Марина Лемуткина
Публикаций: 2716
Обозреватель отдела семьи и образования. Работает в "Московском комсомольце" с 2007 года. Выпускница исторического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат политических наук (диссертацию защитила в РАНХиГС).
Ситуация с пандемией коронавируса в России развивается таким образом, что ЕГЭ-2020, возможно, придется сдавать в масках. Сделать это технически несложно: достаточно обязать всех участников экзаменов являться в пункты проведения испытаний не только с паспортами, но и облаченными в соответствующие защитные средства. Однако в этом случае неизбежно возникает вопрос: а возможно ли в принципе идентифицировать человека в маске? Ответ представляется очевидным: совершенно невозможно!
ЕГЭ 2020, пришедшийся на эпоху коронавируса, школьникам, скорее всего, придется сдавать в масках и перчатках. Единые госэкзамены в этом году должны начаться 8 июня, однако когда на практике будет ЕГЭ, пока решается - Рособнадзор допустил еще один его перенос. Между тем ношение маски сокращает приток кислорода и может сказаться на работе мозга. Психолог дала нам советы, как при написании госэкзамена в маске избежать лишних проблем.
С 12 мая открылось оформление единовременных «путинских» выплат в 10 000 рублей семьям с детьми в возрасте от 3 до 15 лет в качестве меры поддержки россиян на период пандемии коронавируса. Мы решили узнать, на что россияне потратят эти деньги. Ответы повергли нас в шок. Оказалось, что в большинстве своем эти деньги будут потрачены на еду, которой сплошь и рядом людям сейчас не хватает. Вот несколько историй из жизни.
В борьбу с пандемией коронавируса вступили... российские подростки. Как оказалось, в стране заработал проект, в рамках которого более 850 школьников из 26 регионов страны шьют маски для государственных учреждений и больниц, а группа московских школьников создает и печатает на 3D-принтере с дистанционным управлением ободки защитных экранов для лиц врачей, спасающих больных коронавирусом в больницах столицы.
Очень на то похоже, что приемная кампания текущего года откроется в вузах не раньше августа, а, вероятнее всего, сентября. Тогда хочешь — не хочешь, а начинать 2020-2021 вузовский учебный год придется не 1 сентября, а в лучшем случае в октябре, если не в ноябре. В последствиях этого шага для системы высшего образования и в том, как вузы будут выходить из сложившейся ситуации, чтобы минимизировать неизбежные потери, вместе с экспертами разбирался «МК».
В канун Дня победы правительство внесло в Госдуму законопроект, содержащий целый пакет антикризисных мер. Главными для сферы образования, как стало известно «МК», оказались две такие меры – возможность частичной отмены ЕГЭ и увеличение количества бюджетных мест в вузах и колледжах.
6 мая на совещании по вопросам реализации ранее принятых мер по поддержке экономики и социальной сферы министр здравоохранения Михаил Мурашко заявил, что сильный пол заметно более уязвим для коронавируса, чем слабый. И заражаются, по словам главы Минздрава, мужчины чаще, и болеют тяжелее, и осложнения к ним прилипают сильнее, чем к дамам. О том, почему это происходит, «МК» рассказал врач-инфекционист Николай МАЛЫШЕВ.
6 мая общество взбаламутило сообщение со ссылкой на не названный «источник в правительстве», что вследствие пандемии кампания ЕГЭ-2020 может быть перенесена на середину июля или даже начало августа, а начало нового учебного года соответственно - на 1 октября.
Как выяснилось 5 мая, в Минпросвещения пока не похоронили идеи проведения выпускных вечеров, когда бы ни завершился для одиннадцатиклассников нынешний учебный год. А вот опасения родителей о переводе школы на тотальное онлайн-обучение, когда пандемия закончится, не подтвердились: эту технологию будут использовать при проведении не уроков, а, скажем, родительских собраний.
К борьбе с коронавирусом подключился один из мощнейших суперкомпьютеров нашей страны - «Ломоносов-2». О программе исследований нам рассказал заведующий лабораторией Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ доктор физико-математических наук Владимир Сулимов.
Эпидемия коронавируса заставила всех школьников учиться на дому, и это понятно: альтернатива — стремительное распространение заразы и массовые жертвы. Но вот что интересно. Некоторые мамы нашли серьезные плюсы в обучении детей без отрыва от семейного очага: сын или дочка всегда под боком, никто из одноклассников их не обидит, да и контроль за процессом обучения полный. И кое-кто уже подумывает: так, может, стоит сохранить этот режим и когда все наладится и вирус отступит?
Как быть, если режим самоизоляции закончится потерей работы? Этот вопрос в нынешних условиях задают себе многие. Обсуждали складывающуюся ситуацию и на Московском международном салоне образования, впервые прошедшем на этой неделе в режиме онлайн. В том, как действовать новым безработным и какие профессии стоит выбрать для переквалификации, вместе с ведущими экспертами разбирался «МК».
ОГЭ для девятиклассников в текущем году, возможно, отменят, а минимальный порог баллов для вступительных экзаменов в вузы, в зависимости от результатов ЕГЭ, понизят, сообщил в канун майских праздников глава Минпросвещения Сергей Кравцов. Такими неожиданными бонусами для российских девяти- и одиннадцатиклассникам-2020 обернулись два главных стихийных бедствия текущего момента - мировая пандемия коронавируса и отечественная модель дистанционного обучения.
Пандемия коронавируса не только добавила нашей жизни новых красок, но и вернула в нее некоторые, казалось бы, прочно забытые вещи. Так, внезапно активизировались притихшие на какое-то время мошенники, торгующие поддельными документами об образовании. И произошло это явно неспроста.
Пандемия коронавируса сорвала традиционный порядок проведения выпускных экзаменов не только в школах, но и в вузах. В прежней жизни студенты являлись сдавать госы, начиная с первой половины мая, а к концу месяца этот процесс плавно перетекал в защиты дипломов. Но в этом году такого не будет. Ход эпидемии требует режима самоизоляции. И вузы должны экстренно решать, как быть с госэкзаменами в условиях новой реальности.
На этой неделе Минпросвещения и Рособрнадзор, как подтвердили нам в ведомстве, примут окончательное решение о сроках проведения ЕГЭ 2020. Однако на какие бы конкретные даты ни были назначены выпускные экзамены эпохи коронавируса, очевидно одно: организаторам в любом случае придется решать вопросы профилактики распространения инфекции.
Как показывают последние исследования Федерального института развития образования РАНХиГС, без малого половина российских учителей не сомневается: ставить оценки детям, находящимся на дистанционном обучении, нет смысла — все равно школяры найдут верный способ списать или воспользоваться подсказкой. Нельзя, по словам экспертов, также ставить «двойки» с «тройками» за материалы, не пройденные должным образом в условиях дистанционки.
Вопрос о пересмотре стоимости платного обучения правомерно поднимать лишь при очевидном снижения его качества после перехода вуза на дистанционное обучение. Так прокомментировал в пятницу министр образования и науки Валерий Фальков требования студентов-контрактников снизить цену на образовательные услуги, перешедшие в режим онлайн. Студенты же все настойчивее требуют понижения цен и, как писал накануне «МК», стали выходить на уличные пикеты.
Итак, началось. Недовольные качеством дистанционного образования, навязанного российским вузам пандемией коронавируса, студенты, обучающиеся на платной основе, стали требовать снижения цен. А когда наткнулись на отказ ректоратов пойти им навстречу, вышли на улицу. Первый такой случай произошел накануне в Екатеринбурге. И это, похоже, только начало. Как уверяют эксперты, студенты абсолютно правы даже с формальной точки зрения, ведь стоимость очного обучения выше стоимости заочного.
Бюджетные места в вузах в этом году расхватают неимоверно расплодившиеся победители олимпиад школьников, а вот ребятам, пусть и талантливым, но в олимпиадах не участвовавшим останется учиться лишь по контракту. Такие опасения общества вызвало недавнее решение властей об отмене заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и присвоении всем одиннадцатиклассникам из их числа дипломов призеров, а, значит, и вступительных бонусов.
Руководство вузов стало требовать от преподавателей, чтобы те покупали современное оборудование, позволяющее вести образовательный процесс в дистанционном режиме, за свой счет. Мало того, что уровень реальных заработков «рядовой» отечественной профессуры это напрочь исключает. Преподаватели, как отмечается в оказавшемся в распоряжении «МК» заявлении Центросовета профсоюза «Университетская солидарность», опасаются, что это – первый шаг к полному переводу обучения студентов на дистанционку.
В коронавирусном и посткоронавирусном мире человечество ждут серьезные изменения. Отношение к религии, определение «свой-чужой», отношение к животным — изменится всё. Преступность, как явствует из недавнего исследования группы экспертов РАНХиГС во главе с директором Школы антропологии будущего, члена президентского Совета по правам человека Александра Асмолова, и та меняется на глазах.
Понятно, что российских школьников экстренно переводили на тотальное дистанционное обучение не от хорошей жизни: это решение продиктовала пандемия коронавируса. Однако опыт продлился достаточно долго, чтобы подвести его первые итоги и оценить: а что, собственно, получило от всей этой затеи наше общество? Ответ на этот вопрос «МК» дала история преподавателя музыкальной школы из Воркуты Анны Дитятьевой, рассказанная ею самой.
Пандемий, подобных по тяжести последствий нынешней, мир не знал давно. О своих ощущениях, первых симптомах и ходе этого страшного заболевания, а также о том, как с ним пытается справиться наша система здравоохранения, «МК» рассказал один из 1517 излечившихся от коронавируса в Москве, первокурсник магистратуры факультета «Бурение» Московского геологоразведочного института Анар Гусейнов.
В условиях продолжающейся пандемии коронавируса власти приняли ряд решений, касающихся практически всех российских школьников. Как сообщил министр образования Сергей Кравцов, всероссийские проверочные работы (ВПР) в текущем учебном году отменяются и переносятся на следующий. Начало кампании ЕГЭ-2020 пока остается прежним — 8 июня. Однако окончательное решение по этому поводу будет принято после майских праздников
Пора признать очевидное: дистанционная форма обучения, на которую из-за пандемии коронавируса спешно перевели всех российских учащихся от первоклашек до аспирантов, не оправдала возложенных на нее надежд. Качество профессионального образования заметно снизилось, причем под особый удар попали выпускники текущего года. О последствиях случившегося и о том, какие сферы пострадают более других, «МК» рассказал гендиректор Национального агентства развития квалификаций Александр Лейбович.
Пандемия коронавируса еще бушует, но власти уже задумываются о будущем, в частности, как выстроить учебу школьников в сентябре. К примеру, итальянцы примериваются перестраивать здания школ, разукрупнять классы и удвоить-утроить ряды учителей. Россия же, как нам стало известно, может скомпенсировать в новом учебном году образовательные потери нынешнего возвратом в школу шестидневной учебной недели и второй, а то и третьей смены.
Российские учителя подвержены стрессу вдвое меньше, чем их коллеги из 48 стран, принявших участие в последнем международном опросе TALIS. Об этой сенсационной новости сообщили на днях авторы исследования из Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР. Однако порадовала эта информация в нашем отечестве только управленцев.
Эпидемия коронавируса в России вступает в решающую фазу. Число заболевших ежедневно прирастает тысячами новых случаев. И врачи сбиваются с ног, сутками не покидая больных. О том, как и чем помогают профессиональным медикам их будущие коллеги – студенты, ординаторы и аспиранты Сеченовского университета, отправившиеся работать на пандемии, «МК» рассказали двое из 700 добровольцев из числа обучающихся в Сеченовке и принявших для себя такое решение.
Коронавирус – он и в Африке коронавирус, а потому реакция на него во всех странах мира одинакова. Для торговли это ажиотажный спрос на предметы первой необходимости; для общества — профилактика и самоизоляция; для образования — переход на дистанционное обучение. Но вот что примечательно. В России и в США, как на примере Университета города Милуоки убедился «МК», эти факторы хоть и совпадают, но проявляются совершенно по-разному.