Иветта Невинная
Публикаций: 483
10 сентября Александр Калягин официально открыл 28-й сезон своего театра. Надо сказать, что Et Cetera художественно подошел к ограничительной рассадке. И в оставшиеся 30% (теперь театры могут быть заполнены на 70%) кресел посадил не манекены и не воображаемых людей, а весь цвет русской и зарубежной литературы.
Несмотря на посткарантинные опасения, московские театры один за другим открывают двери для зрителей. Теперь настал черед фестивалей. Первым стартует проект «Артмиграция», который вот уже восемь лет подряд знакомит столицу с новыми именами региональной молодой режиссуры. В этом году СТД покажет 9 спектаклей из театров Санкт-Петербурга, Самары, Йошкар-Олы, Казани, Канска, Нижневартовска, Буинска, Нижнего Тагила и Салавата.
Давно не было такого оживления на сборе труппы Театра им. Моссовета. И причина тому не просто открытие 98-го сезона, а крупное назначение. Евгений Марчелли стал худруком легендарного театра. «В дополнение» — именно так выразился руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский — к художественно-постановочной части из Андрея Кончаловского и Юрия Еремина. Актеры, в свою очередь, ждут новых ролей и возрождения творческого духа театра. С исторического сбора труппы — корреспондент «МК».
Если и существует образцовый сбор труппы, то такой прошел в первую сентябрьскую пятницу в Театре Олега Табакова на Сухаревской. Актеры сокрушали долгими овациями и радостными криками сцену каждый раз, когда худрук Владимир Машков зачитывал новости. Их у театра не мало – начиная с ремонта исторической сцена на Чаплыгина и заканчивая кадровыми перестановками. С открытия юбилейного 35-го сезона – корреспондент «МК».
Страшной утратой открылся юбилейный 265-й сезон в Малом театре. Не стало Бориса Владимировича Клюева. Ему было 76 лет. Сегодня прошло прощание с артистом. Клюева похоронили на Троекуровском. Худрук Малого театра Юрий Соломин не сдерживал слез. В своей речи он обращался к покойному коллеге.
Пандемические реалии заставили многие театры пересмотреть свое отношение к онлайну и традициям. Театр Маяковского, например, не стал в 98-й раз собирать всю труппу – только руководство и несколько народных артистов. Но, напитавшись диджитал креативом, на сутки запустил флешмоб #открытие98МаяковкаВместе. Пока артисты в интернете делились воспоминаниями и закулисными байками, Миндаугас Карбаускис рассказывал о планах на новый сезон.
На одной из самых проходимых и культурных улиц столицы — Арбате, прямо возле театра Вахтангова, известный художник Александр Шилов представил долгожданную патриотическую выставку «Они сражались за Родину!». Экспозиция репродукций планировалась еще к 9 мая, но не без участия пандемии открылась спустя 4 месяца, аккурат ко Дню города. На торжественном открытии под аккомпанемент военного оркестра Министерства обороны побывал корреспондент «МК».
Накануне 1 сентября художественные руководители двух столичных театров — Пушкинского и театра «Центр драматургии и режиссуры» — собрали свои труппы, чтобы рассказать о творческих планах и представить артистам новобранцев. Поклонникам обоих театров уже пора штурмовать билетные кассы. Ведь благодаря пандемии число премьер увеличилось вдвое.
Традиционно сбор труппы предваряет фактическое открытие театра для зрителей. Но сегодня не все готовы распахнуть настежь двери и собрать в одном зале руководство, артистов, техническую группу и журналистов. Знаменитый «Ленком», который теперь носит имя Марка Захарова, отменил обширный сбор труппы и созвал только несколько артистов. Они не только первыми услышали о планах театра, но и получили внутреннюю премию за успехи прошлого сезона.
В последний день лета худрук Театра Наций Евгений Миронов собрал журналистов в зеркальном зале, чтобы рассказать о самом масштабном в своей истории сезоне. С сентября по май зрители увидят 9 премьер в нескольких пространствах театра. И это не единственна особенность сезона 20/21. В этом году знаменитому историческому зданию из красного кирпича в Петровском переулке исполняется 135 лет. С презентации - корреспондент «МК».
Несмотря на пессимистичные прогнозы на фестивальную площадку возвращается одна из крупнейших мультижанровых платформ – «Территория». Этот год станет особенным для ее создателей – проект покажет свою программу в 15-й раз. И вопреки пандемическому кризису фестиваль намерен порадовать поклонников современного искусства 17 проектами в 8 разных направлениях от экспериментального театра до кукольной оперы.
Последние два месяца театральные вузы набирали новых подопечных в перчатно-масочных условиях. А вот студенты выпускных курсов не смогли вовремя сдать госэкзамен из-за пандемии. И сейчас, после почти полугодовой паузы и лишь с двумя репетициями, выпускники мастерской Александра Бармака сыграли задорный дипломный спектакль по одноактным опереттам Жака Оффенбаха. С открытого экзамена – корреспондент «МК».
Уже 73 года подряд в столице Шотландии Эдинбурге проходит «Фринж» (Fringe), один из самых масштабных театральных фестивалей Европы. COVID-19 помешал снова собрать артистов со всего мира живьем. Но они не согласились отсиживаться до наступления спокойных времен и запустили «Теле-зоопарк» (Zoo TV) с бесплатными стриминговыми показами, виртуальными шоу и семинарами.
Вот уже четыре столетия пьесы величайшего английского драматурга не сходят с театральных площадок всего мира. Но, по известной закономерности, чем крупнее литературный гений автора, тем интересней его личная жизнь. Многие годы исследователи творчества Уильяма Шекспира не могут единогласно определить, кому именно поэт посвящал сонеты и пьесы: женщинам или мужчинам? Последнее опубликованное исследование намерено раз и навсегда поставить точку в этом вопросе: Шекспир был бисексуалом.
Знаменитая стена на углу Старого Арбата и Кривоарбатского переулка вновь обновилась. На этот раз рядом с портретом лидера группы «Кино» Виктора Цоя появился бело-красно-белый флаг, символ белорусского протеста. Изображение продолжило строчки из песни Цоя — «перемен требуют наши сердца», которая сама стала негласным гимном несогласных с итогами президентских выборов белорусов. Но пока не понятно, доживет ли флаг до утра.
Японские технологии давно опережают остальной мир на несколько шагов. И если к роботам-домохозяйкам и телохранителям с искусственным интеллектом все более-менее привыкли, то к умным туалетам пока не очень. Тем временем, в столичном Токио появились прозрачные кабинки из специального цветного стекла. Архитекторы проекта называют его умным, потому что оно перестаёт быть прозрачным, когда в кабинку заходит человек. Но главная задача - сломать стереотипы о «грязных и вонючих» туалетах.
В театре «Школа современной пьесы» готовит для зрителей сатирическую комедию с метафоричным названием «Задняя часть слона» по одноименной пьесе режиссера и сценариста Андрея Райкина. Тема «маленького человека», одна из самых близких русскому духу, вновь выходит на театральные подмостки. Только обрамление истории уж больно напоминает нашу действительность в разных ее аспектах.
10 августа один из самых магнетических актеров театра и кино Вениамин Смехов отмечает 80-летие. Не зря в народе гуляет шутливая фраза: «Атос в России больше, чем Портос». За последние две недели любимый мушкетер советских женщин давал по нескольку интервью в день. Так что мне удалось поговорить с Вениамином Борисовичем только глубокой ночью. Свою биографию он пересказывал уже сотню раз и самым подробным образом сделал это в новой 800-страничной книге.
В прошлом месяце компания Searchlight Pictures объявила о планах снять фильм о Жозефе Булоне, композиторе XVIII века, также известном как шевалье де Сен-Жорж. Но после официального заявления таблоиды воскресили еще одно прозвище музыканта – чернокожий Моцарт. Вероятно, задуманное, как комплимент, оно, напротив, стерло имя композитора из истории классической музыка почти на два столетия.
Несмотря на повсеместную тенденцию отменять или переносить культурные мероприятия из-за коронавируса, в Зальцбурге все же открылся один из самых известных и старейших фестивалей классической музыки. Для сотого сезона организаторы тщательно разработали план защиты от вируса и потратили на это без малого 24,5 миллиона евро. Зато актеров еженедельно тестирует специальная лаборатория, а публика получает сообщения, если рядом с ними сидел зараженный.
Несмотря на очевидную усталость от сетевого искусства, не все с радостью побежали к кассам за билетами в театры и кинотеатры. Почти полугодовое заточение и страх заражения вирусом до сих пор держит весомую часть потенциальных зрителей дома. Специально для них американский актер Джесси Айзенберг, звезда фильма «Социальная сеть» о Марке Цукерберге, записал 5-часовую аудиодраму «Когда вы закончите спасать мир».
Почти год назад известный питерский художник Покрас Лампас оставил послание в своем нашумевшем «Метасупрематическом кресте» в Екатеринбурге. Несмотря на то, что фотографии монохромной каллиграфии разлетелись по всем крупным СМИ, послания никто не заметил. Оказывается, там было написано «Товарищ, помни: цензура не должна влиять на искусство». Об этом раздосадованный художник сообщил на своей странице в Instagram.
Москва поэтапно возвращается к привычной жизни. Театры же получили официальное разрешение вернуться к жизни только 1 августа. Как будет складываться эфемерная творческая деятельность под прессом противоречивых рекомендаций Роспотребнадзора? С какими планами и проблемами Театр мюзикла начинает 10-й сезон? И не боится ли зритель покупать билеты? На эти и другие вопросы «МК» ответил Михаил Швыдкой.
В Доме русского зарубежья им. А. Солженицына открылась экспозиция «Радостный труженик», которая приурочена к полуторавековой годовщине со дня рождения выдающегося русского художника Александра Бенуа. В его творчестве трудно выделить что-то одно. Он писал почти документальные акварельные пейзажи, создавал иллюстрации к «Пиковой даме» и «Медному всаднику», делал эскизы декораций и костюмов для русского балета. Причем не просто оформлял спектакли, а воплощал самые смелые для начала XX века идеи.
Впервые после вынужденного отпуска 1 августа Российский Молодежный театр по традиции собрал труппу, чтобы обсудить ближайшие планы, поздравить юбиляров и наградить тружеников невидимого фронта. К тому же, незаконченный 99-й сезон оставил немало творческих долгов. А впереди вековой юбилей и сразу 10 премьер больших и малых форм, среди которых «Сын» Юрия Бутусова и «Душа моя Павел» по роману Алексея Варламова.
Прямо сейчас в Германии проводится больше живых спектаклей, чем где-либо еще на земле. После череды наспех придуманных постановок, в которых социальная дистанция и гигиенические ограничения включались в режиссерский замысел, немецкие театры вернулись к регулярному репертуару. Хотя и с крайне ограниченными возможностями.
30-го июля одна из главных принцесс театра Вахтангова отмечает 55-летие. В течение 16 лет она с достоинством несла это полковое знамя после легендарных Турандот Цецилии Мансуровой и Юлии Борисовой, играла в спектаклях Фоменко, Туминаса, Мирзоева и запала в сердце зрителя, как истинно вахтанговская актриса. В юбилейном интервью «МК» Марина рассказала о диктаторских методах именитых режиссеров, своей детской мечте и любимом муже, барде Олеге Митяеве.
Первая после пандемии выставка Исторического музея сразу открывается масштабным собранием работ одного из ключевых художников XVIII века. Федор Рокотов не только запечатлел членов царской семьи и представителей московского дворянства, но и повлиял на развитие портретного жанра в целом. Зрители увидят и жемчужину коллекции – парадный портрет Екатерины II. Он специально был заказан Рокотову, чтобы заменять непонравившийся императрице аналогичный портрет парижского живописца Александра Рослина.
«День влюбленных» – это не просто сиквел полюбившейся москвичам истории о первом свидании Кейси и Аарона, а самостоятельный музыкальный проект о грядущей свадьбе героев. За первый сезон «Первое свидание» посмотрели более ста тысяч зрителей, но компания «Бродвей Москва» во главе с Дмитрием Богачевым не собирается на этом останавливаться.
В прошлый четверг 640 зрителей – театралы, журналисты и техническая группа посетили первое пост-пандемическое представление в «Палладиуме», одном из крупнейших лондонских театров Вест-Энда. Однако пламенная речь продюсера Эндрю Ллойд Уэббера и 30-минутное попурри певицы Беверли Найт доказало отнюдь не оптимистичные прогнозы – в существующих условиях театры не смогут работать.