
Евгений Ямбург
Публикаций: 214
Нет, что ни говори, а учителя — народ счастливый. Хотя бы потому, что все обычные люди празднуют наступление нового года один раз, а учителя — дважды. Первого сентября, когда наступает новый учебный год, и второй раз в ночь с 31 декабря на 1 января со всеми остальными гражданами планеты.
Существуют грозные предупреждающие надписи типа «Не влезай — убьет!», «Опасность поражения током», проиллюстрированные грозными молниями или черепами, что размещают на трансформаторных будках и на линиях электропередач — везде, где есть смертельная опасность для человека. На уроках ОБЖ мы внедряем в сознание детей и подростков эти правила жизни, требующие неукоснительного исполнения.
Время меняет лица наших детей, а они, в свою очередь, меняют мир. Об этом надо помнить и учитывать в работе с ними педагогам, мамам и папам, дедушкам и бабушкам. Что я имею в виду?
О трагедии еврейского народа написано много, очень много — тысячи книг. Казалось бы, все уже сказано, но у меня особая оптика. Я гляжу на холокост глазами педагога. Отсюда название целой серии видеороликов, которую я сделал и запустил в Интернет. Почему видеороликов? Потому что они адресованы прежде всего молодым людям, а молодое поколение сегодня визуализировано.
5 октября — Международный день учителя. В России учительский праздник традиционно отмечают в первое воскресенье октября. Вдобавок — год педагога-наставника. В общем, сейчас самое время задумываться о пользе своего труда. Известно, что результаты педагогического труда отсрочены. Кого бы мы там ни наставляли, убедиться в пользе своих педагогических воздействий представляется возможным только спустя десятки лет.
В этом учебном году школе подготовили много новаций — и методических, и организационных. В связи с этим меня часто спрашивают: трудный ли ожидается год. Что я могу ответить? Будучи более полувека в профессии, я не помню ни одного учебного года, который не был бы трудным, и это вполне естественно.
Эта скорбная дата приходится на начало сентября. В 2023-м исполняется тридцать три года со дня трагической гибели богослова, приходского священника, писателя, биолога, художника-анималиста и педагога Александра Меня.
Хлопочу об установке в Москве памятника Янушу Корчаку. Всех перипетий описывать не буду, скажу лишь, что у многих ответственных людей возникает вопрос: «А кто это вообще такой?». Что же, приведем только обнаженные факты.
Должны ли дети отдыхать летом от школы? Вопрос этот дискутируется постоянно: и в специализированных чатах учителей и родителей, и за их пределами на бескрайних просторах соцсетей… На первый взгляд кажется, что ответ очевидный — конечно, должны. Позади напряженный учебный год, сложные образовательные программы, дополнительные занятия в кружках и секциях.
Сегодня, когда многие документы оцифрованы, даже профессиональные историки, не говоря уже о людях просто интересующихся историей, предпочитают работать с электронными материалами. Это удобно и экономит время. И я среди прочих пользовался этими сервисами, но, как выяснилось, тем самым обворовывал себя.
1 июня мы все отмечаем День защиты детей. Зададимся вопросом: от чего мы сегодня должны их защищать? На самом деле — от очень многого. Вокруг достаточно серьезных угроз и вызовов, которые окружают современного ребенка.
Сегодня трудно поверить в то, что песня «День Победы» композитора Д.Тухманова на слова В.Харитонова, ставшая культовой, та самая песня, под которую в едином порыве встают залы и приветствуют немногих ныне живущих ветеранов, когда-то с трудом пробила себе дорогу на радио и телевидение в далекие советские времена.
В русской классической литературе навечно запечатлен облик учителя: неудачника, брюзги и зануды Беликова. Если бы только он один — «человек в футляре» А.П.Чехова. Не жаловали классики представителей нашей профессии. И поделом. Отсутствие чувства юмора и здоровой самоиронии — верный признак непрофессионализма. Об этом писал еще знаменитый литературовед Я.В.Пропп: «Наличие юмористической жилки — один из признаков талантливости натуры».
Вопрос национального самоопределения — центральная и крайне болезненная проблема нашего самосознания. «Кто мы и откуда, когда от всех тех лет остались пересуды, а нас на свете нет», — заметил Б.Л.Пастернак. Нас действительно уже как три десятка лет нет в том самом качестве, что в ушедшую эпоху обозначалось как «единая историческая общность советских людей». Так кто же мы такие?
Законодатели рассматривают в настоящее время проекты ряда законов, которые, по сути, пересекаются. Законы о защите чести и достоинства учителей, о запрещении детских видеосъемок на уроках, а также о тотальном запрете использования учениками гаджетов на уроках. В частности, предлагается сдача телефонов охранникам или классным руководителям в начале учебного дня на весь период дневного обучения.
Драматические эксцессы, связанные с агрессивным поведением детей и подростков, нарастают с каждым днем. В одной из школ пятиклассница нанесла ножом удары в лицо своей однокласснице, а затем, ворвавшись в класс, прокричала: «Я ее убила!». В другой школе подросток выстрелил из травматического пистолета в лицо своему однокласснику. И подобные случаи множатся, приобретая характер психологической пандемии.
«Они ценить умеют только мертвых»? Классическая формула А.С.Пушкина из «Бориса Годунова», к сожалению, продолжает действовать в России по сей день. Судите сами. Недавно весь мир отпраздновал юбилей выдающегося психолога Л.С.Выготского. У нас этот юбилей прошел почти незамеченным. И это при мировом признании значения его творческого наследия!
При всем стремлении государства и социума внедрить в школу большое количество мужчин школьное образование остается преимущественно женской сферой деятельности. И это не случайно: мужчины, при всей их внешней крутизне, зачастую не в состоянии выдержать колоссальные психологические нагрузки, возникающие при ежедневном общении с «племенем молодым и незнакомым».