Екатерина Кретова
Публикаций: 357
Театр Терезы Дуровой к новогодним праздникам приготовил маленьким зрителям и их родителям горячий и солнечный сюрприз – музыкальный спектакль «Кукурузный человечек» по мотивам загадочных и таинственных мексиканских мифов в сопровождении энергичных мелодий и ритмов в стиле латинос. Как всегда – поток прекрасной музыки в исполнении живого оркестра, отличный вокал, буйство форм и красок на сцене и захватывающий сюжет.
«Онегин» — мюзикл по мотивам романа Пушкина и оперы Чайковского… Лишь только это название появилось на афишах, посыпались ахи и охи: опять эта «Таганка» замахнулась на самое святое! Превратить шедевр Чайковского в мюзикл — да это ж святотатство! Обозреватель «МК» убедился: ревнители классики могут спать спокойно, никто ни на что не замахнулся и ни во что не превратил. Мюзикл «Онегин» действительно использует сюжетную канву оперы Чайковского в большей мере, чем пушкинский роман.
Премьерой оперы-балета Мориса Равеля «Дитя и волшебство» завершился трехнедельный Молодежный проект «Оперный класс», который проводит Благотворительный фонд Елены Образцовой под руководством звезды оперной сцены, всемирно известного певца и дирижера Дмитрия Корчака. Результат уникального образовательного марафона — великолепный спектакль на Новой сцене Детского музыкального театра юного актера с участием артистов разных возрастов в сопровождении Московского камерного оркестра Musica viva.
Публика в этот вечер заходила в зал «Зарядье» под стук метронома. Каждый, кому небезразлична история России, легко прочитает этот символ – Ленинградская блокада. Мерный стук постоянно звучал из полутора тысяч репродукторов, установленных в осажденном городе. И это означало, что Ленинград не сдался. Симфония Сергея Ахунова «Рождественский пост» посвящена трагической и одновременно героической странице нашей истории.
Илья Демуцкий, пожалуй, самый востребованный и раскрученный из молодых современных композиторов, представил в концертном зале «Зарядье» мировую премьеру музыкально-драматического театрального действа «Последний день вечного города». В масштабном мультижанровом сочинении на тексты известных русско-американских авторов Ольги Масловой и Кати Капович центральным протагонистом во всей своей красе предстал Московский государственный академический камерный хор.
Когда современный театр рискует поставить оперу, написанную в наши дни живым композитором, это уникальное событие. И даже если театр терпит неудачу, он все равно заслуживает всяческих дифирамбов - за смелость, за продвижение современной музыки, за поиск и эксперимент. Но в случае с оперой «Альфа и Омега» израильского композитора Гиля Шохата, поставленной в «Геликоне» Дмитрием Бертманом и Ильей Ильиным, налицо безусловный успех постановки.
В театре «Московская оперетта» — праздник для ценителей жанра классической венской оперетты: «Королева чардаша», когда-то в советском прокате превратившаяся в «Сильву», появилась в новой постановке режиссера-хореографа Валерия Архипова, дирижера Константина Хватынца и художника Вячеслава Окунева.
Красноярский музыкальный театр показал на сцене «Геликона» «Мертвые души» — light-оперу Александра Пантыкина на либретто Константина Рубинского. Показ состоялся в рамках фестиваля «Видеть музыку», который проводится Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов. В нынешнем году москвичи увидят более 40 спектаклей российских музыкальных театров со всей страны, а также из Донбасса, Узбекистана и Казахстана.
Композитор Владимир Дашкевич, только что закончивший работу над новой оперой по Александру Солженицыну «Жить не по лжи», разработал проект Всемирной музыкальной олимпиады. Взяв за основу модель спортивных соревнований, композитор сформулировал Декларацию об играх в самой возвышенной и универсальной сфере человеческой деятельности – в музыке.
Второй оперный сезон эпохи пандемии подошел к концу. Он оказался довольно вялым. Четыре из пяти ведущих оперных театров столицы — Большой, МАМТ имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Новая Опера», «Геликон-опера» — выдали несколько премьер по классическим партитурам в постановках известных отечественных режиссеров, которые не смогли предъявить ни впечатляющих сенсаций, ни оригинальных решений, ни даже громких провалов.
Опера Генделя «Ариодант», поставленная Дэвидом Олденом в Английской национальной опере почти 30 лет назад, обрела новую жизнь на Новой сцене Большого театра. За пультом итальянский маэстро Джанлука Капуано, в оркестровой яме исторические инструменты, партии поют мастера барочного исполнительства из разных стран. Звучит божественная музыка Генделя в очень качественном исполнении. Четыре часа погружения в настоящее искусство – такова новая премьера Большого театра.
Евгений Писарев, худрук театра имени Пушкина, поставил в Большом театре оперу Чайковского «Мазепа». Это третий заход драматического режиссера в Большой и четвертый — в оперный жанр. До сих пор Писарев ставил оперы веселые, комедийные, европейские. Здесь же столкнулся с совершенно иной эстетикой. «Мазепа» Чайковского синтезирует две важнейшие линии русской оперной традиции: безграничный лиризм и драматический историзм.
200 лет исполнилось опере «Вольный стрелок» Карла Марии Вебера. Жемчужина немецкого романтизма, полная прекрасных мелодий, искренних и наивных персонажей, мистики, любви, непримиримой борьбы добра и зла с финальным воцарением божественной истины, безусловно заслуживала того, чтобы появиться на сцене в честь своего солидного юбилея. Но… за 200 лет картина мира сильно поменялась.
Московский театр «Школа современной пьесы» провел акцию, направленную на защиту детей от безумия современной цивилизации. Театр и музыка – живые виды искусства. Детей нельзя загонять в видео и онлайн форматы. Так считает худрук ШСП Иосиф Райхельгауз, подтвердивший истинность своих слов необычным мероприятием, на которое пригласил дочь и внука музыканта Юрия Башмета – пианистку Ксению Башмет и юного скрипача Гранта, и еще многих других представителей артистических и музыкальных династий.
Опера «Опричник» Петра Ильича Чайковского с большим успехом была представлена на сцене Михайловского театра. Кровавый сюжет Ивана Лажечникова, пересказанный самим композитором, погружение в историю становления русской государственности, национальный колорит, обилие хоровых сцен, а главное, незаигранность ранней партитуры Чайковского, которую затмили более поздние шедевры, — все обещало впечатляющее зрелище в духе имперской оперы.
После 7-летнего перерыва (последнее представление «Тоски» в постановке Бориса Покровского, шедшей в Большом театре с 1971 года, состоялось в 2014 году) на Новой сцене появилась новая «Тоска». Ее поставила группа итальянцев — дирижер Даниэле Каллегари и режиссер, он же сценограф, он же художник по костюмам, он же художник по свету Стефано Пода. Премьеру спели также гости из Италии — Массимо Джордано (Каварадосси) и Габриэле Вивиани (Скарпиа).
В четверг вечером в Москве параллельно прошли сразу две церемонии двух важнейших для России культурных событий: в Пушкинском открылся Московский международный кинофестиваль, а в концертном зале «Зарядье» закрылась национальная театральная премия «Золотая маска», 27-я по счету. 40 наград в различных номинациях торжественно раздали театральным деятелям страны.
Мюзикл Алтайского государственного музыкального театра «Капитанская дочка» выдвинут на премию «Золотая маска» в девяти номинациях. Эксперты фестиваля сочли в нем прекрасным буквально все — прямо по Чехову: и режиссуру Константина Яковлева и Татьяны Безменовой, и сценографию с костюмами Елены Турчаниновой, и актерские работы, и музыку в прочтении дирижера Дениса Немировича-Данченко.
В Большом состоялась ожидаемая премьера — впервые за 100 лет здесь поставлена «Саломея», великая, скандальная, шокирующая опера Рихарда Штрауса в постановке музыкального руководителя театра Тугана Сохиева, немецкого режиссера Клауса Гута и его многолетнего соавтора художника Этьена Плюсса. Постановка была заявлена как совместная с Метрополитен-опера. Что это значит сегодня в условиях, когда Мет закрыта из-за пандемии, не вполне ясно.
Премьера мюзикла Александра Журбина «Куртизанка» на либретто Владислава Старчевского и Сергея Плотова состоялась в театре «Московская оперетта». Реальная история знаменитой венецианской куртизанки, покорявшей дожей и королей в далеком XVI веке, сегодня кажется крайне актуальной. И не только потому, что авторы рассказывают ее современным театральным и музыкальным языком. Сам образ Вероники Франко — дерзкий вызов модным феминистским трендам.
На сцене МХАТа имени Горького состоялась премьера мюзикла Александра Чайковского «Свидание в Москве». Совместный музыкально-театральный проект МХАТа и Зимнего Международного фестиваля искусств Юрия Башмета – жизнерадостный молодежный спектакль с прекрасной музыкой, интригующим сюжетом, заразительной энергией молодых артистов и фантастическим оркестровым драйвом, который продемонстрировал сам маэстро Башмет, дирижировавший партитурой, написанной в стиле симфоджаз.
Опера Пуччини «Тоска» появилась в репертуаре театра «Геликон». Ее поставил худрук театра Дмитрий Бертман, дирижер — Валерий Кирьянов, художники — Татьяна Тулубьева и Игорь Нежный, художник по свету — Дамир Исмагилов. Постановка впечатлила своим высоким музыкальным уровнем, а также в очередной раз подтвердила, что «Геликон» — режиссерский театр, а сам Бертман — настоящий хедлайнер авторской оперной режиссуры.
Опера Родиона Щедрина по роману Владимира Набокова «Лолита» в постановке Мариинского театра была представлена в конкурсной программе фестиваля «Золотая маска» в номинации «лучший спектакль», а также в частных номинациях — выдвинуты исполнители трех главных ролей. Спектакль — перенос постановки Пражской оперы (режиссер Слава Даубнерова, художник Борис Кудличка), поэтому постановщики не номинированы.
Оперу «Двенадцать» выдающийся композитор наших дней Владимир Дашкевич писал много лет. Трудился над созданием сюжетной канвы, которая в поэме Блока, послужившей основой для оперы, практически не прописана. Разрабатывал характеры. Сочинял либретто, в чем ему активно помогал его постоянный соавтор Юлий Ким. Концепция зрела вместе с партитурой, превращавшейся из камерной музыкальной поэмы в грандиозную мистерию.
Андрей Кокарев, журналист, писатель, внук композитора Тихона Хренникова, не первый год занимается историями музыкантов, ставших жертвами сталинского террора. Их арестовывали, ссылали, казнили. И нередко основанием для репрессий становилась их профессиональная деятельность, то есть их музыка. «Каждый из этих людей достоин памяти и поминовения. Назвать их имена, рассказать об их трагических судьбах - обязанность общества, которое хочет называться культурным и цивилизованным» - считает Кокарев.