Роман Рябцев
Публикаций: 27
Постоянные читатели моей колонки уже заметили, что делать прогнозы в сфере индустрии развлечений (частью которой является, конечно, музыка) — одно из моих самых любимых занятий. Но немногие знают, с каким ехидством я (про себя, конечно), надев футболку с надписью «Я же говорил!», люблю читать в новостях очередное подтверждение моих пророчеств (я уже говорил, что я необычайно скромен? Только в этом предложении я уже употребил местоимение «я» всего шесть раз!).
Есть такая наука — психоакустика, научная дисциплина, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком. Наука важная и полезная весьма, но писать научно-популярную статью о ней я не буду. А вот некоторые проявления психоакустики в окружающей нас музыке вы можете наблюдать собственными глазами... или, скорее, ушами. Или и тем и другим.
«Мы написали реальный ХИТ! Роман, зацени, это однозначно выстрелит!» — «Ребята, все, конечно, замечательно, мне нравится ваш энтузиазм и творческий потенциал, но… Во-первых, напомню, что на стриминговых сервисах по всему миру ЕЖЕДНЕВНО выходят ДЕСЯТКИ тысяч новых песен, а во-вторых… извините, но мне кажется, я эту песню уже раньше где-то слышал...» (из моей типичной переписки с начинающими музыкантами).
«Актеры? Музыканты? Ой, да они все зажрались! Гребут деньги лопатой за то, что по сцене прыгают, песенки поют, в кино перед камерой кривляются, в телевизоре на ток-шоу щеки надувают… Знаем мы про них все, жируют, сволочи, не то что мы: всю жизнь на одном заводе или в офисе горбатимся за копейки, а потом эти копейки отдаем им за билеты на концерт или в кинотеатр!»
«Мы и так не сильно любили классическую гитару. Но просто возненавидели ее, когда гранж-группы стали массово играть акустические концерты», — прочитал как-то в Интернете. И призадумался об этом дуализме любви и ненависти, между которыми пролегла акустическая гитара. А действительно…
Вот чего я никогда не понимал (и не пойму, видимо), так это непреходящего зуда потребителей музыкальной продукции (уф-ф, как-то казенно прозвучало, лучше просто фанатов) непременно докопаться до любимого артиста с одним вопросом: «А на какой музыке вы выросли? Что на вас повлияло?»
Над этой загадкой размышляют лучшие умы человечества: как в стране Рахманинова и Чайковского появилось поколение (и не одно), фанатеющее от этого примитива, именуемого «популярной музыкой», а точнее — роспопсой? Ибо это, конечно, совершенно особенная масть творчества, если можно употребить это слово, практически не имеющее аналогов в мире. Пожалуй, это диагноз. Сколько ж народа деградировало... не вылечить.
У каждого свои недостатки, как говорил Осгуд Филдинг III в знаменитой сцене на катере из «В джазе только девушки». Честное благородное слово: я (в силу возраста и жизненного опыта) стал более терпим к таким грешкам рода человеческого, как косность, глупость, зашоренность... Но иногда мой запас дзена резко истощается, и я просто высаживаюсь на коня, ибо… Вот наболело, ей-богу. Выдохнул, теперь подробнее:
Со времени проведения конкурса «Евровидение» прошло уже достаточно времени, чтобы ехидно подвести еще один итог и сделать прогнозов немножко. Даже не прогнозов, скорее — констатировать неизбежное: не видать нам конкурсов, подобных «Евровидению», несмотря на усердное надувание щек всевозможными блаженными инициаторами, грозящимися, как в два пальца свистнуть, сварганить наш скрепный «ответ Чемберлену»…
«А что это ты все о глобальном: судьбах шоу-бизнеса, концертах в виртуальной реальности будущего, тенденциях да направлениях, кризисах и выживании… А почему бы тебе не рассказать на личном примере: чем ТЫ как музыкант и продюсер сейчас занят? В это, не побоюсь этого слова, непростое время?» — озадачил меня на днях Артур Гаспарян. А и правда, что это я? Привык, понимаешь, интервью давать другим журналистам, а самому написать слабо?
И снова я перечитал свои недавние статьи: про оптимизм и победные реляции, про метавселенные, про светлое будущее возрождающегося российского шоу-бизнеса… и снова подумал: «Мндя, человек полагает, а кое-кто располагает — как же все быстро может вернуться в пещерное состояние...»
Как же мне сейчас странно перечитывать свою же недавнюю колонку, где я с оптимизмом расписывал надвигающееся возрождение российской музыкальной индустрии, однако...
Искусство должно отражать жизнь, настоящий художник должен быть… впрочем, ничего он никому не должен. Кроме своих близких и совести, ага (ну очень я люблю это повторять). Тем не менее, ежели музыкант хочет быть популярным, то он таки должен следить не только за трендами в области модного звучания, но и тексты песен приводить в соответствие современным реалиям.
Побывал я на днях на одной большой конференции, посвященной тому, как российскому многострадальному шоу-бизнесу выбираться из глубочайшей ж… ага, жуткой ямы, в которую его загнали экономические кризисы, карантины, решения правительства и стремительно изменившийся (о чем я не устаю напоминать) мир.
Строить прогнозы на будущее, особенно когда дело касается непосредственно твоих знакомых и коллег… О-о-о, люблю я это дело! Особенно весело слушать брюзжащих о Старых Добрых Временах товарищей и поглядывать мысленно на часы: сколько времени пройдет, прежде чем я снова смогу торжествующе надуть щеки и надеть футболку с надписью: «Я же говорил?»
«Есть вещи, о которых самому писать сложно. Проще, когда у тебя берут интервью: без пиетета и с тонной ехидства. Но раз уж взялся вести авторскую колонку, то эксплуатировать Артура Гаспаряна (главного в стране специалиста по подобным беседам) даже ради такого важного заявления я не буду. Попробую своими словами (тут должна быть табличка «Сарказм» из «Теории Большого Взрыва»).