Елена Ардабацкая
Публикаций: 244
Первые призы посыпались на головы отечественных кинематографистов. И смею утверждать, что по-честному, а не потому, что кто-то кому-то кум, брат, сват. “Золотой овен” — премия кинокритики и кинопрессы. И хотя далеко не все пишущие о кино голосуют. И хотя у критиков есть, конечно, свои пристрастия.
Старейшую кинопремию “Нику” подсиживает третий год “Золотой орел”.
Классик отечественного кинематографа Эльдар Рязанов встретил свой очередной день рождения как и подобает — “без отрыва от производства”. Он вовсю готовится к скорому запуску нового грандиозного проекта — картины “Андерсен. Фантазия на тему”. Эта история лучшего сказочника на земле Ганса Христиана Андерсена, рассказанная о нем через его сказки, — давняя мечта Эльдара Александровича.
Скандал, позорище, базар. Другими словами прошедший недавно VI съезд СК России даже сами кинематографисты не называют. Двухдневное заседание немногих дошедших до Дома кино — а зарегистрировался 891 человек, в основном из категории “кому за 70” — представляло собой постыдное зрелище, когда никто никого не слышит, а эмоции заменяют документы. Нового старого председателя вроде как выбрали, но осадок остался. Поскольку выборы проходили все по тому же сценарию: скандал, позорище, бардак.
“Я не люблю советскую власть за многие вещи”, — заявляет один из самых успешных продюсеров России. Он выглядит и живет очень скромно. Он всегда занят. Он не типичный петербуржец, который с легкой презрительной усмешечкой соглашается жить в Москве, раз уж пришлось: мол, здесь деньги, но мы-то понимаем, где настоящая культурная столица.
В понедельник вечером в кинотеатре “Ролан” прошла самая тихая и самая яркая одновременно премьера начавшегося сезона. Роман Балаян, чрезвычайно редко балующий публику новыми фильмами, представлял свою картину “Ночь светла”. Тихая она была потому, что звали немногих — зал небольшой, — зато своих. А яркая потому, что свои — Марина Неелова, Михаил Мишин, Ирина Купченко. Причем Купченко — в роли королевы бала, хозяйки, поскольку она сыграла главную женскую роль в фильме.
Сегодня в Доме кино открывается VI съезд кинематографистов России. “В воздухе пахло грозой” еще накануне. Разразится ли гром, станет ясно если не сегодня, то завтра, когда на повестку дня будет поставлен вопрос о выборах нового председателя правления СК РФ. Нового ли? Вот он, вопрос, от которого зависят все остальные, от которого накалилась обстановка еще накануне.
Мужчина в кинематографе — явление редкое. В нашем — тем более. Нет, я имею в виду не пальто подать и не первичные половые признаки. Мужчина — это не набор устоявшихся стереотипов. Мужчина знает, что делает и зачем. И конечно, он не лишен самоиронии. Режиссер Роман Балаян ироничен и лишен пафоса. Он всегда делает то, что хочет.
Уже два вечера по Первому каналу идет “Московская сага” — сериал по роману Василия Аксенова, названный так же, как и его произведение. Читавшие будут сравнивать; не читавшие, быть может, возьмут в руки оригинал. Книга для экранизации, с одной стороны, легкая: история семьи на фоне истории страны с 1925 по 1956 годы рассказывается простым, ясным языком.
Русское кино достигло пика — в один вечер две премьеры. В Одессе про них еще обязательно бы добавили: “Две большие разницы”. Литвинова и Астрахан — как два полюса нашего кинематографа. Он — за народ, народу дела нет до Литвиновой. Случайное совпадение — одновременные премьеры “Темной ночи” Астрахана и “Богини” Литвиновой — оказалось таким поворотом, который специально не придумаешь.