Николай Вардуль
Публикаций: 676
Все ближе инаугурация Владимира Путина, а вместе с ней отставка правительства. Все актуальнее вопрос: что же будет с кабинетом министров дальше? Информация о недавней встрече пока еще премьера Дмитрия Медведева с руководителем Центра стратегических разработок Алексеем Кудриным и главой «Сбербанка» Германом Грефом переводит вибрации российского политического класса в судороги. Тем более, что обсуждалась там вовсе не экономика, а реформа госуправления.
Сразу после очередной инаугурации Владимира Путина обещано подписание указа о росте государственных расходов на здравоохранение, образование и на инфраструктуру. Одни говорят, что речь идет о дополнительных 10 трлн рублей, другие называют 8 трлн. Выступивший с официальным комментарием пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, подтвердив, что указ практически готов, дал понять, что в цифрах, появившихся в СМИ, явный перебор.
Нового правительства еще нет, но главная задача перед ним уже поставлена: обеспечить темпы роста экономики выше среднемировых, а там и увеличить ВВП на душу населения — на этот раз не до уровня Португалии, но в полтора раза. Судя по всему, премьер останется прежним, а темпы экономики?
Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил просчитать последствия отмены льготы по НДС для каждой категории товаров. Как известно, по льготной ставке в 10% сейчас облагаются продовольствие (естественно, без деликатесов), лекарства, медицинские товары, товары для детей, учебники, книги. Что стоит за этим начинанием?
Вторая неделя апреля оказалась драматической для рубля. Он не выдержал нового санкционного удара США и покатился под горку, сразу заставив слабонервных вспомнить о событиях конца 2014 — начала 2015 года, обернувшихся для России полномасштабным экономическим кризисом. А ведь 2018 год так хорошо начинался: цены на нефть не разочаровывали, инвестиции в основной капитал устремились наконец в рост, потребительский спрос начал отзываться ростом на долгожданное увеличение зарплат сначала бюджетников.
Что неограниченная свобода каждого нуждается в рамках, потому что сталкивается с точно такой же свободой кого-то еще, было замечено еще, наверное, в каменном веке. Затем появились политики, а их профессия — ставить цели, которые разделяет большинство в том или ином племени, общине, в той иной стране, и добиваться их достижения. А что же политики другой страны?
Центр стратегических разработок (ЦСР) под руководством экс-министра финансов Алексея Кудрина опубликовал семь приоритетов стратегии на новый президентский срок до 2024 года. До сих пор общественности предъявлялась лишь некая демо-версия этой программы в виде нескольких графиков с короткими комментариями, да и то контрабандой: «кудринские картинки» стали известны благодаря получившим к ним доступ депутатам Госдумы.
Трамп обещал — Трамп сделал. Стена на границе с Мексикой, правда, строиться не будет. Но пошлины на импорт алюминия и стали уже вводятся для всех, кроме Канады и Мексики (с остальными странами возможны переговоры). Объявлены заградительные пошлины и адресно против Китая. Китай не замедлит с ответом. Значит, война? Что изменится для России?
Что самое интересное из случившегося в 2018 году в нашей экономике? Арест братьев Магомедовых? Но посадки миллиардеров происходят регулярно. Рост производственных инвестиций? Он, конечно, отраден, но это тоже уже не сенсация. А вот 17%-ная индексация зарплат бюджетников, которая случилась в январе, — событие до сих пор небывалое.
Рубль всегда был и остается уязвимым со стороны геополитических рисков. То же самое можно сказать о любой валюте. Беда рубля в том, что он мало что может этим рискам противопоставить — прежде всего нефть, если ее цена отправляется вверх, но и цена нефти определяется во многом внешними по отношению к России факторами. Пока зоной поддержки рубля остается привлекательность российских бумаг для иностранных инвесторов. И именно по этой зоне намерена нанести удар Великобритания.
Нефтяной рынок традиционно важен для России. В еще большей мере он важен для Саудовской Аравии. Но, похоже, его перспективы Москва и Эр-Рияд оценивают по-разному. Цены на нефть, уловив это расхождение, отреагируют падением.
Самое любопытное в победе Владимира Путина на выборах, конечно, не она сама (в таком исходе мало кто сомневался), а то, что у президента не было развернутой, четкой программы. Так произошло, конечно, не из-за лени «программистов» из кремлевской администрации. Цель была как раз в том, чтобы у нового старого президента были полностью развязаны руки. К чему же он их приложит?
Стало известно, что старое правительство готовит для нового политику повышения налогов. Ее визитной карточкой, судя по утечкам из властных коридоров, станет рост налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 15%. Информацию косвенно подтвердил вице-премьер Аркадий Дворкович, публично заявивший, что к каким-то «драматическим» последствиям подобное увеличение ставки не приведет.
Минэкономразвития поделилось своей радостью: если рост ВВП РФ в декабре 2017 года оценивался в 1,4%, то январь 2018 года показал вожделенные 2%. Что рост ускоряется, конечно, хорошо. Но надолго ли?
Экономика России, показывает Росстат, обретает базу для роста. Во-первых, 2017 год стал первым за последнюю пятилетку, когда инвестиции в основной капитал не падали, а росли. И этот рост составил 4,4% — гораздо существеннее, чем рост ВВП. Во-вторых, налицо рост потребительского спроса, который также опережает рост ВВП. И дальше этот тренд должен набирать силу в силу ожидаемого и обещанного на самом верху роста реальных денежных доходов населения.
Был у нас премьер, которого, когда он был еще в силе, прозвали «Миша 2%». Это Михаил Касьянов, ему фольклор приписывал такую личную заинтересованность в распределении средств от внешнего финансирования. Абсолютно, надо признать, бездоказательно: премьер, хотя теперь в оппозиции, но на свободе. Теперь у нас есть министр «Максим 2%». Это Максим Орешкин. Здесь 2% — это его упорное предсказание экономического роста.
Самое сенсационное в Послании Путина 1 марта – это демонстрация нового российского стратегического оружия. Это главное событие не только избирательной кампании 2018 года, но и российской геополитики со времен участия в сирийской гражданской войне.
Научный и технологический прогресс глобален. Но проявляется он в разных странах по-разному, причем различаются не только темпы этого прогресса, но и результаты, которые он приносит с собой.
Чем ближе президентское Послание, его Владимир Путин огласит 1 марта, тем сильнее желание заглянуть в него заранее. И не потому, что это главный предвыборный документ одного из кандидатов в президенты-2018, а потому, что там должны быть названы опорные пункты шестилетней программы развития страны, — ведь в том, что следующим президентом останется Владимир Путин, практически никто не сомневается.
Соглашение ОПЕК+ для госбюджета точно полезно. По данным ФТС, за 2017 год доходы РФ от экспорта нефти увеличились на 26,6% по сравнению с 2016 годом и составили $93,3 млрд при практически неизменном физическом объеме поставок. Т.е. все дело в росте цен на нефть, которого не было бы без согласованной политики ОПЕК+. Но заголовок вовсе не провокация.
Только что завершившийся инвестиционный форум в Сочи позиционируется как межрегиональный. По задумке, он выдвигает на первый план взаимодействие федерального правительства и региональных властей. Поэтому по количеству федеральных министров и губернаторов он уверенно держит первое место.
Что нефть — наша судьба, мы уже давно усвоили. Еще есть газ. В ничуть не меньшей мере наше национальное достояние. И те и другие углеводородные энергоносители, конечно, связаны, в том числе и на ценовом уровне. Но на рынке есть и особенности. Какие?
Новый политический цикл, а точнее, очередная шестилетка после президентских выборов — это не только кадровые перестановки во власти, которые, конечно, произойдут, хотя бы и при неизменном первом лице. Еще это, как нам давно говорили, предъявляя публичные жаркие дискуссии экономистов, новая стратегия развития страны. Дискуссия, однако, так дискуссией и осталась. О ее результатах если и сообщат, то точно после 18 марта, и то, скорее всего, не прямо.
По прогнозам, цены на нефть будут расти. Казалось бы, что еще надо для счастья? Можно привычно собирать доходы — не заработанные, а рентные, говорить при этом об успехах в экономике, в общем, не торопиться слезать с «нефтяной иглы». Но вместе с ростом нефтяных цен меняется расстановка сил на нефтяном рынке. А это — новый вызов для России. И уже не только экономический.
Есть в российской экономике вечные проблемы: «нефтяная игла», диверсификация, повышение качества человеческого капитала, улучшение делового климата, выход из тени. Все они еще надолго останутся актуальными, потому что их решения по большому счету так и не найдены.
Экономика России идет вперед, но нехотя. Хорошо, что не по формуле «шаг вперед, два назад», но шаги явно заплетающиеся. Их отслеживает Росстат. У него получается, что в четвертом квартале 2017 года шаг ВВП опять сбился. Если во втором квартале экономика выросла на 2,5%, в третьем — на 1,8%, то с учетом годового роста на 1,5% получается, что завершающий квартал никак не шагнул дальше 1,3%. Налицо замедление, привычно-неотвратимое, как тень отца Гамлета. А это не сулит ничего хорошего.
Санкции — это серьезно. Их зажим сужает каналы поступления в Россию финансовых ресурсов и новых технологий, а значит, обедняет наше будущее, готовя нам дальнейшее отставание. Компенсировать эти потери оказывается практически невозможно, ни за счет поиска альтернативных источников (что уже апробировано: надежды на получение капиталов в рамках несвязанных кредитов из Китая, например, с треском провалились), ни за счет опоры на собственные силы (чему научил опыт СССР).
Несмотря на «Русский дом», российская тема на давосском форуме не стала даже заметной. Конечно, были встречи и обсуждения таких важных тем, как перспективы нефтяного рынка и развитие цифровых технологий. Но обошлось без открытий. Все же «зарубки», важные для понимания положения дел в российской экономике, остались.
Главная тема прошедшего Всемирного экономического форума-2018 звучала так: «Создавая общее будущее в расколотом мире». Тема актуальная и больше политическая, чем экономическая. Тем интереснее в ней разобраться, опираясь на историю.
Чем ближе президентские выборы, тем актуальнее налоговая тема. Президент заявлял, что повышения налогов до 2018 года не будет. На самом деле они, конечно, подросли, в том числе под видом акцизов и других поборов. Но всех волнует, что же произойдет после этого условного моратория. Хотя начинать надо с другого.