Наталья Малахова
Публикаций: 1109
«Безумцев бог любит. Видимо, ему с ними интереснее», — улыбается Владимир Кристовский и в свои 45 точно знает, о чем говорит. Сейчас фразы «девушка Прасковья из Подмосковья» или «я так ждала тебя, Вова!» из хитов Uma2rman знает каждый, но успех к артистам не свалился с неба. Потребовалось набить шишек, разочароваться в себе, снова понять, что все-таки без музыки никак, прежде чем подняться на вершину. Однако наверху ожидало состояние опустошенности и… «жизнь как стиральная машинка».
Выпуская пару лет назад материал о команде с заголовком «Что общего у OQJAV с Таривердиевым?», «ЗД» как в воду глядела. Несмотря на глобальные потрясения, 2020 год стал для инди-группы по-настоящему прорывным.
В течение всего этого страшного года группа «Ногу Свело!» проявляла невероятную активность, живо отзываясь на происходящее, поддерживая своих слушателей новыми работами. Еще в конце весны вышел хлесткий, выразительный альбом «4 стадии карантина». Затем был клип на песню «Дышать!», для создания которого музыканты провели массовой флешмоб – все поклонники могли принять в нем участие.
«И швец, и жнец, и на дуде игрец» - поговорка, очень хорошо подходящая Ольге Бузовой, которая сначала заявила о себе как участница реалити-шоу, затем – как его ведущая, потом вдруг запела на большой сцене и создала свою криптовалюту. В 2020 Бузова оказалась, наряду с актером Михаилом Ефремовым, самой обсуждаемой персоной года. «МК» решил разобраться, почему.
Весной, когда в мире разгорелась пандемия и Илья Лагутенко был вынужден перевести свой фестиваль V-Rox на онлайн-карантин, он не скрывал сожаления о том, что у музыкантов по всему миру нет возможности встретиться с поклонниками живьем, что все они оказались в очень печальной ситуации. Не скрывает и сейчас.
Тренд на девичий подростковый поп-модерн появился еще несколько лет назад, когда из дикорастущего андеграунда на большую сцену выплыли две расписные юные барышни со смешными псевдонимами — Гречка и Монеточка. Всходы колосились не очень долго и в последнее время стали подвядать, новые работы — встречать все больше критики.
Анжелика Варум всегда искала и выбирала свои, не исхоженные другими артистами музыкальные тропки, способы самовыражения, без оглядки на мнения и веяния. Новый альбом «Грустная bossa» — очередное тому подтверждение. «Это история женщины со всеми ее радостями и печалями, разочарованиями и надеждами. В ней много личного, впрочем, как и во всех моих работах», — говорит певица.
«Что я люблю тебя - это правда. Что я люблю - это неправда. Я изменился - это неправда. Я оторву тебе язык - это правда, и я ударю тебя - это не больно. Повеселимся - это неправда», - поет лидер петербургской группы «Гафт» Николай Яковлев в новой песне «Это не больно». Ее выход не случайно произошел именно сегодня. В 2000-м году Генеральная Ассамблея ООН назвала 25 ноября Международным днем борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин.
«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…» — всплывают почему-то в голове булгаковские страсти. Только в случае с Арменом Григоряном стоит начать по-другому: «В неизменной черной шляпе, темных очках, с ироничной, но доброй улыбкой…» Легендарному фронтмену и создателю не менее легендарной и культовой рок-группы «Крематорий» исполнилось 60 лет.
Самый модный сезонный герой Morgenshtern и уже чуть менее модный, но еще удерживающийся на плаву Егор Крид выпустили новый клип. Взрывы, руины, крыши небоскребов, с которых открывается вид на погибающий город, — зрелище не для слабонервных. Вспоминается «старинный» клип другого рэпера Фейса (до момента смены социально-политической ориентации) — «Я роняю Запад». Правда, там юноша сам, как Годзилла, разрушает город. А здесь герои, скорее, предстают в роли жертв под звуки «Веселой песни».
«И кто-то говорит мне, что я дьявол, кто-то говорит, что я пророк», — поет Илья Черт в знаменитой песне «Рок». Историю «Пилота», да и свою личную, он как-то раз сравнивал в интервью «МК» с историей военного корабля, который вернулся в родной порт после океанского побоища обшарпанным, побитым, шрамированным, но живым. И артисту, и его команде пришлось пройти через многое. Этот опыт отражается и в творчестве.
Кинематограф пестрит не только фильмами, снятыми непосредственно о музыкантах. Еще более любопытно раскрывается их личность, когда они исполняют роли других персонажей в художественных картинах или своими саундтреками будто подсвечивают кино изнутри, и в нем благодаря музыке еще глубже раскрываются и появляются новые смыслы, акценты. Практически в одно и то же время снято два абсолютно разных фильма, для которых сыграли очень важные роли популярные инди-музыканты OQJAV и Shortparis.
«Ваня уже сказал все, что хотел, в своих песнях», - металлическим голосом прочеканил директор Noize MC, когда у артиста вышел EP «No comments» в 2018 году. В той пластинке было много эмоций, Бродского и боли. Кажется, тогда Ивана Алексеева окончательно допекли события, происходящие в стране и в мире. В итоге родилось болезненное высказывание, по уровню переживаний напоминающее агонию чахоточного перед смертью.
На повестке дня – эксперименты от двух очень разных групп. Одна уже много лет играет на большой сцене, вырвавшись в первый эшелон. Вторая – только появилась на музыкальном горизонте, но, как говорится, уже подает большие надежды.
Как говорится, некоторые столько не живут. Одной из самых известных отечественных рок-групп «ДДТ» исполнилось в этом году 40 лет. Этот возраст иногда называют кризисным. К тому же он пришелся на кризис мировой, связанный с пандемией. Однако Юрий Шевчук, создатель группы и ее фронтмент группы, в уныние не впал. Наоборот, мобилизовал все свои силы, так что это время стало особенно продуктивным для музыканта и его коллег по коллективу.
Все в мире относительно. Музыкальный мир — не исключение. Если на сцену врывается новый герой, то не факт, что он надолго удержит свой титул, а временно притихшие любимцы публики из прошлого — наоборот, не всегда впадают в забвение и могут вдруг заявить о себе еще громче, чем раньше. Пандемия в этом смысле стала маркером, лакмусовой бумажкой для многих.
Совсем недавно солист группы PIZZA Сергей Приказчиков размышлял в интервью «ЗД» о «маленьких фрешменах»: мол, часто они не задумываются, о чем поют, небрежны с рифмами и звучанием, не считают нужным расти профессионально — и так есть слава и деньги. Однако, как показывает современная сцена, фрешмены фрешменам рознь.
Пицца десятилетней давности в кулинарии оказалась бы сморщенной лепешкой, негодной для употребления. Однако в музыке десятилетний срок только придает PIZZA дополнительных пряных ноток и вовсе не лишил этот музпродукт сочности, изысканного вкуса и завидной калорийности. Создатель группы Сергей Приказчиков уверен: можно быть в тренде, но не предавать себя. Смешивая стили и жанры, создавать музыку, которая будет звучать на популярных радиостанциях.
Когда музыка соединяется с кинематографом, может получиться интересный микс. «ЗД» посмотрела две теленовинки из совершенно разных опер – фильм о гитаристе The Rolling Stones «Ронни Вуд. Кто-то там наверху любит меня», а так же финальную часть эпичного сериала «История русской поп-музыки. 1999» и вынесла свой вердикт.
У певца, композитора, аранжировщика и бывшего клавишника «Машины времени» Андрея Державина случилась премьера — песня на стихотворение современной поэтессы Солы Моновой «Связь». Получилась трогательная, романтичная и лирическая композиция, которая резонирует со временем и его настроениями. Пользуясь случаем, «ЗД» поговорила с артистом и об актуальном, и о вечном, узнала, почему пандемия не властна над творчеством, а у интернет-активностей — привкус пластмассовой любви.
Cаша Москалец широко известна в инди-кругах как солистка группы Sewage Sour, играющей стильную, необычную и атмосферную электронную музыку. Ее отличает мистическая, почти шаманская атмосфера, изящные, необычные тексты. Все это с примесью фольклорных мотивов. Не менее популярным стал сольный проект Саши «ЛЮТИК». Хотя название на первый взгляд ассоциируется с милым цветком, происхождение у него куда более мрачное. Как и тексты песен, которые сочетаются на контрасте с оптимистичным звучанием.
Шаманы, которые превращают каждый концерт в ритуальный перформанс и просят, чтобы за кулисами в гримерке была икона, за последние пару лет стали одной из самых популярных и востребованных современных команд. В апреле они должны были выступить со специальным номером на ZD Awards и стали победителями в номинации «MegaБит Awards», но время внесло свои коррективы. Оказавшись запертыми в четырех стенах, большинство артистов поселились в Сети, проводя бесконечные онлайн-концерты, но не эти парни.
Не только в музыке и творческом мироощущении этого артиста, но и в названии — IDIOT — заложена тонкая ирония. Сразу вспоминается, конечно, роман Федора Достоевского, главный герой которого стоял как будто в стороне от мира, его окружавшего, чувствовал себя в нем иным, но одновременно мог проникать в суть вещей, глубоко видеть людей и замечать детали.
Нетленка Михаила Шуфутинского «3 сентября» зазвучала по радио в далеком 1993. Как только стал развиваться интернет, из нее тут же стали делать мемы – шуточные картинки и видео с портретом артиста и вырванными словами из текста. Годы идут – ничего не меняется: в 2020 в этот день сеть все так же переполнена ими.
«Уважаемые эльфы, наша танцевальная баржа очень ранимая и нежная, поэтому просим бросать бумагу только в урны», - гласило объявление в уборной на большом теплоходе с открытой палубой, где на днях выступил солист группы «Нервы» Евгений Мильковский. Поводом для необычной встречи стал выход его дебютного сольного альбома «Человек с дождем в голове», впервые записанного полностью самостоятельно.
«В новом мире, где наиболее актуальными стали понятия социальной дистанции и изоляции, музыка и другие виды искусств помогают нам поддерживать друг друга, объединяться. Творчество дарит надежду и помогает справляться в это непростое время», - написали на сайте представители «Грэмми».
Искать определение для их творчества — все равно что ловить руками воздух или сны. Нечто, словно собранное из обрывков романов, фильмов Дэвида Линча, книг о приключениях, видений, исповедей из прошлых жизней, сбывшихся и утраченных желаний, обволакивает звуком и голосом.
Точка кипения достигнута. Такой концентрации ужасающих событий в мире, которые произошли с человечеством в первую половину 2020-го года, не было уже давно. Как бы ни радели музыканты за то, что искусство должно нести добро и свет, оставаться в стороне от происходящего некоторые из них не могут. Максим Покровский, хотя и создавал на протяжении долгих лет в своем творчестве особую реальность, свое арт-пространство, никогда не боялся честно высказывать свою человеческую и гражданскую позицию.
Внушительный фан-клуб артистки, более миллиона подписчиков в Инстаграме — живое доказательство того, что можно удерживаться на вершине популярности, не теряя лица, оставаться узнаваемой, но одновременно меняться.
Поп-артисты, пока лето еще не ушло, отчаянно пытаются успеть проводить его новыми работами. Группа «Винтаж» поделилась с поклонниками клипом на песню «Асталависта».