Екатерина Писарева
Публикаций: 0
Казалось бы, что нового можно увидеть, когда в энный раз театральный мир обращается к тексту всем известной пьесы «Вишневый сад»? Пьесы хрестоматийной, с сакральным для автора смыслом – пьесы-завещанию, которую Чехов писал уже будучи больным туберкулезом и, вероятно, понимая, что ждет его впереди. Но Сергей Безруков не побоялся ни сравнений с другими постановками, ни сложности самой пьесы – как режиссер-постановщик и сценограф он решил дать свое толкование чеховскому шедевру.
В Театре наций праздник – вручают премию «Признание» деятелям культуры, стаж работы которых более 40 лет. Лауреаты получают памятные статуэтки с символом Фонда – великим комиком Чарли Чаплиным – и денежную премию.
В выставочном зале Дома Гоголя на Никитском бульваре открылась знаковая экспозиция народного художника СССР Петра Оссовского, ушедшего из жизни в 2015 году. На открытии присутствовала дочь художника Мария Оссовская, родственники, соратники и друзья. Проходило все в теплой домашней атмосфере — некоторые работы, кстати, никогда до этого не выставлялись и были привезены из частной (домашней) коллекции родных.
Пьеса «Визит старой дамы», написанная швейцарским драматургом и прозаиком Фридрихом Дюрренматтом в 1956 году, в последнее время пользуется популярностью — совсем недавно, в начале ноября, состоялась премьера в Электротеатре «Станиславский» режиссера Олега Добровольского, а в Малом театре эту же пьесу поставил израильский режиссер, художественный руководитель национального театра «Габима» Илан Ронен. В чем заключается ее популярность и актуальность сейчас?
Символично, что для премьеры на сцене Центра драматургии и режиссуры Рощина и Казанцева назначенный в прошлом сезоне художественным руководителем Владимир Панков выбрал известную — репертуарную — пьесу одного из основателей театра Алексея Казанцева — "Старый дом". Это своеобразная дань памяти мастеру, у которого Панков начинал свой режиссерский путь, кропотливая работа с серьезной драматургией.
Малый зал Центрального дома литераторов переполнен — люди толпятся в проходах, стоят вдоль стен, журналисты с камерами снимают церемонию с разных углов. Событие стоит такого внимания — деятелям искусства вручают независимую премию фонда Андрея Вознесенского «Парабола», учрежденную вдовой поэта Зоей Богуславской и Леонидом Богуславским, ее сыном и пасынком поэта. Среди лауреатов премии — писатели и поэты, музыканты, режиссеры, актеры. С подробностями — корреспондент «МК».
Подумать страшно — в 22‑й раз мы вручаем Театральную премию «МК», иным — не то что актерам, молодым театрам — столько еще не исполнилось, а премия (некогда задуманная главредом Павлом Гусевым и редактором отдела культуры Мариной Райкиной) живее всех живых, и по накалу страстей на нашей суперкороткой церемонии — а в этот раз мы уложились в полчаса — понятно, насколько театр актуален, силен и многогранен, несмотря на конкуренцию кино, ТВ и новых медиа.
Русские, украинцы, евреи — жили вместе, а умирать ходили каждый на свое кладбище. Это не хроника сегодняшних новостей — начало известной пьесы Горина "Поминальная молитва", написанной в 1989 году, и рассказывающей о событиях, происходивших в царской, дореволюционной России. Классика на то и является классикой, что не теряет актуальности никогда - но даже горько, что работать режиссеру Долмазяну приходится не на территории памяти — жизни.
На пресс-конференции, посвященной открытию 12-го Международного фестиваля современного искусства TERRITORIЯ, присутствовала почти вся арт-дирекция, за исключением Кирилла Серебренникова, который сейчас находится под следствием. Но худрук «Гоголь-центра» присутствовал незримо — друзья и коллеги неоднократно его вспоминали, а худрук «Территории» Евгений Миронов и вовсе зачитал собравшимся фрагмент из письма-обращения Серебренникова студентам фестиваля, которое носило явно манифестный характер.
Премьера новых музыкальных классических форм — нечастое явление, тем более, если эти формы говорят с меломаном на какие-то острые и тревожные темы. Так, в двух столицах сейчас идут премьеры известного композитора и пианиста Антона Батагова «Где нас нет. Письма игумении Серафимы» — это серия фортепианных пьес, основанная на письмах Наталии Янсон (1895–1988), игумении Ново-Дивеевского монастыря. "МК" поговорил с композитором об истории создания цикла, эмиграции.
Одна из последних пьес Островского впервые была поставлена в Малом театре более века назад, а главную роль — Негиной — в ней сыграла великая Мария Ермолова, к тому моменту уже блиставшая на сцене в образах Марии I Тюдор и Катерины. А в 2017-м режиссер Владимир Драгунов в своей версии «Талантов и поклонников» сделал ставку на почти дебютантку — в новой постановке на Исторической сцене театра молодую актрису Негину играет Дарья Новосельцева, для которой эта роль — первая важная.
В Центральном театре кукол им. Образцова прошел сбор труппы. Несколько крупных постановок, фестиваль и конференция — вот что готовит наш главный театр кукол. Не обошлось и без сюрпризов.
«У Никитских ворот» состоялся пресс-завтрак с художественным руководителем театра Марком Розовским. Режиссер рассказал о том, какие события готовятся в 35-м театральном сезоне: будет много Пушкина, постановка по Грибоедову, а еще спектакль, презентующий книгу памяти драматурга и близкого друга Розовского Виктора Славкина.
Церемония вручения и награждения лауреатов VI московского фестиваля российского кино прошла в Доме кинематографистов. Вечер вели Лиза Арзамасова и Илья Васильев. Всего в конкурсной программе приняли участие 83 участников, а в неконкурсной — 45. Показы проходили в кинотеатре «Шатер» на Поклонной горе, Доме кино, киносквере Российского военно-исторического общества, сети кинотеатров «Московское кино».
В зрительском фойе второго этажа аншлаг — не протолкнуться: камеры-камеры-журналисты-телевидение. В импровизированном зале практически не осталось мест: вот сидит очаровательная Светлана Немоляева, неподалеку от нее Михаил Филиппов, рядом с ним — Вера Панфилова, чуть подальше Олеся Судзиловская, Евгения Симонова, Александра Ровенских... Актеры разных поколений, объединенные искренней любовью к своему театру, пришли на сбор труппы, чтобы открыть юбилейный, 95-й сезон.
На открытии 54 го театрального сезона на Таганке зал был полон: журналисты, актеры, съемочные группы с камерами. На удивление, никакого обсуждения повестки дня, тихо-спокойно и довольно быстро озвучили насущные планы на предстоящий сезон. Планов немало: во-первых, отметить в сентябре столетие легендарного режиссера и создателя Таганки Юрия Любимова. Во-вторых, почтить память Владимира Высоцкого и Александра Вампилова, которым в этом году исполнилось бы по 80 лет.
В 2017‑м Юрий Любимов отметил бы вековой юбилей. Революционный человек, родившийся в 1917‑м, увы, до столетия не дожил. Но оставил после себя историю, благодарных зрителей и последователей, восхищающихся и восхищенных. Его вдова, Каталин Любимова, возглавляющая Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П.Любимова, совместно с Музеем Москвы решила подарить людям праздник, приоткрыв завесу над жизнью великого режиссера и реформатора.
Традиционный сбор труппы состоялся ровно в полдень. Отдохнувшие артисты радостно приветствовали друг друга и руководство: в прошлом сезоне все они на славу потрудились. Об итогах минувшего сезона и планах на грядущий рассказали художественный руководитель театра Сергей Голомазов и директор театра Константин Чернышев. С подробностями — корреспондент «МК».
Каждый раз, когда приходишь в Электротеатр «Станиславский», не знаешь, чего ожидать. Так и в этот раз: новый проект с необычным названием «Songs from Oblivion. Песни Пца» оказался грандиозным спектаклем, сделанным художниками из разных стран (Россия, Тайвань, Англия, Греция), работающими в области перформативного искусства. Темой и визуальным решением спектакль чем-то напоминает ранее поставленный Александром Зельдовичем на этой же сцене «Психоз» по пьесе Сары Кейн.
С 27 июня по 7 июля поклонников театрального искусства ждет яркое событие – «Сезон Станиславского. Первый летний фестиваль губернских театров». Для нового фестиваля организаторы выбрали две площадки – Московский губернский театр и усадьбу Станиславского в Любимовке в Пушкинском районе Московской области. На пресс-конференцию, приуроченную к открытию Сезона, собрались высокопоставленные чиновники от культуры и деятели театра.
Театр здесь начинается вовсе не с вешалки, а раньше - еще на улице. Расположившийся на стеклянной крыше, над входом в театр, юный актер громогласно читает стихи. Прохожие оборачиваются, кто-то прислушивается на ходу, кто-то останавливается, замирает. Даже стоящие в вечной пробке на Большой Садовой перестают сигналить и опускают окна, тоже становясь частью перформанса. Смотреть со стороны на это занятно - кажется, будто схлестнулись две эпохи: ушедшая поэтическая и современная нагрянувшая.
На его счету множество работ: от памятников деятелям искусств до мемориального памятника погибшему журналисту «МК» Дмитрию Холодову. Заслуженный художник РФ, преподаватель Суриковского института, академик Российской академии художеств и просто друг газеты Андрей Балашов отмечает юбилей. О специфике профессии, творческом пути и преподавательской деятельности корреспондент «МК» поговорила с юбиляром.
В Театре Романа Виктюка премьера — спектакль «Крылья из пепла» по пьесе английского драматурга шекспировской плеяды Джона Форда. Сценический материал, как всегда, выбран претенциозный и провокативный — Мастера театральных игр не интересуют бытовые проблемы, традиционные взаимоотношения, обычные и скучные герои... Виктюку необходимо оторваться от земли и взлететь над бренным человеческим, устремляясь в метафизические сферы, в пространство Вечности, Света и Любви.
«Кончились времена охоты на ведьм — теперь ведьмы охотятся на нас», — написано на баннере над входом «Бронной». Это утверждение-слоган актуально во все времена: и в эпоху маккартизма, когда драматург Артур Миллер написал пьесу «Суровое испытание», положенную в основу спектакля, да и сейчас, когда мы видим засилье абсурда, необъяснимых государственных решений и критическую озлобленность общества.
На сцене горят тревожным красным слова: «Папа, Мама, Я и Сталин» — название спектакля, поставленного Марком Розовским в канун своего 80-летия. Это дань памяти самым близким людям, подарившим Розовскому жизнь. Через одну личную, частную историю режиссер рассказывает историю всей страны, живущей в страшные годы войны — внешней и внутренней.
На новой сцене Театра Ермоловой премьера молодого режиссера Григория Южакова. Постановка по повести Стейнбека «О мышах и людях» готовилась командой спектакля около семи месяцев. «Ранчо» — это выпускная работа мастерской Леонида Хейфеца, показанная художественному руководителю театра Олегу Меньшикову и его решением включенная в афишу. «Новая история театра с историей» (как значится на программке) в этот раз доверена молодым авантюристам, дерзким, смелым и решительным.
Чем дальше в лес, тем страшнее звери — чем дальше в театр, тем больше экспериментов. После мюзикла «Суини Тодд» и рок&драмы «Вий» таганковцы решили обратиться к пантомиме как иному способу существования на сцене драматических актеров. «Красная Шапочка» — это спектакль, также выросший из проекта «Репетиции», поставленный на двух актрис при творческом участии Никиты Лучихина. Что это за участие — отдельный разговор и неожиданность, театральный сюрприз для зрителей.
Без двадцати час. В Пушкинском фойе Пушкинского же театра практически нет людей. Две камеры по краям да ряды кресел с буклетами. Свысока на пустой зал смотрят мэтры-основатели: Александр Таиров и Алиса Коонен. Но как только стрелки часов доходят до 13.00, зал мгновенно заполняется: здесь актеры, студенты, журналисты, друзья театра. Новое поколение собралось почтить память тех, кто подарил им возможность работать в этих стенах и быть причастным к театральному искусству.
Как и почему столь важно развивать в России инклюзивный театр. Ответы на эти вопросы прозвучали на пресс-конференции, посвященной открытию Центра творческих проектов «Инклюзион» при участии фонда «Со-единение».