
Евгений Ямбург
Публикаций: 214
Бесконечное повторение банальных истин — неотъемлемая составляющая учительской профессии. Дважды два — четыре, Волга впадает в Каспийское море, рак не заразен и не передается воздушно-капельным путем. Маска на лице ребенка защищает его ослабленный иммунитет от проникновения возможных вирусов, которые могут спровоцировать выход из ремиссии и рецидив опасного заболевания. Кто же этого не знает?
Волна насилия, захлестывающая школы, по-прежнему остается в фокусе внимания СМИ. Что естественно, ибо СМИ — зеркало, призванное отражать реальные процессы, происходящие в обществе. Все правильно, замалчивать вопиющие факты агрессии со стороны учителей по отношению к детям и детей по отношению друг к другу нельзя, но худо, когда зеркало становится кривым.
Несколько дней назад в Смоленской области 14-летняя девочка-инвалид рассталась с жизнью из-за травли одноклассников и одиночества. Одноклассники обзывали ее Циклопом из-за проблем со зрением. Она росла в малообеспеченной семье с сестренкой и матерью, работавшей санитаркой. Незадолго до трагедии Настя написала письмо Путину, где рассказала о низкой зарплате матери и попросила помочь. В результате женщину вызвали на ковер к начальству и пожурили за слишком активную гражданскую позицию дочери.
На майке подростка, совершившего непоправимое в керченском колледже, крупными буквами было написано НЕНАВИСТЬ. Ненависть на какой почве? На любой: социальной (нищенское существование на средства санитарки-матери), национальной, конфессиональной, на почве неразделенной любви, зависти к более успешным сокурсникам... Ненависть к кому?
Стремительно летит время в школе. Казалось бы, только вчера был праздник знаний, трогательные первоклашки с огромными букетами торжественно шли на свой первый урок, а сегодня я сижу на открытом уроке в первом классе. Урок — открытый для родителей. Расположившись на задних партах, они, включив свои смартфоны, наблюдают за тем, чему научились их дети за первые две недели в школе.
Что бы там ни говорили, а учителя — счастливые люди. Хотя бы потому, что в отличие от обычных граждан у них два Новых года: календарный и учебный. За несколько дней до Дня знаний потянулись в школу выпускники прошлого года. Обычное дело: им доставляет удовольствие отчитаться о поступлении в вузы. В июне на них пролился медальный дождь, они блестяще сдали экзамены и теперь имели все основания «хвастаться» поступлением в ведущие университеты.
Заканчивается мундиаль, который как магнит притягивал внимание миллионов болельщиков всего мира. В беспримесном, чистом виде это замечательное зрелище, рождающее чувство единения и гордости за свою команду в любой стране. Наши тоже не подкачали. Все это само по себе замечательно, если бы не одно «но»: попытки политизации праздника, которые предпринимались с разных сторон.
Отгремели последние звонки, настали долгожданные каникулы. И потянулись в школу молодые пенсионеры, успевшие вовремя (до пенсионной реформы) выйти на заслуженный отдых. Между тем, если кто не знает, они продолжают интенсивно трудиться. Где? На ниве народного просвещения. Засев на все лето на даче со своими обожаемыми внуками, они получили ответственное поручение от собственных детей, с утра до ночи занятых добыванием хлеба насущного.
Сегодняшние выпускники школ — это дети, не только выросшие и воспитанные, но и родившиеся уже в новом столетии. Ну и каковы они, дети XXI века? Отличаются ли чем-то от детей лихих 90-х, перестроечных 80-х, застойных 70-х?
«Фу, как это пошло — изрекать банальные истины», — заявила на одном из кинофестивалей интеллектуальная дама, оценивая представленную на нем картину. И я невольно на мгновенье засомневался в ценности и смысле той деятельности, которой отдана большая часть жизни.
Писать о кемеровской трагедии невозможно. С каждой новой выявленной в ходе расследования леденящей душу деталью этого страшного события наступает онемение, рожденное чувством безысходности. Его на выдохе выразил сибирский поэт Александр Верин.
Три трагедии подряд в школах России, сотворенные «романтиками ножа и топора», породили вполне объяснимый страх взрослых за безопасность своих детей. Но проблема настолько сложна и многогранна, что при попытках ее решения опасно рубить сплеча. Мы имеем дело лишь с вершиной айсберга, на которую налетают школьные «Титаники» во многих странах мира.