Елена Ардабацкая
Публикаций: 244
— Меня они забавляют — и Путин, и Саакашвили. Но какие они оптимисты: они думают, что все знают, что все могут решать, — с таких слов начал обсуждение грузинского вопроса грузинский режиссер Отар Иоселиани, который из своих 72 лет 45 прожил в Грузии, а остальные — во Франции. Иоселиани приехал в Москву представить свою новую картину “Сады осенью” и поработать над полным собранием своих фильмов на DVD. Начинал он на “Грузия-фильм” с “Новостей Советской Грузии”, сейчас снимает ироничные зарисовки из жизни Франции. Иногда они более поэтичны, как “Охота на бабочек” или “Истина в вине”, иногда более желчны, как “Сады осенью”.
Сегодня вечером, 25 августа, в 19.00, в Доме кино они выйдут на сцену и начнется наш фестиваль. IV фестиваль отечественного кино “Московская премьера” открывается фильмом Александра Велединского “Живой” с братьями Чадовыми в главных ролях. Старший сыграл солдата, вернувшегося с чеченской войны без ноги и потерявшего веру во все. Младший — священника, который сам из солдат, но веру обретших. На самом деле Андрей как раз более философски смотрит на жизнь, а Алексей считает, что в священники идут те, кто не справляется с жизнью.
— Артист, на мой взгляд, расплачивается не во время спектакля. Во время спектакля он отдает. Он отдает, освобождается от всех дум, которые его мучают. А расплачивается он по жизни… Этими словами Олег Меньшиков начинает рассказывать про себя в фильме “Игроки, или Сейчас выйдет Олег”. Фильм снял, показав Меньшикова — до того не знакомого никому, кроме близких, — известный киновед, тележурналист и режиссер документального кино Петр Шепотинник. На IV фестивале отечественного кино “Московская премьера” в рамках программы “Арт-линия” 29 августа в 19.30 фильм впервые увидит Москва. Накануне фестиваля мы встретились и поговорили с Петром Шепотинником о его новом фильме, об Олеге Меньшикове и вообще о том, как делать фильмы про кумиров.
“Остров” Павла Лунгина в июне открывал сочинский “Кинотавр”, в сентябре закроет Венецианский фестиваль, а на День кино, 27 августа, будет показан на IV фестивале отечественного кино “Московская премьера” в Доме кино. “Остров” — фильм — участник главной конкурсной программы фестиваля “Великолепная семерка “МК”. Фильм-событие. Даже если б не было никаких фестивалей.
Фильм “Живой” Александра Велединского нельзя забыть и с другим не перепутать, потому что он по-честному рассказывает о нашей сегодняшней жизни. И мальчик, пришедший с чеченской войны без ноги, точно и остро сыгранный Андреем Чадовым, — герой этого времени, обозленный на всех мальчишка, не верящий никому и ничему. И потому шашка, которой в 1960-м Олег Табаков в “Шумном дне” рубил ненавистные шкафы-серванты, из символа нетерпимости к мещанству в руках Андрея Чадова в 2006-м стала орудием убийства мещанина. Тогда герой шашкой прокладывал путь вперед. Теперь подписал себе приговор.
Не успел Федор Бондарчук отпереживать, что не попал на “Оскар” в прошлом году, как вот уже “9 рота” — в претендентах на главную награду киномира за 2006 год. За рубежом все строго: не успел вовремя выйти в прокат — пролетаешь. В этом году, к слову, “к конкурсу допускаются фильмы, выпущенные в стране их создания в прокат и находившиеся в прокате в течение как минимум семи дней подряд в период с 1 октября 2005 по 30 сентября 2006 года”. Таковы оскаровские правила.
До начала ставшего уже традиционным для столицы фестиваля отечественного кино “Московская премьера” осталось меньше месяца. Четвертый по счету праздник русского кино, который вместе с “МК” проводит продюсерский центр “Кинопроцесс” и Комитет по культуре города Москвы при поддержке Федерального агентства по культуре и кинематографии, стартует 25 августа, как всегда, в Доме кино премьерой фильма Александра Велединского “Живой” с братьями Чадовыми в главных ролях.
Не стало Андрея Разбаша. Человека, который стоял у истоков того телевидения, которое мы все любили. Он был одним из тех, кто создал телекомпанию “ВиД”. Он был автором, режиссером и продюсером более 50 регулярных телепроектов, ведущим нескольких популярных передач.
Александр Рогожкин всегда разный. И всегда верен одной теме. Он изучает особенности национального характера в экстремальных условиях. А из них жизнь человека, родившегося в России, в общем-то в основном и состоит. Русский человек — он мятущийся, он хочет до дна своей души доскрестись и понять — что там и почему так. Вот и в новой картине Рогожкина “Перегон” русский человек изучает себя на фоне Второй мировой, на окраине ее — маленьком военном аэродроме на Чукотке.
“Такая муть кругом” — это из фильма “Червь” Алексея Мурадова, единственного из наших, кого Московский фестиваль посчитал достойным включить в конкурс. “Это не чучело. Он живой”, — сказал главный герой “Червя” в самом начале картины, когда ему было еще лет десять, тете, которая кинулась к его сове с радостным криком: “Ой, какое чучелко!” Так о чем “Червь”? О том, что муть кругом, а он не чучело, он живой.
Московский фестиваль в самом разгаре. В отсутствие звезд мирового масштаба, украшающих собой обыкновенно любой международный кинофорум, светскую жизнь ММКФ лепят из подручного материала. Причем именно в прямом смысле слова. Сам президент Михалков приехал лепить пельмени на студию Горького поздним вечером в понедельник. Тусовка называлась “Пельмень-party”, а посвящалась 100-летию со дня рождения классика отечественного кинематографа Сергея Аполлинариевича Герасимова. Вы спросите, что общего у кино и пельменей? Оказалось — все.
Завтра открывается XXVIII Московский фестиваль. Но горячие разговоры вокруг него не стихают уже вторую неделю. Начиная с пресс-конференции в “МК”, когда гендиректор ММКФ Ренат Давлетьяров назвал отказ Михаэля Ханеке от председательства жюри накануне “плевком оргкомитету фестиваля”.
Ну кто, кроме него, мог придумать снимать сразу два фильма и один сериал, да еще одновременно разорить три дома — свою квартиру, свою дачу, квартиру Татьяны Друбич? Правильно, никто. В его жизни сейчас все стремительно меняется каждый день. То он в Ялте снимает продолжение “Ассы” (в гостинице, где, по его словам, висит табличка “В этом номере Татьяна Друбич замочила Станислава Говорухина”). То уезжает в Питер — в заброшенном НИИ снимать сцену грехопадения Анны Карениной. И обо всем этом Сергей Александрович поспешил рассказать читателям “МК”.
“Откупори шампанского бутылку иль перечти “Женитьбу Фигаро”, — советовал Александр Сергеевич Пушкин грустящим. В веке нынешнем есть новое лекарство от уныния — сходить на хорошее кино. Чтоб бодрило-веселило.
Недоумение. Если одним словом описать свои впечатления от самого шумного фильма года, то оно — недоумение. Зачем делают экранизацию бестселлера? Чтобы собрать денег с фанатов книги, которые знают ее чуть ли не наизусть и жаждут увидеть наглядное воплощение истории, разукрашенное всеми доступными в данный момент киносредствами. Очень хочется с кем-нибудь поспорить, что “Код да Винчи” в прокате провалится. Одна беда. Спорить, боюсь, не с кем. Потому что делать ставки “за” вряд ли кому придет в голову.
Старейший российский кинофестиваль в Сочи объявил свою программу. Новые хозяева “Кинотавра” рассказали, что будут показывать и чем будут угощать. Вернее, наливать. И вот тут, в этой мелочи — названии напитка — код к пониманию новой концепции фестиваля. И расшифровать его можно так: назад дороги нет.
— Новый “Кинотавр” — это попытка создать единое жизненное пространство фестиваля: от Зимнего театра до пляжа, не прерываясь, — с этого смелого заявления начал свою программную речь генпродюсер фестиваля русского кино в Сочи Игорь Толстунов. Правда, пугает продолжение темы. “Пространство фестиваля должно быть прежде всего ярким, узнаваемым и комфортным”, — говорит новый хозяин “Кинотавра”. Где-то мы это слышали...
Это интервью получилось самым легким из всех, что мы делали со Станиславом Сергеевичем. И это правильно: а каким же еще должно быть интервью в честь такой серьезной даты, как 70 лет? Только легкомысленным! И хорошо, что мы долго откладывали встречу — Говорухин открывал выставку своих картин, грипповал, летал в Минск, ждал хорошего настроения...
— Я так люблю операторов, — говорила Рената Литвинова, трепетно теребя в руках конверт, в котором было спрятано имя лучшего оператора прошлого года. — Они главные мужчины в кино. И единственные. У операторов самые красивые девушки. А произносила эти признания Рената на сцене театра “Новая опера” на третьей церемонии вручения премии киноизобразительного искусства “Белый квадрат”.
Все-таки великое дело — реклама. До последнего — до самых первых кадров веришь, что если столько денег вложено в рекламу, значит, кино все-таки будет. Ничего подобного. Чем больше денег вложено, чем больше шума нагнано, значит, премьера удастся. Люди соберутся такие, что на одного по десять фотографов бросаются. Люди посмотрят на картинки в газетах и журналах — ну раз сам Михалков пришел на эту “Жесть”, надо и нам поглядеть.
Вчера днем при большом стечении народа в Российской академии художеств открылась выставка картин Станислава Говорухина. Она уже третья по счету только здесь и состоит из 50 живописных и графических работ. А посвящена грядущему юбилею режиссера-художника — 29 марта ему исполнится 70.
Юлий Гусман, основатель “Ники”, — в интервью “МК” сразу после церемонии вручения национальной кинематографической премии: “Если бы Никита Сергеевич получил “Нику”, а он ее заслуживал не меньше, чем Миронов или Смольянинов, то мы с удовольствием бы его приветствовали. У нас все по-честному. Хочется, чтобы и другие это чувствовали”.
Про хорошее кино трудно писать. Его хочется еще раз увидеть. Потому что хорошее — это талантливое, а не “хорошо сделанное”. И нет силы более притягательной, чем талант. Режиссер “Бумеров” Петр Буслов — безусловно, талантливый человек, который знает, что хочет.
“Орел” примечает своих, а “Ника” лучших. Вчера это утверждение стало аксиомой. Поскольку не требует доказательств. Достаточно посмотреть на списки номинантов первой — старейшей в нашей стране кинопремии (“Нике” аж 19 лет, что по нынешним временам — настоящее долголетие) и четырехлетка “Орла”. Как ни жаль, оказалось, “орлята” учатся летать — не про него, поскольку год от года полет птенца Михалкова все ниже. Причем процесс снижения уже настолько предсказуем, что даже самим его участникам, кажется, скучно. Может, оттого, что “Орла” сразу при рождении обрекли блистать, назвав золотым?
В полку отечественных блокбастеров прибыло. Ровно через месяц после “Дневного дозора” на экраны страны вышел новый проект, сделанный по всем правилам кинобизнеса. Фильм “Сволочи” Александра Атанесяна посмотрят все, кто хотел, несмотря на то, что о нем услышат или прочитают. Рекламная арт-подготовка была проведена умело и попала в цель. Красиво поданная военная тема — беспроигрышный вариант. Люди хотят видеть, как красиво умирают на экране, — может, так они борются со страхом смерти?..
Первый канал рискнул и устроил премьеру “Дневного дозора” в новогоднюю ночь. Без елки. В сумраке: света в фойе почти не было, VIP-гостям раздавали фонарики. На входе в “Октябрь” стояли рыцари в доспехах и парни в бушлатах, на спинах которых было написано: “Горсвет”. Никакой мишуры и прочих атрибутов Нового года. По кинотеатру разгуливали ряженые — в костюмах вампиров, ведьм и прочей нечисти. Вместо Снегурочки и Деда Мороза на сцену вышли Константин Эрнст и Анатолий Максимов. Они очень волновались.