной в партитуре Вольфганга Амадея Моцарта и либретто Эммануэля Шиканедера, не осталось. Да и кому сейчас нужны масоны? Вот мультики — это другое дело.
В перерыве между репетициями в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко известный композитор Александр Журбин дал эксклюзивное интервью обозревателю «Московского комсомольца», рассказав о своем оперном триптихе «Метаморфозы любви», премьера которого состоится 25 мая. Во время беседы мимо то и дело пробегали вполне узнаваемые люди: то Фридрих Ницше, то Зигмунд Фрейд, а то и сам Иоганн Вольфганг фон Гете….
Балет с пением «Семь смертных грехов» на тексты Бертольда Брехта написан великим композитором ХХ века Куртом Вайлем в 1933 году. Ставится он крайне редко. В последний раз москвичи видели его лет восемь назад, когда на Чеховском фестивале его показал театр Пины Бауш. Уникальный музыкальный стиль Вайля, синтезирующий формы и методы развития академической музыки с жанрами и интонациями немецкого кабаре и бродвейского мюзикла, загадочен для русского уха.
Шинуазри… В переводе — «китайщина». Именно этот стиль режиссер Вячеслав Стародубцев применил в своей постановке «Свадьбы Фигаро» Моцарта. Смело? Весьма. Неожиданно? Очень. Забавно? Безусловно. И как-то так легко, весело, парадоксально, красиво. Словом, по-моцартовски… Ну, или почти…
Ингеборга Дапкунайте летит на Луну! Владимир Ленин руководит ее полетами в космос! Карлик и великан пугают публику! Собаки Белка и Стрелка глотают спутник Земли! Приходите все в «Цирк» Максима Диденко — только у нас на фестивале «Черешневый лес» в Театре Наций! Трюки! Штуки! Шутки! И звучит эта стрррррашная музыка!
Весна — время объявления номинантов на престижные театральные премии в Америке. Tony, Drama Desk, Drama League, Outer Critics’Circle — все эти Awards (премии) объявляют счастливчиков в начале мая. Самая известная нам премия Tony доступна россиянам в телетрансляции. Только никакое видео даже в режиме online не способно передать атмосферу живого театра.
Когда само время наполнено духом мракобесия, любой шизофреник может писать какие угодно поклепы на кого угодно, и это на полном серьезе становится предметом разбирательства силовых ведомств: так, в Театр на Таганке (а то у них мало проблем) поступило «требование о предоставлении информации и документов» от Таганской прокуратуры по запросу некоего Романова Князя Мономаха.
Сегодня Национальная театральная премия «Золотая маска» объявит своих победителей. 23-я по счету церемония пройдет в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Как ляжет карта? Кто окажется на коне, а кто под конем — станет известно только вечером. Однако обозреватели «МК», которые внимательно следили за спектаклями и событиями главной нацпремии российского театра, сделали свои предположения.
10 дней молодые московские артисты в плотном графике трудились под руководством старших товарищей из Нью-Йорка, на абсолютно безвозмездной основе обучаясь всему тому, что так хорошо делают на Бродвее вот уже более 100 лет: бить степ, петь в мюзикловой и джазовой манере, отплясывать синхронно толпой в несколько десятков человек и танцевать хип-хоп, что, впрочем, даже в Америке 100 лет назад еще не умели. И все это благодаря крайне полезной российско-американской затее.