Павел Ященков
Публикаций: 783
Подсчитано, что каждые 5 минут в мире, даже в самых отдаленных его уголках, где-нибудь да звучит музыка Чайковского. И главным образом музыка из его балета «Щелкунчик». У всех людей на земном шаре она ассоциируется с Рождеством и Новым годом… Но не «Щелкунчиком» единым. «МК» составил свой рейтинг из пяти лучших балетных спектаклей и вспомнил историю каждого из них.
На Исторической сцене Мариинского театра прошло празднование 90-летнего юбилея композитора Родиона Щедрина. В рамках юбилейного вечера балетная звезда Диана Вишнева с артистами Мариинки исполнили бессмертный хит Бизе–Щедрина — балет «Кармен-сюита», который входит в репертуар прославленного театра. Но открыли вечер, как и полагается в таких случаях, мировой премьерой: артисты Театра Якобсона исполнили новый балет Вячеслава Самодурова на музыку юбиляра «Озорные частушки».
Большой театр показал на Исторической сцене первую премьеру своего 247-го сезона: легендарный балет Серебряного века «Шопениана» Михаила Фокина и «Большое классическое па» из балета «Пахита» Мариуса Петипа.
В Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко прошла долгожданная предновогодняя премьера. Поставить новую версию самого популярного в мире балета «Щелкунчик» здесь хотели давно, но воплотить задуманное русско-американский хореограф Юрий Посохов смог только сейчас. Знаменитый балет П.И.Чайковского уже несколько раз объявлялся в планах еще при Лоране Илере, однако по разным причинам сроки переносились.
На Новой сцене Большого театра показали премьеру программы современной хореографии «Лабиринт». Такое название она получила не только потому, что один из трех тут показанных спектаклей называется «Минотавр». Создатели трактуют это название более широко, обобщая его до «лабиринта жизни» и ставя в балетах вопросы, которые касаются ни много ни мало экзистенциальных проблем бытия.
Комический балет редкий гость на балетной сцене. В премьере балета Андрея Петрова «Продавец игрушек», показанной труппой «Кремлёвский балет» на родной сцене Кремлевского Дворца, всё сошлось - перед нами квинтэссенция интересной классической и современной хореографии, великолепной мелодичной музыки, увлекательного и захватывающего сюжета в духе приключенческих романов со злодеями-преступниками и поиском сокровищ.
В Москве на Исторической сцене Большого театра прошли обменные гастроли Большого театра Беларуси. Балет «Щелкунчик» культового белорусского хореографа Валентина Елизарьева театр-тезка Большого показал в канун 75-летнего юбилея своего художественного руководителя, возглавляющего Белорусский Большой почти 50 лет. Гастроли были обменными и ответный визит в Минск Большой театр России нанесет через год.
В рамках «Сезонов Михаила Лавровского», знаменитого танцовщика Большого театра, который в нынешнем году отмечает свой юбилей, в «Геликон-опере» показали премьеру двух балетов.
Государственный Кремлевский дворец открыл новый сезон очередным «Международным фестивалем балета в Кремле», десятым по счету. Во второй раз он проходит без приглашенных международных звезд: в прошлом году помешала пандемия, теперь - сложная международная обстановка. Тем не менее устроители предусмотрели в программе масштабный гала-концерт с участием ведущих танцовщиков ведущих балетных театров России.
Несмотря на то что сезон в Московском академическом музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко начался ещё 10 сентября, сбор труппы прошел только сейчас. Балетная труппа «Стасика» с «Лебединым озером» с огромным успехом гастролировала сначала в Бангкоке, а затем переместилась в Красноярск, где в рамках фестиваля «Золотая маска» показала вечер современной хореографии.
Оперой П.И.Чайковского «Пиковая дама» на Исторической сцене Большой театр открывает 247-й сезон. Такова традиция. Другая традиция тоже неизменна: перед открытием очередного сезона, как всегда, сбор труппы, на котором подводят итоги сезона минувшего, оглашают планы на предстоящий.
Хотя основные балетные труппы ушли в отпуск, и балетный сезон в Москве закрылся еще в начале августа, а откроется только через месяц, без балета москвичи не остались. Как всегда летом, весь июль и август на сцене Российского молодежного театра под слоганом «погружение в балет» уже в 21-й раз проходят «Летние балетные сезоны», которые с окончанием лета подходят к своей финальной точке.
За большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность указом Президента РФ награждены четыре участника всемирно известного коллектива. Среди них – художественный руководитель и директор ансамбля народного танца имени Игоря Моисеева Елена Щербакова, артисты Евгений Чернышков и Вероника Денисова, а также специалист по охране труда Александр Шурыгин. В этом году Балет Игоря Моисеева празднует свое 85-летие.
Как и весь театральный мир, балет в минувшем сезоне испытывал большие сложности. Здесь они чувствуются и переживаются драматичнее, чем где бы то ни было. Наступило время турбулентности: зарубежные гастроли отменяются, артисты покидают страну, а составленные на несколько лет вперед планы рушатся, переформатируются или переносятся…
На Исторической сцене Большого театра Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона показал программу «Вне времени. Хореографические шедевры Леонида Якобсона».
На Исторической сцене Большого театра проходят гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета имени Леонида Якобсона под руководством заслуженного артиста России Андриана Фадеева. Прославленный коллектив выступает здесь впервые почти за 30 лет. Гастроли должны были состояться еще в позапрошлом сезоне, но из-за пандемии их перенесли.
На Исторической сцене Большого театра Красноярский государственный театр оперы и балета представил свою последнюю балетную премьеру – «Катарина, или Дочь разбойника» Жюля Перро - одного из постановщиков легендарного балета «Жизель» и других не менее прославленных балетов XIX века, украшающих афиши крупнейших современных балетных трупп.
Пока рядом с «Есенин-центром» создается «Квартал поэтов», в самом отделе Московского Государственного музея поэта проходят сразу три выставки: «Конница бурь», «Железный Миргород» и «Есенин и Шагал». Первая посвящена жизни и творчеству поэта в период революции, вторая - 100-летнему юбилею турне Сергея Есенина и Айседоры Дункан по странам Европы и США, ну а название третьей говорит само за себя.
На Новой сцене Большого театра прошла премьера балета Бориса Эйфмана «Чайка. Балетная история». Спектакль был создан еще в 2007 году, к 30-летию театра Мастера. Сейчас, 15 лет спустя, уже к 45-летию театра, он возобновлен. Но перед нами не восстановление, очередная редакция или реставрация, а совершенно новый балет, который и называется несколько по-другому - к прежнему названию «Чайка» прибавлено пояснение: «Балетная история».
Большой театр объявил планы на следующий, 247-й театральный сезон. В связи с тем, что составленные на три года вперед проекты Большого пришлось срочно переформатировать, первоначально предполагалось, что озвучивать их в этот раз главный театр страны не будет, а возьмет паузу на раздумье и объявление сделает на сборе труппы в сентябре. Но неожиданно план стал известен.
Оперные спектакли в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко будут идти до самого конца июля, а вот балетная труппа уходит в отпуск. Трехчастным гала-концертом, получившим название «Программа № 1», балет МАМТа завершил свой сезон. Первым в «Программе № 1» показали балет «Призрачный бал» Дмитрия Брянцева.
В Большом театре показали последнюю премьеру 246-го сезона. Точнее, три премьеры сразу, и все мировые: «Made in Bolshoi» («Сделано в Большом») Антона Пимонова, «Времена года» — премьера Большого театра Артемия Белякова и «Танцемания» Вячеслава Самодурова. Программа была подготовлена еще два года назад, в самый канун пандемии, но в результате резкого ухудшения эпидемиологической обстановки ее вынуждены были отменить всего за несколько недель до намеченного срока.
В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера вечера современной хореографии. Программа состояла из двух новых балетов: один для театра поставил модный российский хореограф Владимир Варнава, другой - новый худрук Музыкального театра Максим Севагин, 24-летний хореограф, назначенный на этот пост в марте этого года в связи с уходом в отставку после начала спецоперации французского балетмейстера Лорана Илера.
В Большом театре состоялась премьера вечера балетов современной хореографии Postscript 2.0. Это, по сути, новая версия программы Postscript, показанной в Большом театре год назад. Проект стал довольно популярным и вскоре получил номинацию на национальную театральную премию «Золотая маска 2022» в категории «Лучший балет».
На Новой сцене Большого театра прошла премьера популярнейшего на советском телевидении в конце 80-х годов балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина и в хореографии Владимира Васильева. Хотя слово премьера, наверно, в данном случае, следует взять в кавычки, потому что в афише она обозначена, как «капитальное возобновление» старого балета «в новой сценической редакции»… Это второе, за последний год (после «Чайки») обращение театра к чеховским произведениям.
XIV Московский международный конкурс артистов балета, что с конца прошлой недели проходил в Большом театре, завершен. Его итоги - 5 золотых, 11 серебряных и 11 бронзовых медалей. Основную награду - Гран-при, как и ожидалось, не присудили, хотя дебаты по этому поводу велись среди судейства при подведении итогов ожесточеннейшие. Сэкономили и на золоте: золотые медали не присуждены девушкам и юношам в дуэтах по младшей группе, и женщинам соло в старшей.
В Большом театре завершился II тур ХIV Международного конкурса артистов балета. Его результаты расстроили выбывших участников. Но конкурс есть конкурс, и на нем побеждают сильнейшие.
Над зданием Новой сцены Большого театра развеваются флаги 21 страны. В Москве проходит XIV Международный конкурс артистов балета, и уже объявлены итоги I тура. Отсев небольшой: на II тур конкурса прошло 83 участника — 23 в младшей группе и 60 в старшей. О падениях на сцене, новом принципе формирования жюри, особенных иностранцах и жутком нервяке — в репортаже нашего балетного обозревателя.
Сегодня балетом Юрия Григоровича «Спартак» в Большом театре уже в 14 раз откроется Московский международный конкурс артистов балета – самый престижный из всех существующих балетных конкурсов, который называют Олимпийскими играми мира балета. Балетом «Спартак» нынешнее соревнование стартует не случайно - в этом году конкурс посвящен 95-летию художественного руководителя и председателя жюри - народному артисту СССР, хореографу Большого театра России Юрию Николаевичу Григоровичу.
В воскресенье утром этот мир покинула юная балерина Алеся Лазарева, артистка труппы «Классический балет» Касаткиной и Василёва. Она была фантастически одарена и талантлива. Ей было всего 20 лет… Весь мир был открыт перед ней - небывалые перспективы, фантастические возможности… И всё это перечеркнула внезапная смерть…