Марина Лемуткина
Публикаций: 2716
Обозреватель отдела семьи и образования. Работает в "Московском комсомольце" с 2007 года. Выпускница исторического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат политических наук (диссертацию защитила в РАНХиГС).
Пришла беда, откуда не ждали. С этого учебного года почти все бюджетные места в ординатуре медицинских университетов заняли целевики — ребята, направленные на учебу работодателями. Мест для студентов, поступивших обычным путем, по конкурсу — а таковых в медвузах подавляющее большинство — практически не осталось. И всё, что они в итоге могут — либо отказаться от ординатуры, а с ней и от медицинской карьеры, либо платить за продолжение обучения бешеные деньги.
Дистант внедряется в образование все прочнее – эта форма обучения продлена в Москве для школьников 6-х-11-х классов до 22 ноября (пока), также все больше вузов расширяют ее применение. Между тем одной из главных проблем дистанционного обучения является серьезный цифровой разрыв между учащимися и преподавателями.
По последним оценкам, кибербуллингу и другим видам онлайн-агрессии подвергаются две трети российских школьников и примерно столько же учителей. Дошло до того, что методикам защиты от этого мерзкого явления отвели значительную часть обновленного курса ОБЖ для средней школы. Но вот беда: «бережная культура общения» (есть такой термин в культурологии) не свойственна человеку в принципе.
На удаленный формат обучения перешли уже 152 российских вуза из 1278, сообщил глава Минобрнауки Валерий Фальков. Это более 10% всех наших высших учебных заведений, что наводит на мысль: коронавирус ударил по вузовскому хозяйству страны в сто раз сильнее, чем по школьному, ведь на дистант переведены лишь 0,1% школ.
Технологические оптимисты ошиблись: новые технологии при переходе на дистанционку не облегчили, а усложнили работу вузов; а переход к «цифре» усилил образовательное неравенство. Такой диагноз поставили участники XI Международной конференция исследователей высшего образования, открывшейся 29 октября в Высшей школе экономики.
Размах пандемии растет. Соответственно растут и ограничительные контрмеры. Однако системы среднего образования, как явствует из оказавшихся в нашем распоряжении итогов мониторинга работы школ и классов с учетом эпидемиологической ситуации по COVID-19, они не коснулись. На 27 октября карантин сохраняется лишь в 39 школах в 16 регионах страны, причем общее количество таких случаев сокращается.
Количество бюджетных мест для первокурсников российских вузов выросло в этом году на 20 тысяч. Однако заметно подросла и конкуренция за них среди абитуриентов: кое-где, как, скажем, в РАНХиГС, бюджетных мест не хватило даже стобалльникам. Поменялись и предпочтения абитуриентов. Таковы результаты приемной кампании на очные программы бакалавриата и специалитета в 2020 году, выявленные с помощью ежегодного мониторинга качества приема в вузы.
По данным исследования крупного образовательного сайта, оказавшимся в распоряжении «МК», две трети российских школьников занимались этим летом дополнительно не менее часа в день, а кое-кто — и все три часа. Многие, по словам авторов исследования, делали это не по велению родителей, а по собственному почину. Мы решили выяснить: неужто школьники, прочувствовав недостатки дистанционки, решили восполнить пробелы, образовавшиеся в их знаниях при переходе на эту форму обучения?
23 октября коллегия Минспросвещения утвердила новую концепцию преподавания истории в школе на основе историко-культурного стандарта - преподавать предмет теперь будут по-новому. На изучение отечественного ХХ века с его катаклизмами и коренными ломками жизни общества и каждого человека в отдельности отныне отводятся два года — 10-й и 11-й классы.
С 1 сентября в российскую школу вернулось воспитательная функция. В свое время она уже присутствовала в системе нашего образования, однако сейчас все будет иначе. Своими мыслями о сути воспитания в школе на современном этапе и о педагогах, на чью долю выпала миссия стать без преувеличения «Воспитателями будущего», поделился руководитель профессионального конкурса «Учитель будущего» президентской платформы «Россия - страна возможностей» Андрей Богданцев.
Тотальный диктант этого года, хоть и перенесенный из-за пандемии коронавируса с 4 апреля на 17 октября, написали лучше прошлогоднего. Однако многие слова, включая довольно простые, россияне писать правильно не умеют, а то и просто не знают. Организаторы акции назвали главные ошибки, которые допустили участники.
С 1 июня будущего года в Китае запретят любые онлайн-продукты и сервисы, вызывающие зависимость у несовершеннолетних. Тем самым под запрет, помимо различных видеоигр, попадают также стриминговые аудио- и видеосервисы. Данное правило в полной мере коснется и соцсетей. А, значит, компаниям-разработчикам не останется ничего иного, как включить в свои программы ограничителя, препятствующие зависимости детей и подростков. Например, контроль времени пребывания в игре для лиц моложе 18 лет.
Как стало известно 19 октября, два российских бойца смешанного стиля - Зелим Имадаев и Альберт Дураев — поддержали в своих публикациях в Instagram Абдулака Анзорова, обезглавившего на прошлой неделе французского учителя за оскорбление ислама. Правда, затем оба эти поста были удалены. Однако в информационном поле новость сохранилась и продолжает широко обсуждаться в соцсетях. Мы обратились за комментарием к юристу по спортивным вопросам.
Как изменится итоговая аттестация школьников в учебном году, начавшемся под знаком пандемии; сохранятся ли вообще ОГЭ для девятиклассников, а также зимнее итоговое сочинение и ЕГЭ для одиннадцатиклассников - и если да, то сколько экзаменов придется сдавать, и не повысят ли минимальный порог баллов? На эти и другие вопросы в ходе родительского собрания, прошедшего в режиме онлайн, 19 октября давал ответы глава Рособрнадзора Анзор Музаев.
Учебный год успел закончиться и начаться вновь. А пандемия коронавируса из нашей жизни никуда не делась, продолжая диктовать правила игры во всех сферах деятельности человечества. Аналитики центра FutureEd на базе Школы государственной политики Маккорта Джорджтаунского университета (США) исследовали, как отреагировал на эту ситуацию мир образования. И пришли к выводу: нынешний год не похож ни на один другой, и надо сделать все, чтобы он не пропал для школьников даром.
Пока столичные школьники на каникулах, а 19 октября в школу вернутся не все: из-за обострения эпидемиологической ситуации учащиеся 6-х – 11-х классов переходят на дистанционное обучение. Тем же путем, возможно, придется двинуться и ряду других регионов. А в этих условиях растет значение гибридного обучения.
«Между сегодняшними школьниками и литературой лежит пропасть!» Таков вердикт, вынесенный участниками онлайн-конференция для учителей русского языка и литературы «Пушкин», открывшейся 15 октября на площадке Московского международного салона образования. Оказывается, чтобы уроки русского и, особенно, литературы имели хоть какой-то смысл, учителям-словесникам приходится буквально переводить стихи классиков на язык смайликов и перекладывать их на музыку для караоке.
Последние опросы свидетельствуют: одной из главных своих проблем и источников тревоги российские учителя называют профессиональное выгорание. Это негативное явление, как оказалось, имеет свои ярко выраженные признаки и стадии. Однако справиться с ним можно, заверили участники круглого стола, посвященного этому из самых страшных профессиональных заболеваний учителей.
В мирном урегулировании любых конфликтов и поиске компромиссов между противоборствующими сторонами должны активнее участвовать женщины, заявила на заседании оргкомитета III Евразийского женского форума глава Совфеда Валентина Матвиенко. Главу Сената неожиданно поддержал психиатр Виктор Ханыков: «Человечество может спасти только власть женщин», - заявил он «МК».
Как явствует из нового доклада Всемирного банка, там внимательно следят за состоянием дел в российской школе. До сих пор качество среднего образования в нашей стране, отмечают эксперты держалось на хорошем среднемировом уровне. Однако вынужденный карантин и перевод обучения в дистанционку приведет к падению качества образования, а впоследствии и заработков сегодняшних российских школьников, предсказывают они.
Преподавание истории в школе, по мнению экс-министра культуры, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского, должно принципиально измениться. Об этом он рассказал в своем докладе на форуме «История для будущего. Новый взгляд». Отечественную историю нужно преподавать синхронно с зарубежной.
Президиум Российского союза ректоров (РСР) поддержал изменения нынешних правил целевого набора студентов — то есть, абитуриентов, зачисляемых в вузы не по результатам ЕГЭ, а вне общего конкурса, по направлению на учебу какой-либо организацией. Предложенные поправки к закону, как уверяют авторы, сделают систему распределения целевых мест более прозрачной, а злоупотребления в ней невозможными.
Слухи о скором появлении в Московском государственном университете им. Ломоносова новообразований в виде научных школ наделали весной этого года много шума. Оппонентов настолько ужаснула перспектива объединения факультетов МГУ в суперконгломераты, обросшие дополнительными административными ставками, но практически неуправляемые, что многие вслед за булгаковским профессором Преображенским были готовы воскликнуть: «Ну всё, пропал калабухинский дом!»
Порядковый номер нынешней ежегодной просветительской акции «Тотальный диктант» - 17. Пройдет он также 17-го числа: на этот октябрьский день из-за сложностей с эпидемиологической ситуацией ТД перенесли с первоначально намеченной даты 4 апреля. Однако этим мистический антураж ТД-2020 не исчерпан. Автор текста этого года о Циолковском Андрей Геласимов озаглавил его «Через тернии к звездам». А про тернии в условиях набирающей новые обороты пандемии — это в самую точку!
Тотальный отказ регионов оплатить работу педагогов, «брошенных» на проведение ЕГЭ в разгар пандемии в конце прошлого учебного года и около тысячи учителей, заболевших коронавирусной инфекцией с начала учебного года текущего. С такими «подарками» встречаем мы День учителя 5 октября — единственный профессиональный праздник, являющийся в нашей стране поистине всенародным.
Можно ли на законодательном уровне закрепить идею воспитания в детях неспособности к сочувствию, а то и прямой жестокости? Как выяснилось, можно, если взяться за дело умеючи. Причина — поправки к Правилам благоустройства территории города Твери, вводящие запрет на кормление безнадзорных, диких и бродячих животных и птиц на территориях общего пользования. Городское заксобрание рассмотрит их уже 16 октября.
Ординаторы, аспиранты и студенты старших курсов медицинских вузов Москвы снова подключатся к работе «взрослых» медиков. Из-за роста числа заболевших коронавирусной инфекцией нагрузки профессионального медперсонала резко возросли. На помощь им по призыву Департамента здравоохранения Москвы в больницы отправятся будущие коллеги.
До сих пор школьный курс Основы безопасной жизнедеятельности в нашей стране носил отвлеченно-теоретический характер. В его рамках, к примеру, расписывались модели поведения при извержениях вулканов, землетрясениях или цунами, хотя подавляющему большинству россиян, к счастью, столкнуться с ними не суждено. А вот оказание первой помощи изучали по картинкам и тут же забывали. Теперь все изменится.
28 сентября СМИ взбудоражило сообщение о якобы готовящейся отмене ЕГЭ для всех выпускников школы за исключением тех, кто планирует поступать в вузы. Однако радоваться рано. Как уточнили нам в Рособрнадзоре, такое предложение в ведомство, действительно, поступило. Но до его официального принятия необходимо вначале провести анализ целесообразности подобного шага, а затем — его обсуждение на экспертном и общественном уровне. А ни того, ни другого пока не было и близко.
25 сентября в Минпросвещения заверили: эпидемиологическая ситуация в российских школах такова, что речи о переводе учебного процесса в дистанционный режим не идет, и школьники продолжают учиться очно. Правда, положение меняется очень быстро, так что в перспективе дистанционка в школы может вернуться. Специалисты ВШЭ выявили, что в этой форме обучения раздражает россиян сильнее всего.