
Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
...Перед наступлением года Змеи мы решили выяснить: а сколь вообще эти пресмыкающиеся распространены в цирке? Оказалось — минимально: возни на рубль, зрелищности на копейку. К тому ж и мода на них поистерлась — все кому не лень тащат змей на пьяные корпоративы ради эффектных фоток...
...Необычная история свершится 22-23 декабря в театре «На Басманной» (а конкретно — на съемной площадке в ДК «Рублево», что на улице Василия Ботылева, за МКАД): известный музыкальный театр в третий раз обращается к творчеству Пушкина, «рискованно» предлагая теперь и рок-оперу пера самого Андрея Петрова (в соавторстве с дочерью Ольгой).
...Всякое бывает в мире высокой музыки — и великий Рихтер, завидя в зале ненавистного фотографа, просто брал и решительно уходил с парижской сцены домой. Владимир Ашкенази (также из-за фотографа) прерывал концерт в Москве. Но чтоб уйти без видимой причины перед началом концерта — как это случилось в среду с пианистом Андреем Гавриловым, — такого еще не было...
В четверг в Минкульте обсуждалась концепция Детских школ искусств. Сегодня нелепые образовательные реформы и тенденция всё на свете со всем сливать угрожают порушить уникальную многоступенчатую систему музыкального образования, о чем большие музыканты не устают заявлять громогласно.
Ла Скала бастует: враз отменена премьера балета «Ромео и Джульетта», тем самым сорвано начало нового балетного сезона. В заявлении артистов говорится, что «пение в хоре, сопровождаемое в тяжелых костюмах, должно оплачиваться отдельно».
...Его стихи просты, незамысловаты и наивны. В них нет виртуозной игры формы и тщательного подбора тонких двойных смыслов. Его герои эфемерны и сиюминутны. Кажется, дунешь на стих — он и разлетится как одуванчик.
И не удивляйтесь дотошным охранникам при входе, автоматчикам на первом ряду: сегодня на сцене — малолетние зэки, стоящие на распутье — кто им руку протянет, за тем и пойдут. А протягивают эту самую руку идеолог фестиваля, режиссер Вячеслав Спесивцев, а также члены оргкомитета Иосиф Кобзон, Армен Джигарханян, Борис Грачевский, Александр Журбин...
В четверг днем вечно запруженная Остоженка напоминала полувымершую улочку провинциального городка: мало людей, мало машин. И за километр до Центра оперного пения было понятно, что ждут «первое лицо»: дэпээсники в каждой дырке, эвакуаторы, синие микроавтобусы ФСО, грузовик с омоновцами.
В пятницу Союз писателей Москвы в Большом зале ЦДЛ открывает любопытную творческую конференцию «Москва литературная: двадцать лет спустя», на которой кроме традиционного вручения ежегодной премии «Венец» будут подняты самые острые вопросы — простите за формулировку — писательского дела в России.
Много слов в эти дни будет сказано о Галине Павловне. Хочется выделить главное: если и можно из нашего бесконечного российского мракобесия выделить этакий образ Родины-матери — то в этом образе мы узнаем Галину Вишневскую. Горделивую, в скромном платке. Вот «парадокс»: жила она красиво. Но прожила не для себя. Попробуйте так же.
Департамент культуры столицы не дает заскучать: обнародован проект, в соответствии с которым на свет должна появиться единая Московская дирекция детских театров, в которую вольются, потеряв статус юрлиц, шесть театров «малых» форм ЦАО столицы.
Нет нужды говорить, что архитектура есть самое больное искусство в нынешней России, а по факту мы просто забыли, что архитектура — искусство. То революции, когда вместо погостов возникали стадионы; то пресловутая хрущевская борьба с излишествами, по сути убившая профессию. Затем период 90-х, когда «зодчие» и их заказчики, впервые упиваясь свободой, бросились во все тяжкие...
Департамент культуры столицы не дает заскучать: обнародован проект, в соответствии с которым на свет должна появиться единая Московская дирекция детских театров, в которую вольются, потеряв статус юрлиц, шесть театров «малых» форм Центрального округа
Как современный арт перестал быть полуподвальным искусством, заполнив собою лучшие (вплоть до Манежа) площадки Москвы, так и актуальная музыка (правда, более медленными темпами) «перестает кусаться», вызывая в людях самый естественный интерес уже почти без ореола радикализма.
Уже четвертый год подряд блистательный дуэт народных артистов Аллы Иошпе и Стахана Рахимова приглашают нас праздновать сладкую Хануку в... цыганском театре «Ромэн» — и место удобное, и люди замечательные...
Остается сожалеть о том, что театральные дрязги входят в русло прямого членовредительства: как стало известно «МК», в среду совершено нападение на нового директора Театра им. Гоголя Алексея Малобродского. Пострадавший не верит в чисто бытовую, хулиганскую версию. Со своими подозрениями он обратился к следователю.
«Это премия всем тем, — начал 17-ю церемонию вручения Театральной премии «МК» главный редактор Павел Гусев, — кто отдает всего себя людям. Для вас мы подготовили фирменные тарелки Императорского фарфорового завода, вон, у Олега Павловича Табакова их уже целый сервиз! А также календари с карикатурами Меринова — просьба в Кремле их не показывать».
Два часа дня, конференц-зал «МК»... Фотовспышки, автографы, ажиотаж — но не стоит торопить события: Олег Табаков и Евгений Миронов, Юлия Борисова и Галина Коновалова, Виктор Вержбицкий и Александр Леньков — они (и другие профессионалы театра) только на подходе.
Все бывает в непростом мире цирка — травмы и укусы, личные измены и банальные растраты, но ничего нет гаже, когда одни (язык не поворачивается) цирковые травят животных у других по зависти или в отместку за что-то... Да еще так изощренно — в течение долгого времени. Да еще малышей. А суть такая: вчера просочилась информация о гибели семи тигров у Артура и Карины Багдасаровых. Они бы, может, и не комментировали это, желая не афишировать расследование. Но раз процесс пошел...
Меньшиков за четыре месяца совершил в театре-аутсайдере то, на что обычно уходит по 2—3 года, — ремонт впечатляющий, где и портреты корифеев тебе при входе (наглядная связь времен от Всеволода Мейерхольда до Владимира Андреева), и раритетные зеркала, и глубокий цвет фойе и зала — темное бордо на стыке с коричневым.
И после скандального разрыва с родной Таганкой Юрий Любимов продолжает ставить сумасшедшие рекорды — и в качестве старейшего театрального режиссера (95 лет), и как очень пожилой человек, впавший в кому и вышедший из нее, — будем надеяться, благополучно.
В спецвыпуске «Большой книги» поразили слова Захара Прилепина. Он не за себя переживал, а за другого финалиста: «В число финалистов вошла книга Марины Степновой «Женщины Лазаря». Я рад этому и болею за Марину».
Минкульт вдруг решил повернуться лицом к провинции, а то — по словам известного скрипача Дмитрия Когана — «еще два года назад только ленточки в парижах и римах перерезали»; но обратились нестандартно.
Фирменный филармонический фестиваль «Другое пространство» (третий по счету) пройдет с 7 по 9 декабря в Зале им. Чайковского.
21-го, в среду, Эдгард Запашный впервые появился в цирке на Вернадского в качестве директора (Минкульт подписал с ним контракт аж на пять лет). Прессы почти не было, мало того — и сотрудников-то, как выяснилось, не всех оповестили, что Эдгарда просто взбесило. Как происходило необычное знакомство с коллективом — в репортаже корреспондента «МК».
В печальном долгострое второй сцены Театра им. Вахтангова, кажется, поставлена жирная точка: застройщик надеется сдать здание «под ключ» к декабрю 2013 года (а весь комплекс — к осени 2014-го).
19 ноября в Санкт-Петербурге скончался Борис Стругацкий. Как-то мелко в отношении него звучат инициативы о присуждении звания почетного петербуржца, несмотря на крайне ограниченную и в целом достойную компанию «почетных». Он раздражал своей личностной позицией чиновников, ну и нечего сейчас одарять его чиновничьими подачками.
Прав был Михаил Ефимович — «радуйтесь тому, что такого спектакля никто больше не увидит». А хороша ли была давешняя премьера «Растратчиков» в Театре мюзикла, можно судить по такому факту: после двух (!) вынужденных 20-минутных антрактов почти никто не ушел, всем было интересно досмотреть...
Случилось то, что уже с полгода всеми предсказывалось: Эдгард Запашный де-факто стал директором Цирка на Вернадского. Пресса по этому случаю возбудилась больше обычного: Запашные — медийные персоны, завсегдатаи глянца... Но работа предстоит более чем серьезная, да и ситуация с самим цирком весьма непростая.
...Обаятельный Евгений Меньшов — поистине актер «золотой середины». В том смысле, что нахождение в искусстве вполне гармонично с его «я», одно другого не перетягивает. Он вполне себе поиграл в театре, но... счел правильным оттуда уйти. Параллельно — букет главных ролей в кино, но сниматься в плохих фильмах 90-х Меньшов категорически не желал...