
Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Большой театр словно притягивает к себе скандалы, постоянно защищаясь от информационных нападок. Одна из последних атак касалась ценовой политики и невозможности приобрести дешевые билеты на кассовые спектакли.
15 ноября в редакции “Московского комсомольца” случилось странное происшествие. К двум часам неожиданно прибыли Леонид Каневский, Марк Захаров, Марина Зудина, Евгений Миронов, Сергей Юшкевич и, видимо, заговаривая зубы, начали ни с того ни с сего благодарить некого Олега Павловича Табакова (видно, их авторитет) буквально за всё.
“Вы очень кстати — тут у нас разврат”, “как важно оборвать стихотворе!”, — фантастика, любимые строчки Владимира Вишневского теперь не просто передаются из уст в уста — их еще можно и увидеть.
В пятницу в Большом зале консерватории с опозданием в месяц наконец состоялся юбилейный концерт Госоркестра (75 лет) с Владимиром Юровским за пультом. Напомню, это был первый публичный выход с ГАСО его нового худрука. Уверен, в понедельник пресса будет переполнена восторженными рецензиями. Но «МК» многие вещи откровенно смутили. И не сказать об этом нельзя.
Давеча в Доме музыки (а там у нас по 17 ноября идет насыщенный событиями фирменный фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...») набился полный зал, из чего стало ясно, что на Лубянцева/Копачевского валом идет уже своя публика, не одним, как говорится, Мацуевым живы (хотя и Мацуев 28-го выдал блестящего Бетховена).
...После череды бессчетных скандалов вокруг руководства Санкт-Петербургской консерватории (за несколько лет сняли Ролдугина, Чайковского, Стадлера, и.о. Малова) Минкульт, наконец, внял мнению коллектива и назначил ректором (пусть пока временным) народного артиста РФ скрипача Михаила Гантварга (худрука ансамбля «Солисты Санкт-Петербурга»).
После назначения Сергея Капкова на пост главы Департамента культуры многие начали ждать серьезных перемен в этой области. В конце концов, за то небольшое время, что он руководил парком Горького, ЦПКиО изменился разительно.
В сезон открытия исторической сцены Большого театра режиссер Поволоцкий сделал всем любителям балета изящный подарок: в Москве состоялась премьера его картины «Мой папа – Барышников».
Музыка Губайдулиной — очень живая штука, София Асгатовна так и говорит: композитор — лишь первая стадия, а дальше “неоконченное произведение перепоручается исполнителям”, для которых музыка должна стать своей. Она всегда интересна по форме, всегда держит “на нерве”, в чем легко убедиться на четырех концертах юбилейного филармонического фестиваля в Москве, который начинается на днях. Впрочем, Губайдулину (ей — 80) сейчас чествуют по всему миру — в Казани, Ганновере, Сан-Франциско, Лейпциге...
«В магазин зашли две девчушки и спросили диск группы с забавным названием. Я позвонил нескольким агентам, но ни один из них о таком не слышал. И забросил бы все хлопоты, если б не придерживался правила никогда не отказывать клиенту. А еще был уверен, что в этих заказах на неизвестный диск кроется для меня что-то важное. Но где они выступают?», — 9 ноября 1961 года владелец магазина грампластинок в Ливерпуле Брайан Эпстайн зашел в темный, сырой, зловонный и промозглый клуб «Пещера». С этой встречи началась настоящая история The Beatles.
Так и не удалось тихо-мирно открыть Основную сцену Большого театра: критика реставрации, прозвучавшая из уст Николая Цискаридзе во многих СМИ, заставила и министра культуры Авдеева, и худрука балета БТ Филина скрупулезно опровергать резкие высказывания премьера о качестве 21-миллиардного ремонта. Так уходит зачинщик скандала из Большого или нет?
В родном Петербурге художник Илья Глазунов не был с выставками уже 10 лет. Хотя до сих пор горожане помнят очереди в три кольца в здешний Манеж, что у Исакия.
Когда на тумбы кладут перекладину, Люда ложится спиной, и тигры со львами начинают прыгать через нее, проносясь всей полосатой мощью в сантиметрах от лица, — сердце так и заходится: сумасшедшая!
«Как-как? Вырастали ли у меня крылья как у ангела, когда я пел в 12 лет? — с улыбкой переспрашивал 25 октября Робертино Лоретти на пресс-конференции в „МК“. — Одно могу сказать: это было ощущение транса, недаром я всегда закрывал глаза... растворялся в песне!» На его «Санта-Лючии», «Сорренто», «Джамайке» вырос весь Союз. Столько лет прошло — более благодарных поклонников, чем в России, маэстро не встречал. Кстати, он только вернулся из поездки по Хабаровскому краю...
«МК» опять оказался прав, отметив две недели назад, что скандальное место худрука в Госоркестре им. Светланова займет Владимир Юровский. Во вторник он его и занял: министр культуры Авдеев подписал контракт на три года. Но это присказка, сказка будет впереди. Юровский, конечно, фигура. Отнюдь не дутая. Никто не отрицает его потенциала. При желании может добиться многого. Но вот именно что – «при желании». Пока же дирижер, весь в мыле от репетиций «Руслана и Людмилы» в Большом, любезно ответил на наши вопросы.
Галину Павловну невозможно не любить. Красива, пряма, откровенна, без навязшей в зубах дипломатичности. Нынешний день рождения — отличный повод поговорить. Общение с Вишневской — глоток свободы. Ведь смелость и искренность нынче не в почете. А она не мельчит. Ее дела соразмерны ее словам.
Его имя стало частью нашей ментальности, национального фольклора (помните зайца с “О соле мио” из “Ну, погоди!”?). Тридцать лет на каждой кухне Страны Советов судачили: “куда мутировал дискант Лоретти?”, в какие города... “Вырос”, — объяснял герой фильма “Я шагаю по Москве”.
Их осталось совсем немного — людей, которых без оговорок можно назвать нравственными авторитетами. Наверное, это писатель-фронтовик Борис Васильев. Наверное, это София Губайдулина. Время их выдавливает, сегодня такие не нужны, но в награду за стойкость бог даровал им долгую жизнь и ясность ума.
Основную сцену Большого еще не открыли, а споры вокруг ее акустики разгораются все больше. Первым камень в огород немцев, ставящих в театре звук, бросил полгода назад Анатолий Лившиц (отвечавший за мониторинг акустики в БЗК): “Нам непонятны их действия, ситуация нехорошая”.
…“Вы здесь машину не ставьте: слоны затопчут!” — в любом другом месте это восприняли бы за шутку, только не в узком переулочке за цирком на Цветном: 13 октября в полдень там разгружали слонов.
...Теперь становится ясно, отчего Минкульт так долго тянет с официальным назначением нового худрука на Госоркестр им. Светланова. Какая такая жертва приносится сорванному юбилейному сезону, отмене праздничного концерта, нынешним испанским мини-гастролям ГАСО с временным Слуцким за пультом?
Жуткие вещи творятся сегодня в музобразовании на постсоветском пространстве. Учить становится некому: из Таджикистана уехал последний педагог-кларнетист; в Ленобласти прикрыли последний альтовый класс; в Москве вообще не мелочились — убили целое Гнесинское училище. И это несмотря на то, что совсем недавно СССР был мощнейшей музыкальной державой. Башмет решил вернуть бывшему Союзу бывший статус.
Мы пообщались с главным дирижером Симфонического оркестра в датском Оденсе Александром Ведерниковым. В эксклюзивном интервью «МК» он рассказал, каким, по его мнению, должен быть новый Госоркестр.
6 октября в 11 часов к зданию Минкульта в Малом Гнездниковском подтянулись студенты, их родители и педагоги Гнесинского училища, чтобы выразить протест идиотическому авдеевскому приказу о слиянии их старейшего учебного заведения (116 лет) с академией. Полицейские, телевизионщики, сочувствующие, всего человек под 200...
Исторически Гнесинки (училище и академия) всегда недолюбливали друг друга. Есть хорошая югославская пословица – «славяне между собой дружны и приветливы, если у них нет общих границ». Сливать их было нельзя. Разные традиции, разные задачи. Ошибочное решение богатых, но ничего не смыслящих в музыке людей уже привело к третированию педагогов и студентов бывш. училища со стороны «академиков». Но гнесинцы не сдаются, готовя обращение к тандему.
По меньшей мере странно было слышать от главы Минкульта Авдеева, что нового дирижера на Государственный академический симфонический оркестр министерство назовет через «полтора-два месяца». Ясно как день, что кого ни назначь — с оркестром еще работать и работать, только с год его заново «сыгрывать». И как минимум треть музыкантов пойдет под замену.
Его жизнь — как киносценарий: молодой красивый герой — не качок с бицепсами, а поэт с локонами, большими глазами и мягкой ироничной улыбкой… Большая редкость для современного кинематографа. 7 августа актер Алексей Завьялов совершал свой восьмой прыжок в аэроклубе под Коломной. Этот прыжок стал последним в его жизни. В минувшую пятницу в 11 часов вечера в институте Склифосовского он скончался. Почти два месяца он боролся за жизнь — так хотелось остаться на земле.
...26 сентября поздно вечером фестиваль «Амурская осень» назовет своих победителей как по цеху театра, так и в кино. Пока же разгорелись нешуточные страсти вокруг постановки Владимира Устюгова «Шикарная свадьба»: антрепризка как антрепризка, словами самих постановщиков — «ерунда, площадной театр», постель.
— Когда же у нас будет новый космодром? — все твердят местные жители. — Вон даже эмблема “Амурской осени” — созвездие… Созвездие не только в эмблеме (нынешний, почти юбилейный фест посвящен полету Гагарина) — полные самолеты “звезд” сюда летят из Москвы.
19 сентября с.г. министр культуры все-таки подписал приказ о том, что колледж им. Гнесиных как юрлицо прекращает свое существование, будучи присоединенным к гнесинской Академии. Шаг, мягко говоря, недальновидный. Академия празднует победу: ей не хватало классов, теперь же она весело вселится в училищный «небоскребчик» на Поварской. А вот преподаватели и студенты теперь уже бывшего колледжа, шатаясь по коридорам, никак не оправятся от шока… «МК» без эмоций разбирает ситуацию.