Ольга Жаданова
Публикаций: 94
Зеленые яблоки и ворох бумажек стремительно летят в зрителей, собравшихся в конференц-зале «Международного Мемориала». Это не хулиганство, а перформанс Николая Бермана.
«Еще один Гамлет, прости господи!» — шепчутся в театральных кругах. Тяжела она, участь датского принца, ведь только в этом году мученика-Шекспира поставили уже: в Театре у Никитских ворот, в «Гоголь-центре», громко прошла премьера Робера Лепажа в Театре Наций с Евгением Мироновым в главной роли. Но худрук Олег Меньшиков и режиссер Валерий Саркисов ставили именно на молодого Александра Петрова, и специально для него. И не прогадали.
Галина Борисовна не любит торжества. А уж тем более собственные юбилеи. Так твердят все, кто ее знает, кто с ней работает. Но торжественный и юморной (заметьте, ничуть не пафосный) «капустник», который закатили в ее честь молодые и «старики», как она сама их называет, пробрал сильную женщину до глубины души. На юбилее любимого главрежа «Современника» побывал корр. «МК».
В Третьяковке расследование превратилось в открытие: оказалось, что картина «Девушка с нотами», которую приписывали малоизвестному русскому художнику Петру Нестерову, принадлежит западноевропейскому художнику. Предположительно — Якобу Баккеру, который вовсе не был учеником Рембрандта, как считается.
Утром 17 декабря поэт, переводчик и один из лучших литературных критиков России Григорий Дашевский скончался в терапии после тяжелого заболевания печени. Осенью 2013-го он попал в больницу, для операции нужна была кровь, как писали на Фейсбуке друзья и коллеги поэта. Но в конце ноября врачи признали, что операция невозможна. Поэт не дожил до своего юбилея всего двух месяцев.
Представители культурных ведомств и руководители цирков собрались в понедельник в "Интерфаксе", чтобы подвести итоги циркового года. Главное достижение минувшего года — запуск капремонтов цирков московских и региональных цирках, на который Минкульт выделил 2 млрд. 785 млн. рублей.
Спекуляции на именах известных русских писателей в последнее время не редкость. Тем более если речь идет о творцах плеяды Серебряного века. Не так давно Леонид Андреев, родоначальник русского экспрессионизма, автор «Иуды Искариота» и «Красного смеха», стал поводом для одной из таких спекуляций в серии «ЖЗЛ». «МК» поговорил с внучкой писателя и выяснил, почему недавно вышедшая книга Натальи Скороход «Леонид Андреев» — это крупный литературный провал.
Monaclub — место тусовочное, тут и барная стойка, и хипстероватый арт-директор. Но вечером 11 декабря клуб превратился в святилище для настоящей мистерии. «За звуком» — это музыкальный фестиваль, точнее, обещает им стать в ближайшем будущем. И главные здесь — люди с особенностями развития. Точнее — с Особенным развитием, потому что никто из так называемых нормальных не сможет вытворять с голосом, иностранными языками и музыкальными инструментами таких виртуозных вещей.
Цех Красного на Винзаводе заполнен странного вида приспособлениями – слева от входа натянуты сотни белых нитей, рядом – столик с разбросанными детальками лего. Вдалеке виднеется огромный темный эллипсоид (похожая на яйцо фигура) с чудовищных размеров пупырышками. Из разных концов зала раздается жужжание, верещание, вопли, музыка, стуки... Какой-то крупный дядька расслабленно лежит внутри деревянной коробки, устланной красной материей.
Когда читатель полностью перейдет на «цифру»? Каких писателей Россия вырастила и благополучно забыла? Кого читают, как часто и через сколько страниц бросают неинтересную книгу? Пробежавшись по бесконечным площадкам non-fiction-2013, «МК» получил ответы на все эти вопросы и составил свою картину мира современной литературы.
Как детям с нарушениями слуха адаптироваться к современной жизни? Это главная проблема, которую изостудия «Василек» решает в Минской области уже больше 17-ти лет. Кто-то из глухих ребят талантлив, для кого-то творчество — единственный способ быть включенным в поток грохочущей жизни...
Издательств — 290, стран — 15, этажей — 3. Non-fiction в этом году ожидает наплыва гостей, хотя рекорд поставлен уже в 2012-м — 12 тысяч человек! Ярмарка по-прежнему верна своему кредо — поддерживает малые издательства.
Россию в мировом сознании окружают домыслы и предрассудки, считают Ральф Грёммингер – немецкий свободный фотограф – и мультимедиа-дизайнер Тильда Джордж. Но творческая элита русской державы должна разрушать эти мифологемы, решили они, и с 2010 года искали в России выдающихся и самых известных деятелей науки, культуры и искусства. Результатом стала фото-выставка «Россия - РоссиРРр24 карата», где грядущий «золотой век» страны представлен в лицах знаменитостей. Золото, которым покрыла фотографии Тильда, - только метафора. А вот высказывания, которыми сопровождаются фотографии, прямо говорят о будущем нашей страны.
Наталья Зазулина, историк и публицист, попыталась свободным языком «для научных работников младшего возраста» рассказать о тайных механизмах войны. В книге «Война 1812 года: мифы и реальность» она отвечает на вопросы, которые обычно обходят молчанием.
Роман Майи Кучерской «Тётя Мотя» выиграл читательское голосование «Большой книги», официальный победитель конкурса, напомним, будет назван во вторник вечером. О других претендентах «МК» уже рассказывал. Сегодня выясняем, как и почему получила приз зрительских симпатий «Тетя Мотя». Роман предваряют такие теги: современная русская литература, любовный треугольник, семейные дрязги, дети, дайте две, одиночество, женский роман, кухонная философия. Я бы добавила еще «история русского православия» и «доколе!». Плюс – поток сознания, плюс – «роман» в романе…
Обычно в фестивале «Подиум» участвуют дипломные постановки студентов театральных школ, но в этом году на большой сцене Вахтанговского театра — большой ремонт. Поэтому оценивать будут не готовые спектакли, а учебный процесс драматического театра… Нет единого рецепта к успеху — уверены члены жюри и выдвигают новый лозунг конкурса: «Как мы учимся».
«Он хранил все записки, письма, даже второстепенные», — рассказывает о Суркове Михаил Сеславинский, глава Роспечати и библиофил, который принес в дар Литмузею 3 ящика архивных материалов. Алексей Сурков играл не последнюю роль в литературном процессе и партии Советского Союза, и ему писали со всех концов страны. Цитаты из этих посланий, открывающие всю подноготную Союза писателей с 30-х по 80-е годы, зачитали в Литературной гостиной Роспечати.
Фестиваль-премия «Золотая маска» в 20-й раз начнет гонку спектаклей в Москве 25 января 2014-го. В юбилейном сезоне театры со всей страны освоят не только разные сцены, но и городское пространство. К тому же начнут работу с детской аудиторией и людьми с ограниченными возможностями.
Петербуржец Петр Павленский прибил собственную мошонку к брусчатке Красной площади, проиллюстрировав тем самым, по его словам, пассивность общества перед лицом «полицейского государства». Акция под названием «Фиксация», конечно, безумная, как и все предыдущие «высказывания» автора, однако история искусства знала и более радикальные жесты.
Фестиваль «Новый Европейский театр» все 15 лет своего существования борется за территорию с классическим театром: здесь постановки играют непрофессиональные артисты, литературный текст заменяют музыкальными и пластическими решениями, сюжет исчезает в принципе... Однако театр остается театром, и ставка на фестивале делается и на молодое поколение, и на мэтров сцены. Чего ожидать от фестиваля с девизом «От спектакля к перфомансу» — узнал «МК».
Благотворительный фонд «Артист» существует уже 5 лет. В свой первый юбилей 5 ноября учредители фонда на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко вручили благодарности и денежные премии легендарным актерам и людям, всю свою жизнь посвятившим театру и сцене.
Выходные сделали Москву по-настоящему культурной столицей – вечером 3 ноября от вокзалов и торговых центров до музеев и театров город охватила «Ночь искусств».
На сцене Театра Наций 1 ноября состоялась премьера «Укрощения строптивой». В роли Катарины – Чулпан Хаматова, Петруччо сыграл молодой «кудряшовец» Руслан Ахмадеев.
Акция «Ночь в музее» быстро прижилась в Москве — у нее появилось множество проектов-последователей: «Ночь в театре», «Библионочь», «Ночь музыки». С одним из ее клонов москвичи столкнутся в ночь 3 ноября: «Ночь искусств» развеет бессонницу в арт-пространствах, на улицах, в парках, возле прудов и памятников, кафе и на аэропортах.
В сентябре этого года министр культуры Владимир Мединский подписал приказ о создании нового Общественного совета, и на сайте Минкульта уже появился список кандидатов. В перечне знаменитых культурных деятелей можно найти и Николая Цискаридзе, который в июне распрощался с Большим театром.
Юбилейный Антикварный салон обещает поразить масштабом — впервые выставка-ярмарка займет все без исключения этажи ЦДХ. На них зритель обнаружит произведения Исаака Левитана, Василия Поленова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Алексея Боголюбова — без классики на салоне никуда, тем более, что она, несмотря не на какие кризисы, не теряет в цене. А сюрпризом антикварного смотра обещает стать стенд галерее «Элизиум», которая представит произведения Наталии Гончаровой, знаменитой авангардистки, цены на картины которой взлетают с каждым днем все выше.
Бенджамин Бриттон, который считается самым исполняемым в мире британским композитором XX века, был не только виртуозным музыкантом, но и увлеченным коллекционером. Вместе со своим ближайшим другом — талантливым тенором Питером Пирсом — Бриттен собрал большую коллекцию артефактов искусства.
Казалось бы, в России уже должны были привыкнуть к динамичным постановкам модернистского и психологического театра. Однако «Горная птица» норвежца Ларса Ойно, поставленная по неоконченному оперному либретто знаменитого Генрика Ибсена, вызвала бурю неоднозначных эмоций. Пятиминутные паузы, повторы тихой полуфольклорной музыки Филиппа Санде — и взрыв одновременных действий, и режущий крик... Соучастником норвежского «Театра жестокости» в зале Театра Наций стал корр. «МК».
«Я убежден, что искусство творится некими высшими силами при помощи рук, которые эти силы выбирают», — сказал Эдуард Гороховский на своей последней прижизненной выставке в Русском музее.
Галерею Александра Шилова возле Кремля знают все. Этот уголок открывает дорогу в старую Москву… Но галерея не дремлет – посетителей хоть отбавляй. Сегодня я самый удачливый из них – ведь рассказать об экспозиции обещал сам юбиляр, Александр Максович Шилов.