Павел Ященков
Публикаций: 788
В то, что Премьера балета «Мастер и Маргарита» на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара в хореографии Эдварда Клюга состоится не было уверенности даже накануне назначенного показа… Театр сотрясали «мистические» происшествия, последнее из которых произошло за полторы недели до премьеры в день Михаила –архангела и именин писателя, когда ночью сцену затопило водой. «От греха подальше» отменил даже знаменитый полет Маргариты над Москвой.
Сегодня на сцене Большого театра главная премьера сезона – балет по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Роман, как известно, остался неоконченным, и нынешнее свое название получил, когда в последние годы жизни Булгаков работал в Большом театре. Теперь театр отдает писателю долг. О главной премьере Большого театра обозреватель «МК» поговорил с постановщиком спектакля, известным в мире хореографом, художественным руководителем Словенского Национального театра в Мариборе Эдвардом Клюгом.
Новой «экологической» версией самого знаменитого балета в истории «Лебединое озеро», да ещё от прославленного французского хореографа Анжелена Прельжокажа, на Новой сцене Большого театра завершил свои показы Международный фестиваль современного танца DanceInversion. Вот уже на протяжении более чем двух десятилетий он является одним из самых значимых событий в области современного танца в России.
После почти 42-летнего перерыва в Москве на Чеховском фестивале проходят гастроли Национального театра Белграда. Крупнейший оперный театр Сербии последний раз приезжал в Россию в 1979 году с оперой «Князь Игорь» и балетом «Охридская легенда». Несмотря на то, что в балетном коллективе здесь работают 90 танцовщиков, и на его сцене идет почти вся русская классика, на этот раз сербский театр привез на гастроли таинственный экспериментальный балет «Ловцы снов. Хазарский словарь».
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера балета Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта» хореографа Максима Севагина в постановке Константина Богомолова. Скандально известный режиссер обращается к балету впервые, хотя ранее уже успел поставить в этом театре оперу Генделя.
Бурлящие и кипящие пеной волны, над которыми в прыжке летит пара танцовщиков, — такова эмблема Международного конкурса Юрия Григоровича «Молодой балет мира», уже в восьмой раз прошедшего в Сочи. В конкурсе приняли участие 48 исполнителей из 11 стран — таких как Япония, Великобритания, Германия, Болгария, Кыргызстан, Беларусь, Казахстан, Армения, Украина и др. Итог: 5 золотых, 7 серебряных, 8 бронзовых медалей по младшей и старшей группам.
В Сочи заканчивается бархатный сезон, но погода солнечная, разве только в четверг во второй половине дня набежали тучки. Температура воды +20 градусов, и хотя вода бодрящая, купаются в море только смельчаки. Многолюдная днем, вечером набережная курорта быстро пустеет. Средоточие культурного досуга в это время — знаменитый белоколонный Зимний театр, где сейчас проходит VIII Международный конкурс Юрия Григоровича «Молодой балет мира».
«Если хочешь создать успешный балет, назови его «Лебединым озером», — любил повторять основатель американского балета Джордж Баланчин. Худрук Михайловского театра Владимир Кехман решил последовать этому совету и выпустил уже вторую в этом сезоне премьеру — «Лебединое озеро» в редакции своего знаменитого худрука Начо Дуато.
Случившаяся в Большом театре трагедия стала поводом для отмены спектакля «Садко» 10 октября. Об этом сообщила пресс-служба театра. Отметим, что это не первая в стенах главного театра страны. История знает и другие случаи, произошедшие в театре, со смертельным исходом. Однако они все же происходили не на спектакле и не на глазах у зрителей.
В субботу в Большом театре во время вечернего спектакля, когда давали оперу «Садко» (постановка Дмитрия Чернякова), декорация опустилась на участника постановки. Погиб артист миманса 37-летний Евгений Кулеш. Как все было на самом деле, нам рассказал другой артист миманса, который в этот момент находился на сцене и был свидетелем происшествия.
3 октября 1921 года встретились русский поэт Сергей Есенин и американская танцовщица Айседора Дункан. С тех пор прошло 100 лет, но разговоры вокруг их романа не утихают. Что объединило столь разных людей? Любила ли Дункан Есенина? Любил ли он ее? Спорят о характере этой любви, о том, была ли в ней корысть. «МК» попытался разобраться в деталях, , обратившись к воспоминанием людей, хорошо знавших эту великую пару.
Один из самых престижных фестивалей современного танца проводимый дирекцией Большого театра, в этом году он понес вполне предсказуемые потери: жертвой коронавируса оказались компании из Новой Зеландии, Бразилии и Израиля. По этой же причине фестиваль открылся несколько позже намеченного срока, но сразу «ударной» и бодрящей дозой танца. Так, Государственный театр Майнца (Германия) привез на гастроли балет Шарон Эяль «Цепь души».
Оперой Джузеппе Верди «Отелло» Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко открыл свой 103-й сезон. А перед спектаклем состоялся сбор труппы и наконец были объявлены планы, которые из-за осложнения эпидемиологической обстановки не озвучили в конце прошлого сезона. Главная новость - продление контракта ещё на 3 года с худруком балетной труппы театра этуалью Парижской оперы Лораном Илером. Теперь театр вместе с оглашением планов сообщил об этом официально.
Оперой П.И.Чайковского «Пиковая дама» на Исторической сцене Большой театр открывает свой 246-й сезон. Причем старт сезону главный театр страны дает сразу тремя спектаклями: помимо «Пиковой дамы» и одновременно с ней на сцене имени Покровского Большой дает оперу Жоржа Бизе «Искатели жемчуга».
Михайловский театр открыл свой уже 189-й театральный сезон одним из первых в стране. И сразу премьерой – знаменитым балетом Александра Радунского на музыку Родиона Щедрина «Конёк- Горбунок». В этом спектакли на сцену Большого театра в роли Царь-девицы когда-то выходила Майя Плисецкая, а в партии Ивана - Владимир Васильев, а увидеть его рвалась вся театральная Москва.
Наполовину (а в некоторые месяцы и на четверть) заполненные зрительные залы, шахматная рассадка, зияющие проплешины мест, масочный режим – картина уже привычная для театралов. В таких условиях прошел и балетный сезон в большинстве балетных компаний Москвы и Санкт-Петербурга.
75 лет исполнилось создателю и художественному руководителю Санкт-Петербургского Государственного академического театра балета, одному из самых выдающихся хореографов мира, знаменитому российскому балетмейстеру Борису Эйфману. В честь этой даты на Исторической сцене Большого театра состоялся юбилейный гала-концерт, включивший в себя фрагменты из самых популярных и ставших уже признанной классикой его произведений.
На Исторической сцене Большого театра прошла премьера балета Бориса Эйфмана «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана». Не зря основным элементом ее оформления является театральный занавес. Как и в первом спектакле «Дон Жуан и Мольер», созданном Эйфманом 20 лет назад, перед нами предстает мир театра и его изнанка.
Этот год у худрука балета Большого театра Махара Вазиева выдался неспокойным и хлопотным. Ровно пять лет он руководит балетом Большого, и помимо другой даты – 60-летнего юбилея, который он отмечать отказался, помимо звания народного артиста, полученного в этом году, руководство театра подписало с ним контракт на следующие пять лет. О продлении контракта, харассменте, необходимости строительства третьей сцены и о других важных вещах обозреватель «МК» поговорил с Махаром Вазиевым.
В Москве на 93-году жизни умер Вадим Гаевский, театральный и балетный критик, историк культуры, автор множества книг, старшина критического цеха. После смерти Елизаветы Яковлевны Суриц, это уже вторая непоправимая потеря, которую понесла наука о танце - балетоведение за последний месяц.
Последней балетной премьерой завершающегося 235 сезона Большого театра стал спектакль «Чайка», поставленный по знаменитой пьесе А.П. Чехова. Изначальный интерес к спектаклю на тему русской классики и балетного его воплощения подогревался тем, что авторами его стала почти та же команда, что создала на сцене Большого два очень популярных балета: «Герой нашего времени» и «Нуреев» - композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов.
Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов, проводимый в Москве с 2013 года, не случайно уже второй раз проходит в одном из самых древних городов России — Ярославле. Ведь именно в этом городе сын купца Федор Волков в 1750 году основал первый русский публичный профессиональный театр. Открыв новый четырехлетний цикл, конкурс стал уже третьим по счету Всероссийским и проходил в номинации «характерный» и «народно-сценический» танец.
Мурада Мерзуки называют одним из отцов театрального хип-хопа. В России он в четвертый раз, но на Чеховский фестиваль приехал впервые. Продюсерская компания «Поль ан Сен» (Франция) привезла на театральный форум труппу Kafig, созданную Мурадом Мерзуки в 1996 году. Спектакль называется «Фолия», что переводится как «безумие».
На Исторической сцене Большого театра состоялась XXVIII церемония вручения одной из самых престижных наград в балетном мире — приза Benois de la danse, которую часто именуют балетным «Оскаром». Поскольку из-за пандемии в прошлом году конкурс не состоялся, в этот раз итоги подводила сразу за два года и гала-концерт так и назывался: «Звезды мирового балета – номинанты Бенуа 2020-2021».
В Аргентине его называют королем танго. В Буэнос-Айресе имя Хермана Корнехо сверхзнаменито. О шоу «Танго после заката», которое он привез в Москву на Чеховский фестиваль, пишут как о «пьянящем коктейле из эротики и атлетизма, окрашенном сине-золотым светом ночи в Буэнос-Айресе». Чтобы привезти его в Москву, организатором пришлось преодолеть немало сложностей.
В Большом состоялась премьера новой балетной программы современной хореографии Postscript, в которую вошли работы самых востребованных на сегодня в мире хореографов в исполнении наиболее популярных звезд главного театра страны. Три балета из четырех, показанные в этот вечер, являются российскими премьерами, а главной приманкой спектакля, на котором сосредоточилась реклама, стал балет «Макгрегор+Мюглер» — «невероятная коллаборация двух визионеров от искусства из мира танца и высокой моды».
«Танцовщицей сверхъестественной мощи и харизмы» называет знаменитую исполнительницу фламенко Патрисию Герреро испанская пресса. Традиционный танец фламенко в своей хореографии она соединяет с современными танцевальными направлениями, а в спектакле «Антиутопия» показанном на Чеховском фестивале озабочена, столь модными сейчас проблемами феминизма. Танцовщица прилетела в Москву, и билеты на её выступления были раскуплены за несколько месяцев до её приезда.
В честь Международного дня танца в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко уже в 27 раз прошла церемония вручения одного из самых престижных балетных призов «Душа танца». Эта балетная премия, которую профессионалы получают от профессионалов, как всегда отличалась широтой охвата: всего в этом году ее получили аж 18 лауреатов, которые представляли разные театры и хореографические училища страны.
Как всегда, в конце апреля Большой театр огласил свои планы на предстоящий 246-й сезон. По традиции пресс-конференция проходит в Императорском фойе на фоне исторического декора с лепниной и вензелями Николая II, а за стол президиума рассаживаются спикеры: генеральный директор театра Владимир Урин, главный дирижер — музыкальный руководитель Туган Сохиев, руководитель балетной труппы Махар Вазиев.
В четверг вечером в Москве параллельно прошли сразу две церемонии двух важнейших для России культурных событий: в Пушкинском открылся Московский международный кинофестиваль, а в концертном зале «Зарядье» закрылась национальная театральная премия «Золотая маска», 27-я по счету. 40 наград в различных номинациях торжественно раздали театральным деятелям страны.