Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
12 мая в зале им. Чайковского в честь 80-летия Владимира Дашкевича пройдет удивительный концерт, где в первом отделении дадут премьерную «Божественную комедию XXI», а во втором силами Оркестра Кинематографии прозвучит столь любимая всеми музыка из кинохитов — «Шерлока Холмса и доктора Ватсона», «Зимней вишни», «Бумбараша», «Собачьего сердца»... И это не все сюрпризы, которые приготовил нам юбиляр.
Славное дело Таганки живет и побеждает. Как театр Любимова легко сбросил с себя «бремя» Любимова, превратившись, однако, в полную после этого помойку, так и некоторые хористы из прославленного Государственного академического камерного хора вдруг решили что они сами с усами, и 85-летний великий худрук («диктатор») им вовсе не нужен.
…Еще в феврале мы опасались — состоятся ли в ялтинском Доме-музее Чехова традиционные «Чеховские чтения»? По счастью, они планировались заблаговременно, бюджет на конференцию верстался давно, и с 23 по 27 апреля мероприятие (уже открывшееся) обещает пройти как по маслу, тем более что лозунг этого года — «Чехов и мировая культура. 60 лет Чеховским чтениям в Ялте». Впрочем, приехали далеко не все, кто прежде желал...
...Только что Павел Пожигайло (председатель Комиссии по культуре Общественной палаты) вернулся из срочной командировки по Крыму. Причем, в ревю он был не один — с представителями Минкульта, Минобороны, Архнадзора. Вердикт один: не медлить! Все крымские памятники (а их — десятки тысяч) вышли из-под юрисдикции Украины, но еще не «пришли» под юрисдикцию РФ. Так что — де-юре — с ними можно творить всё, что заблагорассудиться...
Павел Пожигайло (председатель Комиссии Общественной палаты по культуре) только что вернулся из поездки по Крыму, где с представителями Минкультуры, Минобороны и Архнадзора он посетил различные памятники культуры.
...Не стало Маркеса, но нет гробовых придыханий, слово так и тянется в карман за пистолетом, ведь Маркес мощный, озорной, цепкий, — его проза всегда «на взводе», открываешь страницу — хочется рвать и метать, дискутировать, увлекаться, не поддаваться... а все равно поддаешься и озорству его пера, и увлекательной фантасмагории сюжета...
В среду министр культуры г-н Мединский решил разъяснить общественности позицию своего ведомства на ныне жарко обсуждаемый проект «Основы государственной культурной политики».
В понедельник Арбитражный суд Москвы вновь вернулся к рассмотрению иска Минкульта и РГБ («Ленинки») к Библиотеке конгресса США, с тем чтоб обязать американцев вернуть семь книг из коллекции Шнеерсона, которые мы им передали по системе межбиблиотечного обмена. Сколь долго будет продолжаться это противостояние — большой вопрос. Ясно, что от всех этих боданий очень страдают культурные связи.
...12 апреля в Камерном театре им. Покровского дают удивительную премьеру «Лазарь, или Торжество Воскрешения» на музыку Франца Шуберта/Эдисона Денисова, причем исполняется эта уникальная во всех смыслах религиозная трехчастная драма на немецком языке.
...Зураб Церетели любит Италию, и Италия любит его. В 2002-м в Риме на вилле Боргезе обосновался его знаменитый Гоголь, снимающий с себя маску. В 2003-м в Бари поставили бронзовый образ Николая Чудотворца.
…«МК» за последние годы не раз писал о замечательной идее возрождения иллюзионного бренда Кио. Но воз, увы, и ныне там. Гендиректора в Росгосцирке меняются как перчатки, только обобьешь пороги одному, о чем-то договоришься, — бац, его уже снимают.
Понятно, что современные русские мультики почти не попадают на ведущие телеканалы, и одна из причин тому — закон «О рекламе», запрещающий прерывать рекламными блоками детские передачи.
...В выходные на Чистых прудах произошли аж две удивительные истории. Дали сногсшибательную премьеру «Золушки» Екатерины Половцевой — извините, к детским спектаклям «Современник» не прибегал последние лет тридцать.
...Говорят, больше тридцати лет в «Современнике» не ставили детских спектаклей. То ли время к ним не располагало, то ли еще что. А тут Галина Волчек обратила внимание молодого режиссера Екатерины Половцевой на пьесу Шварца: посмотри, что из этого можно сделать? Ведь речь не просто о «детсадовском утреннике, собирающем кассу»: в «Золушке» под брендом «Современника» должны быть точно схвачены стиль, эмоция, драйв — понятно, что делать хит в семейном, безвозрастном формате куда сложнее. И Половцева «вооружает» себя очень талантливыми людьми — от художника Владимира Арефьева до композитора Дмитрия Шурова...
...Братья Запашные, как всегда, удивляют. Казалось бы, сиди себе на привычном дивертисменте, горя не знай (как сказал мне один деятель цирка: Москва — многомиллионный город, и даже за 20 лет все цирк не обойдут), ан нет — они рискуют, «прощупывают» вкусы и нравы, пытаются замахнуться на что-то новое, революционное, яркое.
...Итак, за «неправильную позицию» по Крыму группа активных товарищей предложила не только отобрать у Андрея Макаревича орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (от 2003 года), но и лишить его звания народного артиста России (от 1999 года). Пока в Сети вовсю собираются подписи «макаревичененавистников», «МК» задался простым и ясным вопросом: а сколь вообще адекватны сегодня звания Заслуженного и Народного артиста? Именно так — адекватны?
...Подобных выставок спокойный и размеренный Музей музыкальной культуры им. Глинки еще не видывал. Минкульт размахнулся на славу. Занят весь третий этаж, 11 залов...
...Главный бренд российского цирка — не его название, не здание и даже не опора на былые завоевания (хотя и это тоже), главная фишка — Артист, на имя которого должны ходить.
Фальшивые и пустые скандалы в достаточной степени и без того обескровленного Театра на Таганке добрались теперь и до Совета Федерации. Казалось бы где Таганка, а где СФ... Но нет: сенатор Олег Пантелеев по пунктам «раздраконил» Таганку, приведя конкретные примеры грехопадения некогда славного театра.
...Театральная Ночь пройдет в Москве во второй раз, и, учитывая прошлогодние аншлаги, число театров-участников возросло вдвое. Если раньше их было 19, сейчас (с учетом культурных центров и этнографических театров) примерно 45-47. То есть идея Капкова (главы департамента культуры Москвы) пошла на ура. Конечно, есть кто-то «кого обязали», но в основном театры подошли к празднику неформально, причем, самый классный вечер (плавно переходящий в ночь) ждет вас в театре-погорельце — Школе современной пьесы, правда, на новом адресе — в Среднетишинском переулке
Не секрет, что до последнего времени культурное сотрудничество России и Крыма находилось, мягко говоря, в вялотекущем состоянии. Ныне же все властные ведомства — и Минкульт в том числе — получили четкое распоряжение усилить взаимодействие по всем фронтам.
Активисты из Днепропетровска проводят сбор подписей за то, чтобы лишить Иосифа Кобзона (а родился он, кстати, на Украине в Часов Яре) звания «почетного гражданина» города. Артист в данный момент находится на лечении в Карловых Варах, но для «МК» он четко и ясно прокомментировал свою позицию, заметив, что в данный момент «культура не может оставаться в стороне».
Не стало Виктора Славкина. Разумеется, его пьеса в оригинале называется «Дочь стиляги», по которой Васильев поставил свою блистательную «Взрослую дочь молодого человека», но по аналогии все уж говорят о Славкине как об авторе именно «Взрослой дочери». Из которой до сих пор звенит в ушах фраза «Это жизнь, Бэмс!». Бывают в истории гениальные совпадения. Так вот Славкин «совпал» с Васильевым, ибо ранее его «Дочь» не захотели ставить в иных звездных театрах. Не поняли. Славкин предлагал новую технологию и в понимании слова, и в работе режиссера с артистами. С его подачи Васильев открыл, по сути, новый театр, ставший законодателем мод на десятилетия...
Музей Рериха, лишившись главного спонсора (после отзыва лицензии у известного банка), просит поддержки у властей. С одним, правда, условием. Рериховцы не желают утратить свой драгоценный статус «общественного музея», за который боролись его основатели.
…Понятно, что культура таки стала заложником политического обострения между Россией и Украиной и то ли еще будет: только что пришло известие, что в Киеве отменен концерт Дениса Мацуева на сцене Национальной оперы. Он должен был состояться 27 марта.
Ситуация между Штатами и Россией на культурном фронте переживает нелучшие дни: из-за «проблемы Шнеерсона», из-за общего политического обострения действует мораторий на обмен между фондами государственных музеев, — сохраняется опасность ареста шедевров. Единственная лазейка — привоз туда и сюда частных коллекций...
Мало нам комедии с натурализованным Депардье, так еще и челябинский Камерный театр в лучших традициях жанра решил присвоить звание почетного артиста артисту Ди Каприо за то, что тот, бедненький, снова пролетел мимо «Оскара» со своим «Волком». Чем бы дитя не тешилось... все сейчас звонят в Челябинск, с удивлением открывая для себя сам факт существования некого Камерного театра (возникшего, кстати, в 1988 году). Пиар круче, чем после «Золотой маски».
Свершилось чудо — аншлаговая опера «Ревизор» пера Владимира Дашкевича вышла уж в третьей редакции в Камерном театре имени Бориса Покровского. Добавился лирический дуэт Маши и Хлестакова, добавилась сцена гадания Маши (либретто Юлия Кима)...
Увы, в заложниках нынешней ситуации с Крымом могут оказаться ведущие культурные учреждения региона, скажем, одна из главных достопримечательностей — знаменитый дом-музей Чехова в Ялте. Туда мы и позвонили, дабы узнать, какие настроения бродят среди интеллигенции полуострова.
...Если прошлые министры культуры цирк в упор не замечали, то при Мединском инфоповодов хоть отбавляй — в пятницу с утра стало известно, что Минкульт досрочно отстранил Фарзану Халилову с должности главы Росгосцирка, назначив временно исполняющим (до выборов) предпринимателя Вадима Гаглоева (владельца циркового шоу), который давно мечтал занять этот пост. Но каждый раз срывалось.