Екатерина Кретова
Публикаций: 357
Великий испанский тенор Пласидо Доминго, на которого в последнее время свалилось много неприятностей - был обвинен в харрасменте, лишился ряда контрактов, а также недавно переболел коронавирусом, - накануне своего 80-летия приехал в Москву, где выступает в Большом театре. Маэстро неоднократно пел на московской сцене, однако никогда не становился здесь за пульт. Так что появление маэстро в качестве дирижера в опере Пуччини «Манон Леско» стало его дебютом в ГАБТе.
Пятый фестиваль «Видеть музыку» открылся в Москве. В невероятно плотной программе, рассчитанной почти на полтора месяца, участвуют 62 театра из России, а также творческие коллективы Узбекистана, Белоруссии, Казахстана и Донецка. Разброс жанров – от мюзикла и оперетты до классической и современной оперы. Есть большая детская программа. Участвуют не только государственные театры, но и независимые коллективы, что для музыкального театра большая редкость.
Еще один оперный театр к радости меломанов открыл сезон - «Геликон-опера» начала свою работу после лета и карантина с премьеры оперы Даргомыжского «Каменный гость». Дмитрий Бертман выбрал этот материал не случайно. И дело здесь не только в камерности партитуры, которая не предполагает массовых сцен. Дело в мистической роли, которую Даргомыжский уже многие годы играет в жизни Бертмана.
Большой театр открыл сезон, а вместе с ним — двери для публики. Свершилось то, о чем меломаны мечтали последние полгода: спектакли Большого снова можно увидеть и услышать вживую, а не на экране. Коварная пандемия устроила проверку любителям оперного искусства: вернетесь ли вы в театральные залы после многодневного сидения в своих домах и просмотров мировых шедевров в Интернете?
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац открыл сегодня юбилейный 55-й сезон. В жизни театра в этом сезоне случатся серьезные события: день рождения совпадает с началом реконструкции здания, которое специально для первого в мире музыкального театра для детей построили в 1979 году. Сбор труппы начался в большом зале, а затем артисты отправились почтить память основательницы театра Наталии Сац на Новодевичье кладбище.
В Общественной палате РФ прошел «круглый стол», организованный комиссией по вопросам культуры и сохранению духовного наследия. Глава комиссии Ирина Великанова и ее заместитель, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, собрали команду профессионалов, которым было что сказать по теме дискуссии. Речь шла о судьбе детского дополнительного образования в области искусства, которая будоражит общественность уже не один год («МК» одним из первых поднял эту животрепещущую проблему еще в 2018 году).
Именно так следовало бы назвать музыкальный сезон 2019–2020 годов. Окрик прозвучал в марте, и музыка остановилась. Но ненадолго. Постепенно тишину стали нарушать голоса, звучащие в Интернете. Музыканты устраивали концерты в записи и в онлайне. Некоторые даже пробовали свести в единое оркестровое или ансамблевое звучание сольные партии, записанные в городских квартирах или на дачных участках. И у многих получалось.
Победа в Великой Отечественной войне ковалась с песней на устах. Это не лозунг, не миф — это абсолютная правда. Власть, которую мы сегодня называем тоталитарной, обеспечивала бронь музыкантам, композиторам, певцам. Почему? Да потому что понимала, что талантливый музыкант — такой как, к примеру, Аркадий Островский — гораздо больше пользы принесет фронту в качестве артиста фронтовой бригады со своим аккордеоном, чем как пехотинец с винтовкой.
Сегодня день рождения большого театрального режиссёра, великого нашего современника Анатолия Васильева. Дата не круглая - 78, но это не отменяет поздравления Мастеру, который, к тому же, сейчас находится в больнице. А самое лучшее лекарство для больного - что кроме таблеток? Правильно - улыбка, смех - прямая дорога к позитиву.
Премьера оперы в условиях самоизоляции – разве это возможно? Композитор Владимир Дашкевич доказал, что возможно и еще как. Нет, не был арендован концертный зал, не было толпы слушателей, не было большого оркестра и солистов. Был только он сам – Владимир Дашкевич и его рояль. А по другую сторону – группа слушателей, которые собрались возле компьютера, чтобы узнать, как это – «Жить не по лжи».
Басиния Шульман – известная российская пианистка, лауреат престижных международных конкурсов, ведущая авторской программы на радио, участница мультимедийных проектов. Басиния стала первым российским академическим музыкантом, кто в самом начале карантина инициировал и провел он-лайн концерт в социальных сетях. Она успела провести один концерт – и… сама заболела COVID-19. Пианистка прошла настоящие круги ада, и, к счастью выздоровела.
Владимиру Ильичу Ленину 22 апреля стукнуло бы 150 лет. За это время он прошел путь от кудрявого мальчонки к мумии, от великого экспериментатора и комбинатора к герою анекдотов, от статуса атеистического святого к маске в шоу двойников. Ясно одно: сегодня Ленин стал мемом, который вряд ли исчезнет из нашей жизни. И сегодня мы вместе с худруком театра «Школа современной пьесы» Иосифом Райхельгаузом вспомним забавные случаи из реальной театральной жизни, связанные с именем вождя.
Ровно 50 лет назад любители советского кино раскололись на две категории: одни категорически не приняли, а другие безоглядно влюбились в фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». При этом поголовно все запели песню, которую для этого фильма написал Исаак Шварц на стихи Булата Окуджавы: «Ваше благородие, госпожа разлука…»
О том, что человечество уверенно движется к гибели, композитор Владимир Дашкевич объявил больше 10 лет назад. В 2007 году в Большом зале консерватории состоялась мировая премьера его литургии «Семь зарниц Апокалипсиса».
Поверить в то, что Наталье Зиновьевне Андриановой исполняется столько, сколько ей исполняется, реально невозможно. Моложавая, красивая, полная энергии — она вся светится, когда говорит о своих учениках, которым «сделала» голоса: сформировала, вырастила, поддержала, наполнила силой и тембральной красотой. Она воспитала 29 лауреатов международных конкурсов!
Режиссер Георгий Исаакян продолжает искать, экспериментировать, удивлять и ставить в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац спектакли — оригинальные, странные, неожиданные и порой не слишком детские. Хотя название спектакля, премьера которого прошла на днях, как будто говорит об обратном: Les Enfants Terribles — «Ужасные дети». Опера американского композитора-минималиста Филипа Гласса по роману Жана Кокто впервые была представлена на российской сцене.
Музыка несется на всю Пушкинскую площадь. Лестница, ведущая к театру «Россия», где располагается Московский театр мюзикла, заполнена людьми. Мелькают узнаваемые лица артистов, композиторов, телеведущих… Премьера! Шоу «ПраймТайм», которое команда Михаила Швыдкого создала вместе с канадскими коллегами, в среде мюзикломанов ждали. И не зря: подобного проекта в России на самом деле еще не бывало.
Два необычных проекта готовятся к выпуску на сцене театра «Школа современной пьесы»: «Фаина. Эшелон» Иосифа Райхельгауза и «Наш городок» Дмитрия Крымова. Режиссеры не просто посвящают спектакли своим родителям, но собираются вывести их на сцену в качестве персонажей. Первым выходит «Фаина. Эшелон», спектакль поставлен Иосифом Райхельгаузом на основе воспоминаний его матери, в роли которой выступит Елена Санаева.
Термины «глэм» (glam) или «глиттер» (glitter), обозначающие «глянец», применяются обычно к поп-музыке. Однако, как это только что продемонстрировали в Большом театре, и русская классическая опера может предстать вполне попсовым гламурным жанром. Спустя 9 лет после «Руслана и Людмилы» Дмитрий Черняков, хедлайнер режиссерской оперы, которой некоторые мракобесы и консерваторы присвоили неблагозвучный ярлык «режопера», вновь предъявил на исторической сцене Большого театра шедевр русской классики.
В мир сказки вы попадаете сразу, переступив порог «Геликон-оперы»: звон волшебных колокольчиков, карета в фойе, но главное — хрустальная туфелька, которую мальчик-паж, тот, что «я не волшебник, я только учусь», дарил главной Золушке нашей страны Янине Жеймо. Реквизит культового фильма 1947 года предоставлен театру для выставки студией «Ленфильм», и тут можно прикинуть, насколько крошечный башмачок меньше вашей ноги.