
Евгений Ямбург
Публикаций: 214
Смысл поговорки «Один с сошкой, семеро с ложкой» в том, что у одного эффективного работника, у человека, который действительно трудится, множество прихлебателей. Которые пользуются плодами труда того человека, который с сошкой, то есть который непосредственно и занят делом. И это вполне житейская ситуация.
Вопрос о так называемой перегрузке учащихся обсуждается сегодня на самом высоком, государственном, уровне.
Во избежание кривотолков сразу оговорюсь, что, как педагог, я категорический противник сквернословия. Кроме того, я не сомневаюсь в справедливости утверждения выдающегося культуролога Ю.М. Лотмана о том, что культура начинается с запретов. Все так, и в качестве напряженной цели педагогика может ставить перед собой задачу — извести под корень сквернословие среди детей и юношества.
4 ноября мы отпраздновали День народного единства. Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Считается, что именно они смогли объединить и сплотить население, чтобы освободить Россию от вторгшихся поляков.
Отмечаемый 20 октября День отца — на мой взгляд, очень неоднозначный праздник. На первый взгляд, все логично: коль скоро отмечается День матери, почет и уважение необходимо отдать и отцу. Но я бы с величайшей осторожностью отнесся к формальному проведению этого мероприятия.
Приближается 5 октября — Международный день учителя. В этот праздничный день, как принято, педагогов будут славить в СМИ, а уже на следующий день, как водится, беспощадно критиковать. Отдав полвека школе, я отнюдь не собираюсь отстаивать честь мундира, нас есть за что подвергать критике. Образование всегда находится между прошлым и будущим, оно по сути своей консервативно и не всегда успевает за стремительно меняющимся временем.
Первый урок в День знаний станет разговором о важном. Мне думается, что обращение к биографиям людей, которыми можно гордиться, добавит ярких красок таким урокам. Ведь обращение к биографиям формирует эмоциональный интеллект подростков, дает им нравственные ориентиры.
Первого июня — Международный день защиты детей. Его отмечают больше 60 государств мира. Сама идея этого праздника родилась почти век тому назад, 1 июня 1925 года. Именно в этот день генеральный консул КНР в США устроил в Сан-Франциско для сирот, привезенных в этот город из Поднебесной, национальный китайский праздник, посвященный началу летнего времени года. Торжество получилось ярким, красочным и чрезвычайно трогательным. О нем широко писала пресса.
Девятого мая исполняется сто лет со дня рождения поэта-фронтовика, прозаика и музыканта Булата Шалвовича Окуджавы. Его текстами и музыкой напоен воздух столицы. Да и не только столицы. Его почитают во всем мире, что отнюдь не является преувеличением.
«Спешите делать добро» — надпись на памятнике, что стоит на могиле Федора Петровича Гааза. Его по праву уже при жизни нарекли «святым доктором».
Недавно было опубликовано поручение Президента РФ В.В.Путина Правительству РФ, касающееся, в частности, русского языка. «Правительству Российской Федерации разработать национальный проект «Молодежь и дети», предусматривающий мероприятия, обеспечивающие в том числе продвижение русского языка и культуры в государствах — участниках СНГ и других иностранных государствах», — говорится в тексте поручения.
В контексте трагических событий, произошедших в «Крокусе», казалось бы, неуместно вести речь о проблемах педагогических. Но ведь на это и рассчитывают отморозки: породить уныние, страх, апатию, парализовать любую деятельность, и в первую очередь — связанную с воспитанием детей и юношества.
С недавних пор стало общим местом ссылаться на высказывание Конфуция: «Не дай бог жить в эпоху перемен». Но цитата, как это часто бывает, оборвана. В полном виде она звучит так: «Не дай бог жить в эпоху перемен, если ты не можешь к ним приспособиться».
27 января — Международный день памяти жертв холокоста. В этот день Красная армия освободила в 1945 году первый и крупнейший из фашистских концентрационных лагерей — Освенцим. О холокосте написано огромное количество книг. Подробно проанализированы социально-экономические, политические, психологические причины и условия геноцида еврейского народа в Германии. Казалось бы, что можно добавить к сказанному? Тем не менее я обращаюсь к этой обжигающей теме с позиции педагога.