Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Даже в Википедии упомянуто, что Глазунов — сторонник монархии, но для него самого это не красное словцо, которым можно побряцать при случае (как раз-таки немонархические взгляды сегодня в моде). И пусть Илья Сергеевич не политик и не историк; он художник со своим, если угодно, образным и глубоким чувствованием того, что есть, и того, что было.
«Золотая маска» — это единственное место, где раз в году не успеваешь налево и направо раздавать «здрасьте». Здесь все из одного мира — театрального. Но на этот раз оглядываться по сторонам особенно не нужно, потому что два экрана, установленных по краям сцены Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, транслируют возбужденные лица тех, кто пришел в надежде получить «Маску» или поддержать тех, кто за нее безуспешно боролся.
...Во вторник в Атриуме Большого театра закрылась 10-я конференция министров культуры стран-членов Совета Европы. По словам хозяина форума г-на Мединского, столь высокие рауты не проводились уже семь лет, а Москва так и вовсе принимала конференцию впервые. Говорили о разном. Скажем, о правах человека, частью которых является культура. О нашествии с Востока цифровых технологий. А еще западные министры сказали «спасибо» за отреставрированный Большой театр, — г-н Иксанов лично провел для них экскурсию.
Невероятно представить — тот концерт, который Николай Арнольдович всегда давал по традиции сам, теперь уже играют в его честь Госоркестр имени Светланова (дирижер Дмитрий Лисс) и Александр Гаврилюк за фортепиано... памяти мастера дают Вторую симфонию Рахманинова и его же Третий концерт.
Уж полтора года, как нет с нами Николая Арнольдовича, а ощущение полное, будто в это воскресенье он лично выйдет играть в БЗК свой деньрожденческий концерт, а после сядет за руль видавшего виды «Мерседеса» — неспешно и величаво отправится в Николину Гору, на любимую дачу, которую строил сам.
Днем раньше могло показаться, что Николай Цискаридзе замирился с Большим театром, и все обсасывали новость о якобы «соглашении», но не тут-то было: нынешние переговоры http://www.mk.ru/culture/article/2013/04/09/838433-bolshoy-teatr-gotov-idti-na-mirovuyu-s-tsiskaridze.html закончились ничем. Причем о подробностях стороны не распространяются. Чего хотел Николай — понятно: он желал, чтобы с него сняли два выговора от руководства БТ, так или иначе угрожающие увольнению. В ходе переговоров его интересы представляла известный адвокат Светлана Володина, а Большой театр защищает Алина Кудрявцева. Ей мы и позвонили.
...Минул год, как Олег Меньшиков пришел на Театр им. Ермоловой. Пришел — что характерно — по-джентльменски, без крови, скандалов и раздрая. Вон бывший худрук Владимир Андреев от всей души говорит Олегу спасибо за то, что тот сейчас позволил заниматься со студентами в новом репзале.
Роскомнадзор уведомил «Википедию», что статья «Курение каннабиса» («применяется для быстрого поступления насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг») внесена в реестр запрещенных сайтов. Это грозит закрытию всей «Википедии». Как — мы узнали у Станислава КОЗЛОВСКОГО, исполнительного директора «Викимедия РУ».
Олег Меньшиков сегодня на пресс-конференции подвел итоги годичного руководства театром имени Ермоловой. Он заявил, что мечтает о театре-клубе и хочет открыть малую сцену.
Сегодня в «МК» — замечательный режиссер, худрук и директор Театра им. Пушкина Евгений Писарев (возглавляющий его почти 3 года). Изменения к лучшему — налицо (и не только буквально по фасаду), но и проблем — воз и маленькая тележка. О последних новостях из храма Мельпомены — в интервью «МК».
2 апреля на малой сцене «Содружества актеров Таганки» под руководством Николая Губенко игралась музыкальная комедия с общим названием «Картины из московской жизни» или «Женитьбы Бальзаминова» (похождения мелкого чиновника, мечтающего о богатой невесте). В это же время в том же самом здании, в любимовской Таганке прощались с Валерием Золотухиным и в девять вечера гроб с его телом под аплодисменты выносили из зала. В театре Губенко не было даже минуты молчания.
...У красного домика Театра на Таганке люди собираются с восьми утра, хотя официальная панихида начинается только в 12. Тротуар перегорожен. Народ стоит по обе стороны Верхней Радищевской — одни в скорбной очереди, другие (напротив) просто разглядывают театр и портрет Валерия Сергеевича. Тут какая-то женщина потрясает билетиком — «А скажите, скажите, вечерний спектакль в соседнем «Содружестве актеров Таганки» тоже отменен по случаю прощания?». Никто не знает.
Пелевин продолжает «волновать умы», книжки «сметаются», хотя по косвенным признакам можно судить, что раскрученность превращает его в антибренд. В чем-то начинается «Гарри Поттер» — бесконечный, предсказуемый и «обязательно желанный». И хотя культурные медиа подавали выход его «Бэтман Аполло» как главную новость дня — делалось это, скорее, по инерции: кого еще можно столь же эффектно информационно продать? Не Прилепина же с Маканиным. Раньше хоть Сорокин составлял скандальную «конкуренцию»... сейчас о Владимире — ни слуху ни духу. Среди прочих в полночь в книжном, как говорится, «был замечен» и Дмитрий Быков — ему и звоним.
В этот день мы не могли не позвонить актрисе Нине Сергеевне Шацкой, первой жене Золотухина (у них общий сын Денис, священник). То, что она сказала, кому-то покажется жестким. Зато это искренние слова. Валерий Сергеевич был бойцом, и не заслужил дешевых слюней и елея в свой адрес... пусть будет прямо и правдиво. Надеемся, не надо пересказывать, что сначала Шацкая была замужем за Золотухиным, вторым ее мужем был Леонид Филатов. Таганка, Таганка, кругом одна Таганка.
Известный композитор Владимир Дашкевич способствовал тому, чтобы Валерий Золотухин получил роль в своей пусть не первой по счету, но первой определяющей картине — легендарном уже «Бумбараше». Еще неизвестно как бы сложилась киносудьба этого парня «с колючим, чисто таганковским характером». И вот с первого взлета до последнего Дашкевич и Золотухин не то что бы «тесно дружили» (а кто сейчас тесно дружит?), но были «поблизости» друг от друга...
...Проще сказать к каким музыкальным действам Денис не имеет отношения: он зачинатель и участник множества фестивалей, так вот 1 и 2 апреля в зале им. Чайковского пройдет в буквальном смысле самый громкий из них, посвященный 140-летию Сергея Васильевича Рахманинова. Любопытно, что в первый вечер Мацуев сыграет и Второй и Третий концерты Рахманинова; а за пульт Госоркестра им. Светланова встанет блистательный американский дирижер Леонард Слаткин.
В пятницу с 9 утра у погоревшего, но непобежденного ГИТИСа начали мало-помалу скапливаться журналисты и студенты. Собственно, не пускали на территорию именно погорельцев — актеров и режиссеров, остальные (продюсеры, танцоры) могли пройти в свои корпуса...
Во вторник в Минкульте «директорский конкурс» на легендарный театр Образцова выиграла г-жа Корчевникова, до этого находящаяся в статусе и.о. (после уголовной эпопеи с прежним главным — Лучиным). Выбор ожидаемый и вполне логичный. Пока «МК» звонил ей — уж многие пришли к кабинету с поздравлениями, надеемся, что Ирину Леонидовну поддержит труппа. Хотя находятся товарищи, которые в лучших традициях сего дня, продолжают строчить анонимки...
...Во вторник днем пятеро актеров с Таганки (Феликс Антипов, Дмитрий Муляр, Тимур Бадалбейли, Дмитрий Высоцкий, Любовь Селютина) решили публично задекларировать, что «эксперимент без Любимова оказался провальным, и без него Таганка развиваться не может». Журналисты настойчиво просили назвать имена тех, которые стали вносить коррективы в любимовские спектакли. Но дабы не усугублять внутритеатральный конфликт, имена так никто и не назвал. Но «МК» днем раньше огласил список.
И снова Таганка: драма продолжается. Любимов в изгнании, Золотухин в больнице, у руля — как бы новый директор, но всё это никого не останавливает, а, напротив, подхлестывает к жесткой борьбе не на жизнь, а на смерть. Во вторник четверо артистов (среди которых ведущие — Тимур Бадалбейли, Феликс Антипов, Дмитрий Муляр и Любовь Селютина) публично обратятся к Юрию Петровичу с просьбой «о возвращении в родной театр». Они вдруг поняли (так озаглавлена тема их пресс-конференции), что «Таганка без Любимова» оказалась «неудавшимся экспериментом». «МК» всё разузнал заранее.
Если есть желание увидеть самые интеллигентные лица нынешней, отнюдь не интеллигентной, России — милости просим в Дом Пашкова, на II научную конференцию «Библиофильство и личные собрания», которую традиционно проводит Роспечать совместно с Ленинкой и Национальным союзом библиофилов.
...Литобщественность ахнула: с детективным жанром Акунин завязывает. «Серию про Фандорина, конечно, закончу, но главным направлением работы стал многотомный проект «История российского государства»». Мало того — работа уже давно началась... О подробностях большого проекта Акунин рассказал «МК».
Городницкий в свои 80 прекрасен во всем — и как ученый, и как бард, но главное спасибо ему — за честность, четкость мысли и, если угодно, социальную адекватность. Его слова лишены пафоса. Они сильны своей простотой. Как в былых песнях (вспомнить его хиты — «Атланты» или «Над Канадой небо синее»), так и в нынешних не всегда лицеприятных для власти высказываниях.
...Как уже писал «МК», кенийский акробат Каро-Кристофер Казунгу получил в Москве осколочный перелом первого шейного позвонка, проткнув телом немецкую сетку воздушного аттракциона «Миллениум».
...Мы часто поднимали тему, что не только в наших оркестрах не сидят иностранные музыканты, но и собственные талантливые кадры спешат подобрать квартирку в Париже или Брюсселе, находя там необходимый профессии душевный и финансовый комфорт, коих ну совершенно не дает им родина.
На днях спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой посетил Еврейский музей (он же — Центр толерантности), в ходе визита прояснился юридический принцип передачи книг из коллекции Шнеерсона, о котором еще месяц назад писал «МК»: в Центре будет открыт филиал Российской государственной библиотеки.
...Как уже писал «МК», кенийский акробат Каро-Кристофер Казунгу получил в Москве осколочный перелом первого шейного позвонка, проткнув телом немецкую сетку воздушного аттракциона «Миллениум». Удачно проведена операция, молодого человека на днях переведут из реанимации в палату. С последними новостями — руководитель аттракциона Владимир ДОВЕЙКО.
Сидящий в тюрьме за покушение на худрука балета ГАБТ Сергея Филина «Иван Грозный» продолжает оставаться лидером. Это лишь подтверждается недавним переизбранием Дмитриченко главой профсоюзной организации Большого театра.
На информационном поле по делу Филина/Дмитриченко царит невообразимый хаос. То Павел Дмитриченко признает себя заказчиком, то уже не очень. То следователи хотят свести Филина (по возвращении) с его обидчиками в очной ставке, то не хотят. Адвокат пострадавшего при нападении худрука балетной труппы Большого театра Сергея Филина Татьяна Стукалова только вернулась из Германии, где консультировалась со своим клиентом по поводу дальнейших действий. На какие-то вещи она частично пролила свет.
...Так вышло, что на днях свое 60-летие отметит экс-глава Росгосцирка Александр Калмыков, с которого начались попытки серьезных реформ в цирковом застое, и именно он выступил заказчиком уникального аттракциона «Миллениум» п/р Владимира Довейко. Неудивительно, что неюбилейный разговор на остроцирковые темы мы начинаем с ЧП на проспекте Вернадского: