Вера Копылова
Публикаций: 1007
Разевает щука рот, а не слышно, что поет... Швырнула она чемодан, ногой отпихнула диван, картину, корзину, картонку... Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Можно догадаться: речь пойдет про Маршака. Самуил Яковлевич известен в России всем большим дядям с усами и маленьким девочкам с куклами. Его популярность может поспорить разве что со славой Чуковского. Уже в 30-х годах имя Маршака стало синонимом “новой” (для тех лет) детской литературы. Что это был за человек, которому завтра исполняется 120 лет?
В отношениях России и Северного Кавказа штиля не было никогда. Более того, они накаляются с каждым столетием. Наконец искусство берет на себя роль буфера. Писатели северокавказских республик от самых знаменитых – Фазиль Искандер, Алан Черчесов – до молодых и малоизвестных собрали под одной обложки свои рассказы и повести. Весь Северный Кавказ, эту terra incognita, теперь можно удержать в одной руке, пролистать и прочитать.
Поэту, переводчику, издателю Валерию Краснопольскому исполняется 60 лет. Работая в классическом стиле, Валерий Краснопольский занимается поэзией уже сорок лет. В книгу “Юго-Запад Москвы” вошли стихи, по которым, как по ступеням, можно прошагать всю жизнь человека, неотделимую от жизни его страны.
Умная собачка Соня с ее суперлогичными выводами, легендарный в детско-родительской среде Маленький Зеленый Человечек — эти герои были придуманы прямо на кухне обычной московской квартиры. Глядя на стол с компьютером и кровать, отгороженные от кухни шкафом, ни за что не поверишь, что здесь живет известный детский писатель, музыкант и драматург Андрей Усачев. Его книги знает каждый уважающий себя ребенок. А у самого Андрея Алексеевича дети уже взрослые: сын Миша заканчивает факультет экономической географии, дочь Аня не так давно поступила в институт — тоже будет географом.
Вчера стало известно, что 64 представителя творческой интеллигенции (среди них — Олег Басилашвили, Сергей Юрский, Мариэтта Чудакова, Александр Гельман, Олег Хлебников, Денис Драгунский, Василий Аксенов…) обратились к президенту с просьбой “ни под каким предлогом не оставаться главой государства”. Авторы заявляют, что не все деятели культуры страстно желают третьего срока для ВВП, как утверждалось в открытом письме, подписанном неделю назад Зурабом Церетели, Никитой Михалковым, Таиром Салаховым и Альбертом Чаркиным. Политическая дискуссия в, казалось бы, далекой от политики среде разворачивается на фоне набирающей в регионах силу “народной” кампании в поддержку сохранения Путина у власти — навсегда...
Для старшего поколения эти песни стали синонимом прошлого, а для молодого они ничего не значат: “Не покидает нас весна”, “Татьянин день”, “Тополиный пух”, “Черный кот”, “Идут батальоны”… Вот почему на вечер памяти композитора и дирижера Юрия Саульского в Театре эстрады в основном собралась почтенная публика, т.е. “кому за”. 23 октября — день его рождения, ему исполнилось бы 79 лет.
На создание выставки, что открылась в фонде “Русское зарубежье”, ушло 10 лет жизни ее куратора Тамары Спиридоновой. Лучшему императорскому полку, название которому – Конный – дала еще Анна Иоанновна, исполнилось 300 лет в 2006-м. Сохранившиеся предметы, что удалось собрать из России и зарубежья, теперь экспонированы для публики. Выставка покажется ужасно скучной тем, кому слово “память” ничего не говорит.
Ситуация убийственная: уже сегодня фальшивки занимают 30% мирового антикварного рынка. Как с ними бороться? Пока путь один: предупреждение. Накануне открытия XXIII Всероссийского антикварного салона зам. руководителя Россвязьохранкультуры Анатолий ВИЛКОВ представил публике небывалое — первый в мировой практике Каталог подделок произведений живописи, которые, по его словам, гуляют на нашем рынке.
В любом книжном магазине на видном месте лежит книга с хорошим советским мальчиком на обложке. “Похороните меня за плинтусом” — творение рук Павла Санаева, настоящий шедевр, не теряет популярности уже несколько лет. Теперь Санаев, сын актрисы Елены Санаевой, сценарист и кинодеятель, написал новую книгу и по ней же снял фильм “Нулевой километр”. Сердце замерло: что получится? Второй шедевр? Увы и тьфу.
Белоснежная комната, шкафы с книгами, на стенах — портреты писателей: вот молодой Гарсиа Маркес, вот Варгас Льоса. За окном легко шумит Барселона. Мы беседуем с одним из самых популярных в мире писателей. Альберт Санчес Пиньоль уже известен и в России, его произведения стали бестселлерами. Его история особенна еще и тем, что он ко всему прочему антрополог. Впечатления от Африки дали пищу роману “Пандора в Конго”, а первая его книга, изданная в России, называется “В пьянящей тишине”.
Всем, всем, всем! Такого маленькие Вани и Тани еще не видели. Такого не видели и их родители и бабушки c дедушками, воспитанные на нездоровом оптимизме советского детства. Первый международный фестиваль детских спектаклей “Гаврош” показал Москве, насколько многообразным может быть искусство для детей. На спектаклях из Франции и разных городов России малышня слушала шум волн, превращала юлу в утку, а совок — в собаку, хохотала над ожившими камушками и без страха думала о смерти.
Город в шоке. Город в волнении. Пресса ночи не спит. Кажется, последний раз такое потрясение Казань испытывала при Иване Грозном. Помните — “Казань брал, Астрахань брал…” На сей раз Казань взяли Писатели с большой буквы. Старая гвардия во главе с предводителем — Василием Аксеновым, который родился в Казани и теперь празднует здесь свой 75-летний юбилей. Следом за нашим великим прозаиком по Казани гулял репортер “МК”.
Почти 20 лет сердце Российской государственной библиотеки — Дом Пашкова — пребывало в ремонте, в строительном покое. Наконец оно почти полностью отреставрировано и открыто. Правда, первые читатели войдут туда только через год. В процессе реставрации обнаружились такие тайны и сюрпризы, что нам и не снилось. Легенды о пропавшей библиотеке Ивана Грозного, о подземном проходе в Кремль пополняются новыми фактами. Первыми в отстроенные стены вступил корреспондент “МК”.
Конец сентября выдался на редкость жарким, без дождей. Поэтому Гаврош заявился на фестиваль в кроссовках с развязанными шнурками. Гаврош — символ Первого российско-французского фестиваля детских спектаклей, что в минувший уик-энд открылся в Театре клоунады на Серпуховке.
“Блошиный рынок” на Тишинке существует уже не первый год, но с каждым разом он все дальше удаляется от настоящего европейского “блошиного рынка”: старые вещи за копейки. На московском “блошином рынке” цены такие, что туда стоит сходить разве что как в музей: поглядеть. Помечтать…
Культурная общественность всколыхнулась — судьба богатейшего собрания антиквариата четы Вишневская—Ростропович решилась вмиг. Причем за день до начала торгов на Sotheby’s в Лондоне. Покупателем стал предприниматель Алишер Усманов. Ни одна культурная пресс-конференция за последнее время не вызывала такого шума.
“Роза мира как в Бразилии” — таково образное название карнавала современного искусства. Направления самые разные — арт, видеоарт, музыка, инсталляции и всяческие перформансы. Всю ближайшую неделю это самое современное искусство будет пытаться покорять Москву. Дома покрасят, на дороги вывезут безумные конструкции для развлечения водителей в пробках… И все это должно быть так же весело и празднично, как в дни бразильских карнавалов.
Дина Ильинична Рубина – это тяжелая артиллерия современной русской литературы. Живет она в Израиле, но несколько причин вызвали ее в Москву – книжная ярмарка на ВВЦ, встречи с русскими читателями и, что, возможно, главное, - выход новой книги. В сборнике «Цыганка» каждый рассказ – как бриллиант, который так блестит, что смотреть больно: откладываешь книгу, и хочется аплодировать. Рубина, без сомнений, достигла очень серьезных высот писательского искусства. Она писатель во всем: и говорит она также сочно, вкусно, интересно, как и пишет. Послушать Дину Рубину москвичи имели возможность в доме «Русское зарубежье», где писательница рассказывала о себе, о книге и о том, как вообще идут дела.
Вчера об 11 сентября вспоминали, кажется, везде, даже в Московском театре Луны. Но там действо было не совсем театральное, а театрально-литературное. Самый популярный в Америке писатель поколения 30-летних Джонатан Сафран Фоер после первого своего оглушительного романа «Полная иллюминация» выпускает в России свою вторую книгу – «Жутко громко и запредельно близко». Книга посвящена событиям 11 сентября 2001 года, но… Как говорит переводчик романа Василий Арканов, роман не про 11 сентября.
Только в этой стране, где оперную музыку слушают даже водители-дальнобойщики, а рядовой уличный певец достоин сцены Ла Скала, мог появиться такой гений, как Паваротти. Он был обаятелен во всем: в своих выступлениях на ведущих оперных сценах мира в партиях классических оперных персонажей. Он был неотразим, когда увлекся жанром crossover — взял в руки микрофон и соединил классику с эстрадной подачей. Он был хорош и на гигантской сцене Арена ди Верона, и на корпоративных пати. И, конечно, он — незабываемый участник легендарного трио, ставшего своего рода мифом: “Трех теноров” знают даже те,кто ни разу не бывал в опере.
Лиха беда начало. Книжная ярмарка в Москве завертелась, закружилась и помчалась кувырком. Начинаем отчет. День первый — политический.
Поспел осенний урожай литературы. Кстати, большая часть самых ярких и интересных книг подрумянилась только к концу лета — остальной книжный год получился не особенно выразительным. Аксенов, Войнович, Рубина, Радзинский — для старшего поколения. Евгений Гришковец, Оксана Робски, Донцова, Устинова, Маринина, Лена Ленина и многие другие — для среднего поколения. Остер, Гиваргизов, Успенский — для самых маленьких. Особый подарок для всех — Сергей Михалков.
По паспорту у него русское имя —Миша. А фамилия, как у великого папы, — Азнавур. 36 лет, скромен, молчалив, одевается непафосно. В Москве больше года — и… даже не думает уезжать. Занимается музыкой, обожает собак (песик по имени Танго похрапывал, развалившись на диване рядом). Кроме того, Миша Азнавур уже написал один роман “Париж, Москва, любовь...” и трудится над вторым. Первая его книжка посвящена некой Насте — его бывшей любимой девушке. Ради нее, говорит Миша Азнавур, он и приехал в Москву. А потом остался, потому что почувствовал себя…
Актера Театра сатиры и многих кинофильмов Юрия Нифонтова в самом деле на улице не примешь за актера. Поведение это или внешность? Не важно. Важно, что за плечами много лет актерской работы и преподавания. Юрий Нифонтов пишет инсценировку для Ольги Аросевой, задумывает новые проекты, работает в кино, начинает со студентами новый учебный год в Щукинском училище и заодно негромко отмечает свое 50-летие.
Картинки к книжкам, прочитанным в детстве, могут стать не менее ярким воспоминанием, чем прочие детские впечатления. У каждого из нас в памяти хранится какая-нибудь книжная иллюстрация — печальные глаза заточенной в башню принцессы или иссиня-черное море с барашками. Но книжки советского времени редко перепечатываются... Есть ли сегодня у мальчиков и девочек возможность вклеить в память какую-нибудь такую картинку? Какие они — нынешние книжные детские иллюстрации?
Одной из сильнейших литературного мира сего по праву считается Дина Рубина — русская писательница, живущая в Израиле. Дина Ильинична подарила “МК” для публикации рассказ из нового сборника “Цыганка””, который вскоре выйдет в издательстве "ЭКСМО". Рассказ “Ральф и Шура” — красивый и грустный, хотя, как говорит сама Рубина, “качество текстов — материя всегда небесспорная, хорошие панталоны из нее не сошьешь”.
Театр должен быть одним из ярчайших впечатлений детства. Должен, но не становится: спектаклей мало и многие оставляют желать лучшего. Лучшее детям и родителям покажут с 28 сентября: стартует фестиваль спектаклей для детей “Гаврош”. Русские и французские театры намерены покорить детскую Москву. А заодно и родительскую.
В подмосковных Ватутинках в прохладном саду нас встречают Дженни и Чук — собаки известного писателя Владимира Войновича. Сам виновник торжества (ему исполняется 75) появляется из дома. Передо мной человек, который пережил очень много — и общественных, и личных ударов на его судьбу выпало достаточно. Он — автор антисоветской антиутопии “Москва 2042” и трилогии про солдата Чонкина. Теперь трилогии, потому что третья часть “Чонкина” написана совсем недавно.
Соседняя Рязанская область. На поляне возле Музея деревянного зодчества в Спас-Клепиках — звуки гуслей, подростки в древнерусских нарядах. Солнце жарит, воздух пахнет дымом от торфяников. Загорелый мастер-резчик блестит обнаженной спиной, выпиливая из метровой деревяшки настоящую скульптуру. Кто-то плетет из лозы, кто-то колдует над гончарным кругом, кто-то звонит в колокола: разные чугунные пластины создают разные колокольные голоса. Это — закрытие летнего лагеря юных мастеровых.