Павел Ященков
Публикаций: 787
В зале «Стравинский» - впервые приезжающая с гастролями в Россию итальянская труппа NoGravity Dance Company покажет балет «Трилогия». Событие знаменательно ещё и тем, что свою открытую не так давно после восьмилетней реконструкции сценическую площадку знаменитый оперный театр впервые уступает балетной труппе. Основанная хореографом Эмильяно Пеллисари ровно десять лет назад компания для своего дебюта в Москве припасла сенсацию - балет с трюками в духе цирка Дю Солей.
Ежегодный Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов проходил в этом году в номинации «Современный танец в музыкальном театре». География его участников оказалась как никогда широка: на конкурс поступило 90 заявок из Казани, Краснодара, Красноярска, Москвы, Новосибирска, Перми, Санкт-Петербурга, Тольятти, Уфы, Челябинска, Якутска. Соревнования проводились в двух группах, двух категориях («солисты и дуэты», а кроме того «ансамбли» и трех турах.
Спектаклем «Милонга» известнейшего бельгийского хореографа и режиссера Сиди Ларби Шеркауи на Новой сцене Большого театра завершился Международный фестиваль современного танца DanceInversion. DanceInversion в этом году — это семь танцевальных компаний и артисты высочайшего уровня из Франции, Чехии, ЮАР, Финляндии, Испании и Великобритании, 14 спектаклей, поставленных мастерами международного класса и показанных на четырех столичных сценах за два месяца работы.
Театр «Кремлевский балет» с размахом отметил свой "официальный" 25-летний юбилей. Четверть столетия - повод веский, чтобы растянуть празднование: первый гала-концерт дали еще в сентябре. А сейчас порадовали гостей многожанровым театрализованным вечером, который подготовили артисты «Кремлевского балета» и их звездные друзья.
«Ave Майя» - называется балет, поставленный когда-то гением хореографии XX века Морисом Бежаром на Майю Плисецкую. Точно так же назывался и вечер к 90-летию со дня рождения этой великой танцовщицы, состоявшейся на Исторической сцене Большого театра. Цена за билет на первые ряды партера на черном рынке на этот концерт, говорят доходила до 70 тысяч рублей и все равно билетов не было…
Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко по-прежнему верен своему курсу и последовательно продолжает освоение золотого фонда мировой балетной классики XX века. Так что неудивительно, что на премьеру трех одноактных балетов Фредерика Аштона, состоявшуюся в этом театре, пришла вся балетная Москва. Но обо всем по порядку. И начнем, разумеется, с хореографа…
Спектакль «Мужчины и женщины, или Сценарии, по которым живут люди» — уже четвертый, который Анжелика Холина поставила в Вахтанговском театре. С труппой молодой режиссер-хореограф работает 7 лет, и предшествующие ее постановки («Берег женщин», «Анна Каренина» и «Отелло») имели у публики такой успех, что приглашение вписаться в «парад премьер», запланированных театром на этот сезон, и открыть его Новую сцену было практически неизбежным.
В фойе Большого театра состоялся короткий брифинг на котором и наконец-то представили преемника Сергея Филина на посту руководителя балета Большого театра. Им стал Махар Вазиев. Он возглавит труппу в марте-апреле 2016 года, закончив свои дела в качестве руководителя балета Ла Скала.
Спектакль без слов «Жанна д’Арк», премьера которого с большим успехом прошла в Театре имени Пушкина, не назовешь уже необычным явлением на московской сцене. Подобные эксперименты на подмостках сейчас не такая уж и редкость. Лидер этого направления, получившего в Москве широкое распространение, режиссер-хореограф нового спектакля Сергей Землянский. Несколько лет назад в том же Пушкинском со своей постоянной командой он и создал спектакль без слов «Дама с камелиями».
Международный фестиваль балета, состоявшийся на сцене Кремлевского дворца уже в четвертый раз, в этом году был посвящен 25-летнему юбилею труппы «Кремлевский балет». Казалось бы, юбилей – отличный повод для приятных сюрпризов. Однако ими то на этот раз организаторы не слишком порадовали зрителей.
На международном фестивале спектаклей для детей «Гаврош» «на закуску» припасли театр пантомимы из Вроцлава с загадочным спектаклем «Микрокосмос». А в Москве слухи разносятся быстро, так что увидеть знаменитый пластический коллектив поспешили многие.
Гастроли Театра балета Бориса Эйфмана в Москве наряду с вечером «Кремлин Гала» (в котором питерская труппа также принимала участие) стали самым заметным событием недавно стартовавшего московского театрального сезона. Проходили они в рамках открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» на Новой сцене Большого театра, и легче будет сказать, кто не засветился на премьере нового балета всемирно известного хореографа «Up & Down», чем приводить столбцы именитых гостей, премьеру посетивших.
Проект Kremlin Gala «Звезды балета XXI века», проходящий на сцене Кремлевского дворца уже в шестой раз, из разряда самых ожидаемых балетных событий года. Это ответвление от «Звезд XXI века», существующих на Западе уже более 20 лет. Концерты в Париже и Нью-Йорке под этой маркой относятся к числу самых престижных и казалось, что превзойти тот высочайший уровень, который показали зрителям устроители Kremlin Gala в прошлые годы, уже невозможно.
Московская премьера балета Бориса Эйфмана «Up & Down», как и любое новое творение нашего великого современника, всегда событие незаурядное. Балет по роману американского писателя Френсиса Скотта Фицджеральда «Ночь нежна» уже успел покорить Североамериканский континент, но до Первопрестольной добрался впервые и вызвал ажиотаж у московской публики: билеты можно достать разве что с помощью перекупщиков, по заоблачно высоким ценам.
Михайловский театр, уверенно набирающий очки под предводительством своего новоявленного худрука Владимира Кехмана, обратился к одному из самых старинных из дошедших до нашего времени балетов. Открывший 183 сезон балет «Корсар» композитора Адана (как мы помним вошедшего в историю написанием музыки к балету «Жизель») захватывает зрителей так же, как и полтора века назад.
Кадр века: блестящая от дождя мостовая, ливень заливает бегущих прохожих, и Джин Келли, размахивая зонтиком и прыгая по лужам, бьет чечетку под потоками воды… Ажиотаж вокруг билетов – верный признак, что скоро эти потоки прольются и в Москве – показы легендарного голливудского мюзикла «Поющие под дождем» стартуют в театре «Россия» на Пушкинской площади 3 октября. Все ли готово к премьере, решил проверить обозреватель МК…
В этом году артисты съезжаются в Кремлевский дворец со всего света еще и для того, чтобы поздравить с 25-летним юбилеем хозяев и устроителей фестиваля — труппу театра «Кремлевский балет». Обозреватель «МК» встретился с художественным руководителем и главным балетмейстером «Кремлевского балета» Андреем Петровым, чтобы разузнать подробности балетной жизни в Кремле.
Сезон в Большом театре начался еще 4 сентября, но труппа собралась лишь неделю спустя: премьера балета «Герой нашего времени» пришлась на финал сезона минувшего, соответственно, балетные артисты ушли в отпуск позже. Сегодня они первый день на работе, так что оперно-балетная часть, а также технический и обслуживающий персонал, смогли собраться вместе. Из Большого театра — обозреватели «МК».
В этом кабинете все похоже на фантасмагорию… По стенам висят: Маркс, Ленин, Сталин… Весь коммунистический иконостас. Не хватает разве только Энгельса — его место занимает… Адольф Гитлер! Но не пугайтесь — мы в гостях не у сумасшедшего и не у фанатика. Мы в кабинете у юмориста… Владимира Винокура.
В Москве настоящий бум на пластические эксперименты. Не только музыкальные театры все смелее и смелее вовлекают драматических режиссеров в процесс постановки опер и балетов — набирает обороты и противоположная тенденция: сами хореографы все активнее и активнее начинают работать с драматическими артистами и ставят на сценах драматических театров своеобразные хореодрамы...
В балетных театрах страны наконец воцарилось межсезонье — время для подведения итогов. Балетный вообще один из самых продолжительных театральных сезонов. А лето — его кульминация. Все значимые премьеры, самые важные перестановки в руководстве, увольнения, подписание контрактов, переходы на другие позиции в пирамиде строгой балетной иерархии, на вершине которой красуются этуали (примы и премьеры), театры по традиции приберегают именно на это время.
Завершающая нынешний балетный сезон «вторая серия» проекта «Соло для двоих» с участием всемирно известных балетных звезд — Натальи Осиповой и Ивана Васильева — оказалась далеко не такой захватывающей, как первая.
В конце своего 239-го театрального сезона руководство Большого театра в лице гендиректора Владимира Урина решило сделать серьезную рокировку и объявило сенсационную новость — контракт с нынешним художественным руководителем балета Большого театра Сергеем Филиным не только не будет продлен, сама должность худрука вместе с Филиным тоже ликвидируется.
Свой 239-й театральный сезон Большой театр закрывает мировой балетной премьерой. «Герой нашего времени» по роману Лермонтова — балет по всем статьям необычный и экспериментальный. Ставил его на Новой (как раз и предназначенной для экспериментов) сцене Большого театра известный театральный провокатор Кирилл Серебренников, выступивший не только режиссером-постановщиком, но и как либреттист, сценограф, а также художник по костюмам (вместе с Еленой Зайцевой).
Шекспировский Ромео и вагнеровский Парсифаль, солнечный бог Аполлон и белокурый Ангел — разные лики одного лица, разные роли одного артиста. И это все он, Эдвин Ревазов — премьер Гамбургского балета и исполнитель главных партий в спектаклях Джона Ноймайера. В Большом театре на премьере «Дамы с камелиями» он околдовал своим Арманом Дювалем не только московскую публику, но и свою Маргариту — первую леди Большого Светлану Захарову, станцевавшую в партнерстве с ним лучшую свою партию.
«Вечер балетов Джерома Роббинса» для Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко последняя премьера этого сезона… И само по себе явно не рядовое событие, прошло к тому же при содействии Двусторонней российско-американской президентской комиссии и при поддержке посольства США. Так что американское посольство было на премьерном показе в полном составе.
На Чехов-фест привезли «Золушку», от которой все впали в шок. Золушка у хореографа практически превратилась в какое-то дикое животное - что-то между обезьянкой и Маугли. Она не только не умеет читать, писать, правильно есть, но и даже ходить - передвигается исключительно на четвереньках…
Нидерландский театр танца во всем мире известен своей аббревиатурой - NDT-1 и слывет одной из самых продвинутых компаний в мире современной хореографии. Гастроли труппы, что прошли на Исторической и Новой сцене Большого театра эту репутацию подтвердили и отчасти укрепили. Но главная интрига гастролей в том, что хореографы – Пол Лайфут и Соль Леон на следующий сезон поставят в Большом один из своих балетов, что заставило попристальней вглядеться в постановщиков.
Вагановская академия – учебное заведение, возрастом превосходящее такие государства как США. Старше только балетное училище при Парижской опере. А выпускники Вагановки сплошь легенды мирового масштаба – Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Галина Уланова, Рудольф Нуреев или Юриий Григорович… Поэтому понятно, какой интерес у любителей балета вызвал «Вечер Академии русского балета имени А.Я. Вагановой», прошедший в Кремлевском дворце.
На сцене Александринского театра спектаклем «Анна Каренина» Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана, как всегда одним из первых, завершил свой уже 38-й по счету сезон — самый насыщенный в истории этого театра.