Павел Ященков
Публикаций: 788
Московский академический музыкальный театр (МАМТ) имени Станиславского и Немировича Данченко свое 100-летие отметил большим театрализованным гала-концертом. В юбилейном гала, созданном художественными руководителями театра Александром Тителем и Лораном Илером, главным дирижером Феликсом Коробовым и главным художником Владимиром Арефьевым, приняли участие ведущие солисты оперы и балета, хор и оркестр театра.
Наталья Касаткина – известный балетмейстер, руководитель театра классического балета Касаткиной и Василева (их так и называет, смешивая обе фамилии — КасВасы). И даже сейчас, когда мужа уже больше года как нет, Наталья Дмитриевна всегда говорит «мы», даже не поясняя, кого она имеет в виду: они неотделимы друг от друга… И вот мы сидим в ее кабинете и говорим о балетной дерзости тех, кто выбирает свободное плавание. А также о том, почему Барышников и Годунов намного круче Нуреева.
Чего тут только не увидишь… И все раритет на раритете: гримировальный столик Федора Ивановича Шаляпина, в другом зале портрет Шаляпина в партии «Демон» кисти Головина 1906 года – причем выставляется впервые. А дальше - веера Анны Павловой и Марии Тальони, эскиз бутафорского Змея – Горыныча к опере «Добрыня Никитич», 1903 года и тут же фото как змей летит над сценой Большого театра; бутафорские русалки в человеческий рост из пеноплекса выполненные Борисом Мессерером, уже новейшего времени.
II Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов в этом году проходит в Москве в номинации «Хореографы». Это уже второй по счету цикл в системе российских национальных конкурсов хореографических искусств. В рамках этого цикла в следующие годы пройдут конкурсы современного танца и артистов классического балета, а завершится он очередным Международным конкурсом артистов балета и хореографов, что раз в четыре года проходит в Большом театре.
К своему 100-летнему юбилею, который отмечается театральной общественностью в этом году, Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко вернул на сцену одну из самых удачных своих постановок — балет «Чайка» в хореографии балетного классика XX века, американского балетмейстера Джона Ноймайера. Реализованный более 10 лет назад — это один из самых удачных проектов прошлых руководителей музыкального театра Ирины Черномуровой и Владимира Урина, обосновавшихся ныне в Большом.
На Новой сцене Большого театра показали первые в этом сезоне балетные премьеры: одна российская — балет Уильяма Форсайта «Артефакт-сюита» под названием «Артефакт» (был создан для Франкфуртского балета почти 35 лет назад, в 1984-м); другая мировая — балет «Петрушка» Игоря Стравинского, показанный труппой Дягилева в Париже в 1911 году с участием Вацлава Нижинского и вошедший с тех пор во все учебники по истории мировой культуры, представили на этот раз в новой хореографии Эдварда Клюга.
В Москве прошел VI Международный фестиваль современной хореографии Context, который считается одним из лучших в пространстве современного танца. Шесть лет назад его учредила прима Мариинского театра и звезда мирового балета Диана Вишнева. С тех пор фестиваль расширился. Теперь он проходит не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и ежегодно представляет свою новую программу, всегда включающую в себя какой-нибудь сюрприз.
На сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко прошла российская премьера балета «Айседора». Роль «божественной босоножки» станцевала прима лондонского Королевского балета Наталья Осипова, а хореографом спектакля выступил модный балетмейстер Владимир Варнава.
Спектаклем «Эхо вечности» Шанхайского балета в середине мая откроется в Москве 14-й Международный театральный фестиваль им. А.П.Чехова. В его программу вошли 22 спектакля. В 2019 году исполняется 70 лет со дня образования КНР и установления дипломатических отношений между нашими странами. По случаю такой даты почетным гостем станет китайский театр, представленный пятью спектаклями разных жанров.
25 лет исполняется фестивалю и премии «Золотая маска». Совсем недавно в Министерстве культуры РФ заявили о выходе из числа ее организаторов. Велика вероятность, что будет учреждена альтернативная театральная премия, как у нас любят.
В рамках своего юбилейного 100-го сезона Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко выпустил первую премьеру — вечер одноактных балетов «Кончерто барокко», «Восковые крылья», «Пижамная вечеринка». Помимо возвращенного в репертуар балета Килиана «Восковые крылья» в программу вошли балет классика и основателя американского балета Джорджа Баланчина «Кончерто барокко», а наряду с ним балет совсем молодого хореографа Андрея Кайдановского.
В Михайловском опять сенсация. На пост художественного руководителя балета театра возвращается всемирно известный испанский хореограф Начо Дуато. На этот пост его вновь пригласил худрук Михайловского Владимир Кехман. Приглашение последовало по окончании контракта в Германии, где один из самых известных хореографов современности в течение трех лет работал интендантом Государственного балета Берлина. К выполнению своих обязанностей Начо Дуато приступит в феврале будущего года.
В Государственном Кремлевском дворце уже в седьмой раз прошел Международный фестиваль балета. В спектаклях труппы «Кремлевский балет» под руководством Андрея Петрова в этом году приняли участие звезды мирового балета из Франции, Германии, Норвегии, США, Кубы и России.
На сцене Кремлевского дворца состоялось одно из самых ожидаемых событий балетного сезона проект Kremlin Gala «Звезды балета XXI века». Гала –концерты под этим брендом здесь проходят с 2010 года и этот уже восьмой по счету. Поразил он прежде всего количеством звезд, которых устроители ухитрились заполучить. Один перечень имен способен вызвать головокруженье: первая балерина мира Люсия Лакарра, знаменитый американский танцовщик Марсело Гомес, наши Иван Васильев, Артем Овчаренко и Олег Габышев…
Сегодня у него соревнования по триатлону: марафонский заплыв, марафонский забег, а потом еще велосипед… Завтра «Роден»… На сцене мощный, убедительный, пластически яркий образ гениального скульптора, его душевные метания и жизненная трагедия, а у зрителей стоят слезы в глазах. Нечеловеческим усилием воли он закручивает тело в вихревых вращениях и энергичных, взрывных прыжках, как будто и не было вчерашних марафонских заплывов-забегов… Таков сегодня портрет премьера театра Эйфмана Олега Габышева.
«Когда мы посмотрели этот спектакль в Берлине, мы поняли, что его надо обязательно привезти на фестиваль, потому что это надо видеть», — говорит арт-директор фестиваля «Гаврош» Тереза Дурова перед началом представления. Действительно, на спектакле «Платформа» молодежного театра Theater Stahl Berlin перед нами предстает нечто невероятное — смесь разнообразных жанров: от современного танцевального модерна до хард-рока… Хотя пришел ты вроде на представление современной балетной компании.
Открывшийся в минувшую пятницу фестиваль «Гаврош» — детский, но оказался в центре взрослых правительственных событий. Хотя вовсе к ним не стремился. Мистическим совпадениям и театральным прорывам удивлялись обозреватели «МК».
Традиционно, оперой «Борис Годунов», Большой театр России открыл уже 243-й сезон. Но сбор труппы прошел спустя два дня, поскольку балетная труппа еще вчера выступала на сцене Ла Скала в «Укрощении строптивой» Жана-Кристофа Майо.
В балетных театрах страны наконец воцарилось долгожданное межсезонье — время для подведения итогов. Балетный вообще один из самых продолжительных театральных сезонов. Проходил он под эгидой 200-летия Мариуса Петипа, поэтому включал себя целый ряд самых разнообразных мероприятий (гала-концертов, научных конференций, выставок) посвященных юбилею работавшего в России французского хореографа, практически и создавшего весь востребованный сегодня в мире классический репертуар.
В год 200‑летия Мариуса Петипа на Исторической сцене Большого театра показали последнюю балетную премьеру этого сезона. В афишу вернулась блудная «Дочь фараона», спектакль французского балетмейстера Пьера Лакотта, поставленный по мотивам одного из самых известных балетов Петипа еще в 2000 году. Успех тогда превзошел все ожидания, балет с сумасшедшими аншлагами шел в Большом много лет подряд и теперь, после перерыва в 6 лет, вновь возвращается к зрителю.
На Исторической сцене Большого театра с однодневными гастролями выступил Национальный Академический театр оперы и балета им. А. Спендиаряна. Гости из Еревана привезли в Москву легендарный балет на музыку Арама Хачатуряна «Гаянэ», а сами гастроли оказались приурочены сразу к трем знаменательным датам: 115-летию композитора, 100-летию Первой Армянской Республики и 2800-летию столице Армении Еревану. Последний раз этот коллектив гастролировал в Москве 43 года назад.
Вслед за ставшей чемпионом мира по футболу сборной Франции, которую вчера принимали в президентском дворце на Елисейских полях, пора начать чествовать другую французскую сборную — знаменитую балетную труппу Парижской оперы. Она только что триумфально завершила свои гастроли в Новосибирске.
На Исторической сцене Большого театра своими выпускными концертами отметили знаменательные даты два старейших учебных заведения России: Московская государственная академия хореографии — ей исполнилось 245 лет, и Академия русского балета им. Вагановой, которая отпраздновала свое 280‑летие.
Фестиваль Benois de la danse и международная конференция, посвященная 200-летию Мариуса Петипа «Империя балета: от возвышения до упадка», — два самых значимых в июне балетных события, прошедших в Большом театре.
На исторической сцене Большого театра состоялся гала-концерт звезд мирового балета, приуроченный к 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа. Балетмейстер родился во Франции, до самой смерти работал в России, где и создавал свои балеты, ставшие сейчас репертуарной основой классических балетных компаний во всем мире.
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко с появлением нового художественного руководителя балета экс-этуали Парижской оперы Лорана Илера продолжает политику «открытых дверей» и всячески привечает публику. Теперь театр впервые допустил зрителей туда, куда еще ни разу не ступала его нога, но где мечтает оказаться любой балетоман — в балетный класс.
В то время как балетная труппа Большого гастролирует с балетом «Корсар» в Пекине, на его Новой сцене свою версию этого спектакля представили артисты Софийского театра оперы и балета. В конце прошлого года в Болгарию ее перенес известный российский балетмейстер Эльдар Алиев.
На Новой сцене Большого театра прошел незапланированный и не объявлявшийся ранее в планах вечер солистов балета «Пьеса для него», в рамках которого показали четыре одноактных балета. Две мировые премьеры и два переноса поставленных за рубежом творений осуществили хореографы Антон Пимонов, Сиди Ларби Шеркауи, Андрей Кайдановский и трио известных хореографов из Аргентины: Марихо и Пилар Альварес и Клаудио Хофман.
Более 250 участников из 16 стран (Германии, Ирландии, Бразилии, Израиля, Японии, Южной Кореи и других), а также 9 регионов России… 5 золотых, 6 серебряных и 5 бронзовых медалей… Таковы результаты международного конкурса «Арабеск», раз в два года проходящего в Перми. Один из самых знаменитых и престижных во всем мире балетных конкурсов, носящий с 2012 года имя легендарной балерины Екатерины Максимовой, прошел в этом году в 15 раз и отметил свое 30-летие.