
Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
20 сентября мы собрали мнения специалистов о сложившейся ситуации и дозвонились Владимиру Меньшову.
…20 сентября пришла новость, что знаменитый композитор-авангардист Владимир Мартынов готов написать музыку к новому проекту Юрия Любимова. Режиссер из Италии звонил маэстро и спрашивал его согласия. Однако остается открытым вопрос — сколь все эти планы серьезны? Какая опера? Где она будет ставиться?
В Кёниге завершился самый престижный из нашенских органный конкурс им. Микаэла Таривердиева. Первую премию не дали никому. Вторую взял остроумный немец Кристиан Дренгк, а третью разделили саратовская органистка Дина Ихина и француз Баптист-Флориан Марле-Оврар. Мы же дозвонились Дине в Питер — она, ученица Зарецкого, оказалась лучшей из всех россиян. Кстати, девушка редкой красоты.
На закуску бабьего лета Росгосцирк припас совершенно отвязный сюрприз. В Москву приезжает гроза всех канатоходцев — легендарный Фредди Нок, мировой рекордсмен, прошедший чуть не километр по тросу канатной дороги, взбираясь на немецкую гору высотой почти в 3000 метров. Тогда за ним с замиранием сердца наблюдал весь мир.
Середина сентября ознаменовалась чередой довольно пустых скандалов – начиная с информационной войны вокруг персоны Марка Горенштейна и заканчивая переливанием из пустого в порожнее – уедет ли дирижер Аркадьев на пожизненную ссылку в Грузию.
Телевизионщики разрывались между тремя новостями — открытием Дома музыки Мацуева, феерическим футбольным матчем между солистами и политиками и... приездом в Россию мировой знаменитости, некогда российской скрипачки (со скандалом бежавшей из страны в 1983-м) Виктории Мулловой со своим ансамблем.
Что Денису не будет свойственно, надеюсь, никогда – это мания величия, хотя его в родном Иркутске буквально все готовы носить на руках. При этом народная любовь его не портит. Просто в крови – брать на себя ответственность за многое. А, кроме того, он очень умно не рвет связей с землей, его породившей. Даже не продал квартиру на Ленина, 4 в сером доме на самом берегу Ангары. Его нынешний фестиваль «Звезды на Байкале» был щедр на сюрпризы, о некоторых из них – в материале обозревателя «МК».
Как-то Шостакович, будучи в Америке, заглянул в аптеку купить таблетки от головы. Расплатился, вышел. Аптекарь тут же привесил табличку: “У нас покупает Шости”. Примерно так же обстоят дела в Иркутске: “здесь учился Мацуев”, “здесь играет в футбол”. Нынешний его фестиваль “Звезды на Байкале” затмевает популярностью даже Международный экономический форум и 350-летие Иркутска, которое сегодня празднуют с большой помпой. Одно из главных торжеств — открытие Дома музыки Д.М.
Неугомонная Вера Таривердиева без сюрпризов не умеет. Мало того что в седьмой раз тащит на себе сложный, многоступенчатый органный конкурс имени своего знаменитого мужа, так ей пришла идея на концерте-открытии совместить духовой орган с тонким звуком традиционных народных инструментов — русской балалайки, армянского дудука, японского семисена.
Эта неделя завершилась прелюбопытной научной конференцией о “социальных функциях искусства” в Российской академии художеств, а проще — у ее президента и посла доброй воли ЮНЕСКО Зураба Церетели.
Исторически сложилось, что все дирижеры 75-летнего Госоркестра (за исключением первого худрука — Александра Гаука) уходили прочь со скандалом. Так было с Натаном Рахлиным, Константином Ивановым, Евгением Светлановым.
Минуло десять лет с тех пор, как при участии “МК” был учрежден Международный конкурс молодых композиторов имени Петра Юргенсона. И уже на VI смотр оргкомитет получил свыше 200 партитур из 50 стран мира.
На днях на фестивале Vision Sound Music Лондонский филармонический оркестр исполнил мелодии из популярных видеоигр, перечисление которых тут даже неуместно. Заложен ли здесь какой-то культурный манифест — мы выясняли у известного питерского композитора Бориса Филановского.
Конец лета — жаркая фестивальная пора. Филановский готовит мега-бунт на заброшенном плацу в итальянском Больцано — пустит по кругу танки и бэтээры, мечтая под их рык о высшей звуковой гармонии. Курляндский пишет мистический триллер “Носферату”, обещая в каждом зрителе пробудить первобытный ужас. А что делают две живые авангардные “иконы”, одна другой моложе, — “пилящий скрипки” Гоша Дорохов и экстрим-сопрано Наташа Пшеничникова? Георгия находим в Канаде, Наталью — в Германии (где она и проживает) — и… погружаемся в их сумасшедшее звукопреставление: грядут шумные премьеры.
16 сентября в музучилище им. Гнесиных должны состояться выборы желательно нового директора (а то руководитель нынешний, г-жа Петрова, сидит на должности уже с 1996 года). Но, по слухам из недр самой Гнесинки, Минкульт (учредитель) может волевым решением выборы отменить.
Не успели грузинские власти свести с Робертом Стуруа счеты, как уже вся Москва кто во что горазд «пристраивает» опального режиссера все в новые и новые театры. С одной стороны, мгновенная единодушная поддержка мэтра не может не радовать. С другой — тот же слух о приглашении Стуруа в качестве худрука на Таганку несколько отдает абсурдизмом. «МК» позвонил в Тбилиси самому Роберту Робертовичу:
17 августа Грузия породила главную мировую культурную новость: с 15 августа приказом за подписью министра культуры знаменитый режиссер Роберт Стуруа уволен с поста худрука Тбилисского драмтеатра им. Шота Руставели. Официально — без объяснения причин. Неофициально — за критику г-на Саакашвили, а именно за высказывание «что поделаешь, он же армянин».
Известный куратор Екатерина Попова пригласила на озеро под Новороссийск дюжину литераторов/драматургов вкупе с забойными художниками Анной Чигаровой и Андреем Митеневым. Литераторы за неделю пишут по рассказу (отправная точка — магия места), затем читают вслух, а художники тут же иллюстрируют онлайн...
Нынче модно раскручивать местечковые арт-площадки, не одной только Пермью Россия жива. Другое дело, фесты эти носят, подчас, легкий оттенок притянутости за уши, нестабильности, но с чего-то надо начинать. Пусть даже прежде без публики. Так, известный куратор Екатерина Попова пригласила на озеро под Новороссийск дюжину своеобразных литераторов/драматургов вкупе с забойными художниками Анной Чигаровой и Андреем Митеневым. Литераторы за неделю пишут по рассказу (отправная точка – магия места, «история из Абрау-Дюрсо»), затем читают вслух, а художники тут же иллюстрируют онлайн…
Время идет, Таривердиева помнят. Среди людей известных — немного благородных. А он мало того что был музыкантом еще того, «имперского розлива», с шикарными учителями, широкой внутренней культурой, так еще и всей сутью своей притягивал людей... «Допустим, здесь его знали в лицо, — говорит вдова Вера Гориславовна, — но за границей мог просто идти по улице и магнитом собирать все взгляды: значительный человек!»
Вскоре сад «Эрмитаж» пригласит меломанов на свой традиционный джазовый фест, и среди яркого «прочего» там выступит легендарный лундстремовский оркестр вместе со шведским кларнетистом Антти Сарпилой. Увы, лундстремовцы нечасто мелькают по телевидению или на страницах газет — делают тихо свое дело, довольствуясь славой малой, но нестыдной.
12 августа — сбор труппы в театре “Московская оперетта”. О мелких изменениях, что нас ждут в новом сезоне, еще скажем. Опять не случится главного: обветшавшее здание по Большой Дмитровке никак не закроют на масштабную ремонт-реставрацию, ибо выселить такую махину (на 3—4 года) просто некуда… За подробностями — к директору Владимиру Тартаковскому.
Нас ждет бомба. Дирижер Курентзис (и «его» Пермский театр оперы и балета) заказал Дмитрию Курляндскому психологическую оперу «Носферату» на два с лишним часа для четырех солистов, хора и оркестра. А вы знаете, как Дима пишет? Хичкок отдыхает. Да вся Венеция чуть не полетела под откос после... Он не мелочится, табуретки не пилит.
Сыграть “на городе”, как на музыкальном инструменте, использовать все его звуки, трели и крики в качестве монолитного произведения — вот задача! В 1922-м это один раз удалось легендарному пролеткультовцу Арсению Авраамову: композитор для своей “Симфонии гудков” использовал “дыхание” Баку — со всеми паровозными свистками, выстрелами, ревом самолетов etc.
Нас ждет бомба. Дирижер Курентзис (и «его» Пермский театр оперы и балета) заказал Диме Курляндскому психологическую оперу «Носферату» на два с лишним часа для четырех солистов, хора и оркестра. А вы знаете, как Дима пишет? Да вся Венеция чуть не полетела под откос, после… он не мелочится, табуретки не пилит. А нынче – сидит на даче, где мы его и хватаем за грудки.
Концертные залы летом на замке — куда податься? Но есть в Москве две первоклассные энтузиастки-органистки Лена Привалова и Катя Мельникова, необычно пропагандирующие любимый инструмент — основали собственные фестивали. У них и спросим.
Увы-увы, но исключительно редко какой-либо наш оркестр закупает для себя крупную партию струнных: во-первых, на это нет денег, во-вторых, считается, что если ты скрипач, то должен иметь собственный инструмент; “не свои” — только контрабасы, литавры, фоно, медные, арфы...
Николай Арнольдович Петров не терпел суеты. Вот и прощались с ним 5 августа в Большом зале консерватории беспафосно, без давки, без лишнего вороха сопутствующей в таких случаях лжи. Врать не будем — народу было немного... Петров остался честным до скандальности даже в гробу.
Он был ни на кого не похож. Не всем Петров был по вкусу, мог так засандалить словом… но, как правильно отметил композитор Дашкевич, — ни с кем не ссорятся, сидя с завязанными ртами, только серенькие музыканты.
Фабио — феномен. Пока наши музыканты спят и видят, как бы при первом удобном случае свинтить из страны, он, стопроцентный итальянец, напротив, пускает корни в России. Заводит жену, рожает ребенка.