Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
...Не зря эпиграфом к новому поэтическому сборнику Евгения Стрелкова «Огни» выбрано выражение английского поэта-романтика Кольриджа «поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». Стихи Стрелкова — кстати, «в миру» инженера, заслуженного работника пищевой промышленности, доктора экономических наук — отличает необычная для сего дня простота, даже наивность; он не ищет сложных словоформ и сложных смыслов, пытаясь не столько ответить, сколько поставить для себя вечные вопросы.
Грядет главное культурное событие не только предстоящего лета, но и всего 2015 года: с 15 июня по 3 июля в Москве (фортепиано/скрипка) и Санкт-Петербурге (виолончель/вокал) пройдет юбилейный XV конкурс имени Чайковского, — пожалуй, самый представительный и по качеству участников и по звездному статусу членов жюри (Башмет, Ашкенази, Герингас etc.).
Совсем скоро начнутся репетиции «Академического хора Аппарата Государственной Думы». Об этом извещает письмо, разосланное сотрудникам аппарата его художественным руководителем. Набор певцов в коллектив продолжается.
...Что такое «Ночь искусств», которая пройдет часов с шести вечера 3 ноября и продлится (в некоторых местах) до утра 4-го? Всё просто: предполагается, что активные и жадные до творчества горожане смогут попробовать себя в самых разных жанрах — от попытки съемок фильма до кручения гончарного круга. Однако, мы решили заострить внимание на самом сложном моменте — оперном пении. Худрук театра «Геликон» Дмитрий Бертман решил рискнуть. И бросил по Москве клич: товарищи, кто оперу в потемках любит?
...В среду была презентована основная программа XII Международного чеховского фестиваля (пройдет в мае—июле 2015 года), которая — словами замминистра культуры Елены Миловзоровой — «привезена, несмотря на санкции, аж из 14 стран».
...Накануне открытия в Варшаве масштабного Музея истории польских евреев в местном Большом театре давали премьеру трехчастной оперы Анджея Чайковского «Венецианский купец», — что явилось для столицы настоящим культурным взрывом, хотя год назад «Купца» впервые показали в австрийском Брегенце. Сейчас всё сошлось воедино: и музей, и черный Шейлок (Лестер Линч) и, разумеется, трагическая судьба композитора Роберта Анджея Краутхаммера, вошедшего в мировую музыкальную историю под фамилией Чайковский.
…Вадим Гаглоев, недавно придя к власти в Росгосцирке, был вынужден заняться расчисткой авгиевых конюшен. В советское время при компании был создан совершенно уникальный Художественно-производственный комбинат (цирковым он известен под аббревиатурой МХПК), некогда получивший себе помещение бывшего общежития на улице Вучетича. Последние лет десять эта, по сути дела, единственная в мире столь величественная мастерская циркового реквизита пребывала в полуразваленном состоянии...
Петр Павленский в очередной раз признан вменяемым: его адвокат Дмитрий Динзе сообщил, что в Боткинской больнице художника осмотрел психиатр, который не нашел необходимости для психиатрической госпитализации. Сейчас Павленского обследуют по поводу подозрения на пневмонию. А в арт-среде продолжают обсуждать новость: Павленский, усевшись голым на крыше Института им. Сербского, отрезал себе мочку уха.
Это свершилось. Театр мюзикла Швыдкого дает бомбу... то есть, тыкву. То есть «Золушку». Куски давеча показывали прессе. Всё сделано почти с нуля буквально за два месяца. Аврал нереальный. Понятно, что от «Золушки» одно название. Крёстная возит с собой тыкву (которая оказывается бомбой), вредные сестры Золушки — не особо-то и вредные, а Принца вообще нет в программке, зато есть Дровосек. А еще пляшущий Джокер на балу. И выводок мышей. И... умирающая Золушка.
...Октябрь оказался богат на громкие премьеры мюзиклов «для всей семьи». Если в Театре Швыдкого вот-вот дадут «Золушку», то в театре имени Натальи Сац режиссер Георгий Исаакян завершает репетиции первого (для Сац) мюзикла под нарочито длинным названием «Жизнь и необыкновенные приключения Оливера Твиста». Интересно будет в любом случае: ведь музыку написал Александр Чайковский, стихи — Лев Яковлев, а невероятная сценография (совершенно не в режиме «эконом») из рук Алексея Вотякова.
...Вся страна в эти дни вспоминает любимого артиста — Савелия Викторовича Крамарова, или просто Саву (с одной «в»), как звали его друзья. К Крамарову не клеятся два определения — «большой артист» (хотя он был именно большим артистом) и «актер своего времени» (хотя расцвет его славы пришелся на гайдаевско-кеосаяновские фильмы середины 60–70-х гг.). По сути, Крамаров породил собой новый жанр — быть Крамаровым...
Сколько было критических копий сломано по поводу первой повести Евы Датновой, «Диссидеточки» (1994), поразившей своим искренним «самообнаженным» письмом юной правозащитницы, из числа «взрослеющих вместе с перестройкой», и сколь тепло и приятно сейчас взять в руки недавно вышедший сборник ее удивительных вещей (издательство «Пик») — теперь, увы, наполненных глубоким и грустным смыслом расставания... Ведь Ева так и не вернулась.
...В четверг в три часа дня по Москве Нобелевский комитет объявил нового лауреата премии по литературе: им — совершенно непредсказуемо и убийственно для букмекеров — стал известный в мире (но не очень — у нас) французский писатель, драматург и сценарист Патрик Модиано, «выявивший невероятные человеческие судьбы и раскрывший внутренний мир человека во времена оккупации».
Старый Арбат давно такого не видел — длиннющая очередь заполнила старую московскую улицу. В голубой, с ослепительным солнцем день тысячи пришли проститься с Юрием Любимовым.
В Пушкинском музее — инновационная премьера. «Британский дизайн: от Уильяма Морриса к цифровой революции» — выставка пусть камерная, но знаковая. Во-первых, потому что доказывает, что культурные связи с туманным Альбионом не потеряны, несмотря на все политические разногласия. Во-вторых, что важнее, проект представляет дизайнерские новинки, сделанные с помощью сверхсовременных технологий — какие пока почти не доступны в нашей стране.
…Ни для кого не секрет, что — как и вся страна — Росгосцирк (имеющий до сорока стационаров по РФ) пребывает в состоянии серьезных перемен. За последний десяток лет было уже несколько попыток «серьезных реформ». Но жизнь «бежала» быстрее глобальных планов реконструкции. В канун 95-летия российского цирка о новых тенденциях нам рассказывает гендиректор Росгосцирка Вадим ГАГЛОЕВ.
Фестиваль «Гаврош» завершается ударным аккордом: на сцене «На 4-м этаже» театра «У Никитских ворот» дают старинную легенду о воине Беовульфе, который победил злобного тролля Гренделя, сначала оторвав ему одну руку, а затем и перепилив горло «поющим мечом», — причем голову тролля потом несли аж четверо рыцарей…
Это был шок: спешащие на работу в час пик люди, в полукоматозном состоянии выныривающие из метро «Улица 1905 года», в полнейшем недоумении пробуждались, услыхав классические «трубные» аккорды реминорной токкаты Баха, играемой на... баяне. Затем поднимали глаза: в качестве «уличного музыканта» пред ними сидел обаятельный молодой человек в черной шляпе, старательно тянущий меха и улыбающийся каждому. Через минуту в тесном переходике вокруг виртуоза уже собиралась толпа.
В Москве открывается десятый международный театральный фестиваль «Сезон Станиславского» (пройдет с 3 октября по 18 декабря). Программа весьма представительна, среди стран-участниц — Бельгия, Литва, Италия, Япония.
…Фестиваль детских театров «Гаврош» (проходящий в этом году под датскими знаменами) хорош тем, что не боится разговора на сложные темы. Без этого просто не будет становления личности. Так вот датский театр Apollo (на площадке Театра кукол им. Образцова) представил необычную «Девочку со спичками» — откровенный разговор о том, каково это — быть бедным.
...На днях в Театре мюзикла (на «Багратионовской») стартует многострадальная и долгожданная «Золушка». Именно она, как полупошутил худрук театра Михаил Швыдкой, «станет зарабатывать деньги» для того, чтобы месяцев через восемь–десять театр начал сезон 2015 года эпохальным музыкальным спектаклем «Преступление и наказание» в режиссуре Андрона Кончаловского и на музыку Эдуарда Артемьева. И сейчас Андрон выходит на тропу вселенского поиска убийцы старухи-процентщицы...
В Цюрихе на Зильштрассе, в известной галерее актуального искусства Нади Брыкиной, открылась первая в Швейцарии персональная выставка Зураба Церетели, состоящая из полусотни графических и живописных работ; большинство из них ранее уже выставлялось в залах Академии на Пречистенке, однако здесь много и премьер — например, целая абстрактная серия, как нельзя более соответствующая духу галереи Брыкиной. Экспозиция открыта до 9 октября.
...В понедельник многие СМИ запестрели заголовками — «Режиссер Могучий (худрук БДТ) в больнице!», «Упал не то в оркестровую яму, не то в люк для декораций, а спас его только мягкий диван!» (откуда в тесной оркестровой яме мягкий диван — не уточняется). В общем, караул-караул. Спасибо, что не «попал под лошадь». Что делать — пришлось побеспокоить мэтра и отвлечь его от репетиции.
…Итак, в Москве открылся самый масштабный детский фестиваль «Гаврош», базирующийся в знаменитом «Театриуме» Терезы Дуровой (а также на целой куче представительных площадок – от кукольного театра им. Образцова до Новой сцены «У Никитских ворот»). Форум – восьмой по счету, и в этот раз он всецело отдан на откуп Дании. Но, наверное, впервые в истории фестивального движения (уж тем более детского) ребятишек перед спектаклями приветствовал Чрезвычайный и полномочный посол Дании в РФ Томас Винклер.
Мы позвонили знаменитому пианисту Даниилу Крамеру по совершенно пустячному поводу — спросить о грядущем концерте... а вылилось это в разговор на повышенных тонах ну совершенно в духе Петрова, хотя и сам по себе Крамер никогда за словом в карман не лез. Его просто взбесил драматический инцидент с его товарищем — джазовым пианистом Иваном Фармаковским, которого неделю назад чуть не убили в Москве («МК» об этом подробно писал)...
Стали известны первые результаты расследования вчерашнего инцидента в Московском Доме музыки, где фактически был сорван концерт певца Андрея Макаревича. «МК» выяснил, кто охранял концерт, как туда попали хулиганы и почему им удалось пронести баллончик с перцовым газом в здание.
Все-таки уникальный этот фестиваль — «Гаврош». Наверное, единственный, для которого специально выращивают курицу редкой породы, запасают муку, яйца, и продовольственные санкции тут ни при чем. А все потому, что главный принцип «Гавроша»: самое лучшее — детям. Восьмой по счету «Гаврош» стартует уже в пятницу в Театриуме на Серпуховке.
...Мексиканского тенора Роландо Виллазона (род. 1972) долго представлять не надо: многие до сих пор помнят его головокружительное выступление на конкурсе Пласидо Доминго «Опералия», лауреатом которого он стал (Роландо так и называли в ту пору «молодым Пласидо»); помнят его волшебный, относительно недавний дуэт с Анной Нетребко на Зальцбургском фестивале. Его голос звучит на лучших оперных площадках мира от «Метрополитен» до Ковент-Гардена.
Шоу телевизионщики устроили на славу. Одних телекамер на пресс-конференции набралось под сотню — будто речь должна идти о выходе в свет божий не детской забавы, а рок- или поп-иконы уровнем не ниже покойного Майкла Джексона. В президиуме — ведущие «Малышей» Оксана Федорова и Дмитрий Маликов. Тут же их «папа» — глава передачи, а заодно и телекомпании «Класс!» Александр Митрошенков.
...Трио им. Рахманинова (худрук Виктор Ямпольский), и без того известное необычными музыкальными проектами (недавние концерты в стенах Эрмитажа, Третьяковской галереи etc.), решило провести по сути масштабный всероссийский мастер-класс, возя ведущих европейских маэстро по нашим провинциальным консерваториям. Эффект не заставил себя ждать: многие таланты были замечены, и есть прецеденты, когда ребята — прежде не смевшие об этом и мечтать — поступали в ведущие западные академии.