
Евгений Ямбург
Публикаций: 214
Не стало Бориса Стругацкого. Я не имел чести лично знать этого достойного человека, но судьба подарила волшебную встречу с его братом и соавтором Аркадием Стругацким. Случилась она в самом начале восьмидесятых, когда со своими старшеклассниками я поставил спектакль по мотивам ходивших тогда по большей части в самиздате или напечатанных в периферийных журналах произведений братьев: «Гадкие лебеди», «Хищные вещи века», «Улитка на склоне», «Жук в муравейнике», «Пикник на обочине».
Моя ночная юность прошла на почтамте при Казанском вокзале. На мизерную стипендию трудно было прокормить себя и маму-учительницу, пришлось осваивать профессию электромеханика. Юный стажер не обладал, как сейчас бы сказали, всеми необходимыми компетенциями, что с лихвой компенсировалось самонадеянностью. И возмездие наступило немедленно.
Способностью маленьких детей к неожиданным высказываниям и парадоксальным вопросам восхитился еще К.И.Чуковский, выпустивший книгу «От двух до пяти». Давно нет на свете Корнея Ивановича, но сегодня, в условиях господства Интернета, можно заявить в Сетях проект «Детский взгляд», целью которого стало бы коллекционирование ребяческих перлов — и их хватило бы не на один том.
Свой вклад в обсуждение Закона об образовании в свойственной ему карнавальной манере внес Жириновский. Суть его выступления заключалась в том, что слишком хорошее образование является источником смут и потрясений.
Если кто забыл школьную программу, напомню: в математике есть способ доказательства теорем «от противного», предполагающий нахождение истины путем опровержения ложных утверждений. Его, похоже, взяли на вооружение наши законодатели, цель которых — доказать всем свою беззаветную любовь к детям. Любовь эта в буквальном смысле обостряется от противного, когда окружающая жизнь на самом деле угрожает нравственному здоровью ребенка. Тут-то и появляется закон о защите детей от вредной информации.
Нет, речь пойдет не о классике советского песенного жанра, которая сегодня настойчиво реанимируется почти на всех телеканалах, общегородских праздниках и семейных застольях, рождая воспоминания о прошедшей молодости, утраченном имперском величии и несбывшейся мечте о царстве социальной справедливости. В этом жанре, безусловно, есть подлинные шедевры, но разговор не о них.
«Образование в огне». «В связи с переходом на новые образовательные стандарты планируется сокращение обязательных для изучения в школе предметов и переход на платное обучение». Такие слухи клубятся накануне нового учебного года среди родителей, создавая дымовую завесу, мешающую рассмотреть подлинное положение дел. Спешу успокоить общественность: переход на платное обучение в ближайшее время не планируется.
Близятся к завершению школьные каникулы. Возвращаются участники историко-краеведческих экспедиций, слушатели летних лингвистических школ, проходившие стажировку в странах изучаемого языка, юные художники, что провели лето на пленэре, запечатлевая красоты Русского Севера. Загоревшие, возмужавшие подростки, полные впечатлений, не могут не радовать педагогов...
На фоне кубанской трагедии «все наши глупости и мелкие злодейства» (Б.Окуджава), связанные с образовательной политикой, отступили на задний план. Хочется сконцентрировать внимание на позитиве, подумать о чем-нибудь хорошем.
Сегодня мы подошли к той исторической развилке, когда многое зависит от культурной элиты. Ее не следует путать с элитой политики или бизнеса. Последние слишком захвачены злобой дня, погружены в кипящие страсти. Иногда, если повезет, культурная элита интегрируется в политическую, играя на коротком промежутке времени в ней решающую роль.
Известные строки Окуджавы не случайно послужили названием этих заметок. Слишком многое вокруг свидетельствует о нарастании радикализации общественных настроений, нежелании и неумении вступать в конструктивный диалог. Что в равной степени относится ко всем без исключения политическим оппонентам. Есть ли выход из этого замкнутого круга? Политический я пока не вижу, но педагогический — ясен.
На моей памяти (а я в профессии сорок лет) впервые в истории столичного образования директора школ вручали девятиклассникам документ о получении неполного среднего образования без вкладыша с отметками. Торжественное вручение пустых корочек вызвало справедливое возмущение родителей в адрес педагогов и администрации школ.
Случайно по делам оказавшись на Арбате 19 мая, увидел поразившую меня картину. Остатки разогнанного ОМОНом лагеря оппозиционеров переместились к памятнику Булату Окуджаве.
Случилось то, что рано или поздно должно было случиться: в Москве ликвидирована сеть городских учреждений образования. Трагедии не произошло, просто городские учреждения переведены в подчинение учебных округов. Широкую общественность проблемы ведомственной подчиненности не волнуют. Да и педагогам в сущности нет разницы, по каким каналам течет финансирование...
В тот день и час 6 мая, когда ОМОН рубился с митингующими, я со своими 11-классниками репетировал в школе выпускной спектакль. Не сочтите сей факт за директорскую хитрость, цель которой — не допустить выхода на площадь молодых людей. Просто это давняя школьная традиция, насчитывающая уже тридцать шесть лет...
В «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина после череды потрясений, постигших глуповцев на протяжении веков, подступает некое загадочное ОНО. «Полное гнева ОНО неслось, буравя землю, грохоча, гудя и стеня и по временам изрыгая из себя какие-то глухие каркающие звуки».
С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, как пелось в советской песне? Но картинки бывают разные. Карапузы, вытянувшие ручонки в нацистском приветствии, и надпись «Вот идут штурмовики, мы приветствуем штурмовиков» — такая картинка открывала гитлеровский букварь.
Общеизвестно, что от великого до смешного всего лишь шаг. Уместен ли смех в обстановке бурления политических страстей, выплеснувшихся на площади? Но что поделать, «когда смешное хлещет в уши»? (Ю.Мориц)
Мне повезло с расположением школы, в которой я работаю вот уже тридцать шестой год. Дивное место на опушке леса в районе с романтическим названием Теплый Стан. Коллеги, приезжающие из других регионов на семинары, оценив расположение школы и экологическую обстановку, привычно шутят: «Мне стан твой понравился теплый».
Добровольно уходят из жизни две девочки-девятиклассницы из подмосковной школы. Через несколько часов вслед за ними роковой шаг с крыши делает московский подросток... Деликатная тема подросткового суицида, по которому мы лидируем в Европе, требует серьезного профессионального разговора.
Неистребимая советская выучка — читать с карандашом в руках установочные доклады первых лиц государства. В этих текстах мы всегда искали ответ на вопрос: что же будет с Родиной и с нами? Та же выучка включает восприятие наряду с текстом контекста и подтекста, попросту говоря, умение читать между строк. А как же иначе?
Не успели мы передохнуть от 2010-го — Года учителя, отмеченного в СМИ беспрецедентным черным пиаром отдельных представителей этой профессии и школы в целом, как накатил новый, 2012 год, объявленный Годом отечественной истории, призванным высветить ее роль в мировом историческом процессе.