Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
…Сейчас не очень удачное время для юмористов. Жизнь гораздо смешнее. Открывай новостной топ Яндекса — Васильевой дадут условное, грузчики украли из самолета 3 миллиона долларов, коммунист нечаянно оторвал голову Ленину... готовые анекдоты, и безо всяких усилий. Театр сатиры нынче без сатиры, Театр эстрады почти без эстрады.
29 апреля, в Женеве открывается Международный салон книги и прессы, на котором Россия выступает в статусе почетного гостя. Масштабная программа мероприятий, связанная с нашим стендом (солидной площадью 600 кв. м), еще раз подчеркивает важную аксиому: культурная изоляция России — как бы того кому ни хотелось — в принципе невозможна, а вот о нюансах международной культурной политики мы поговорили с заместителем главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимиром Григорьевым.
...Понятно, что название «БиблиоНочь» — это больше бренд, привлекающий внимание, хотя основная масса мероприятий пройдет 24-го днем и вечером. Впрочем, размаха всего действа это не отменяет: в столице планируется провести около 600 выставок, концертов, встреч, дискуссий, даже велопробегов, на которые зарегистрировалось свыше 200 участников-ведущих. Что до зрителей — контингент год от года молодеет...
Вадим Репин как-то заметил, что никто так не играет Шуберта или Бетховена, как «признанный классик» Рикардо Мути, и мало того — даже исполнение Чайковского «темпераментным итальянцем» оказалось лучшим за всю репинскую практику. Еще бы — Мути бесконечно многогранен, и этот харизматичный дирижер едет в Москву вместе с Венским филармоническим оркестром — одним из лучших коллективов в мире (кстати, это старейший симфонический оркестр Европы, год основания — 1848-й).
...Сегодня на суд публики будет представлена новая книга Аллы Иошпе «Бочка счастья», причем с рисунками самого Стахана Рахимова. А уж кто такие Иошпе и Рахимов — расшифровывать не надо: их удивительный эстрадный дуэт прошел через все невзгоды и испытания, став своеобразным символом свободы конца 1970-х — первой половины 80-х гг.
...В Театре мюзикла Михаила Швыдкого полным ходом продолжается работа над «Преступлением и наказанием» на музыку Эдуарда Артемьева и в постановке Андрея Кончаловского. Понятно, что не только для молодого театра на Филях, но и для столицы в целом «Преступление» станет знаковым культурным явлением, — и вопрос здесь не только в ярких главных героях, постановочных решениях, сколько в смысловых акцентах — возможно ли сегодня какой-то старухой-процентщицей достучаться до современного зрителя?
Крайне неприятная история случилась с известным дрессировщиком тигров Артуром Багдасаровым. Будучи с женой Кариной на отдыхе в Таиланде, он попал в ДТП: ехал с супругой на скутере и их неожиданно снесла легковая машина. Мало того: чтобы попасть в нормальную больницу для серьезной операции (перелом ноги со смещением) пришлось заплатить кругленькую сумму. Так что с момента аварии и до дверей палаты прошло около 12 часов. Что подтверждает, увы, печальную истину: болеть за границей нельзя.
Вечером в рейтинге новостей сообщение Мединского о том, что ныне запрещенный фильм «Номер 44», может быть размещен на сайте Минкульта, на некоторое время заняло первое место. И это в день прямой линии с Путиным!
Итогом скандала в Псковском театре, кстати, имени Пушкина, явится, скорее всего, тот факт, что никакого «Банщика» в постановке модного режиссера Варвары Фаэр там не будет. Ни в апреле, ни в мае, никогда.
...Человеку, далекому от музыкального цеха, очень сложно соединить в мозгу, казалось бы, два столь разных инструмента — орган и виолончель. Однако, Александру Князеву это удалось: он, по сути, редкий в мире солист, достигший серьезных высот и на том, и на другом поприще (включая победы на конкурсе им. Чайковского), недаром его зовут «одним из самых харизматичных лидеров своего поколения», причем, как в России, так и на Западе.
…Время не стоит на месте: небольшие концертные залы «идут в народ», точнее, открываются там, где этого народа очень много, хотя место может быть достаточно экзотичным с точки зрения классической традиции. Так, 16 апреля в деловом центре «Москва-Сити» впервые распахнет двери концертный зал на 130 мест, призванный стать новым эпицентром высококлассного камерного музицирования. На сцене в этот вечер — Трио им. Рахманинова и известный баритон Василий Ладюк.
Славное дело «Тангейзера» живет и побеждает. Сначала «церковная общественность» выкинула спектакль вместе с директором театра, а теперь — еще хлеще: не дожидаясь реакции общественности, артисты Псковского театра им. Пушкина написали Мединскому письмо с просьбой «обратить внимание» на готовящуюся постановку «Банщика» известного режиссера Варвары Фаэр. Видимо, третьей стадией «культурной эволюции» станет публичное самобичевание режиссеров.
…В пятницу новый директор Театра на Таганке Ирина Апексимова собрала журналистов, чтобы сообщить пренеприятное известие: историческому зданию нужен не просто ремонт (как хотели поначалу), а масштабная реконструкция; заявив это, г-жа Апексимова показала кучу фотографий с трещинами и подтеками в мемориальном кабинете Юрия Петровича Любимова, с провалами в фойе, с удручающим видом сцены, с перекошенными полами etc.
Мало кто знает, что в самом центре Москвы, на Покровке, располагается единственная в Москве маца-пекарня, в которой во вторник вечером собрались известные евреи России, дабы — правильным выпеканием мацы — отметить Песах. К старинному обычаю впервые прикоснулись Леонид Якубович и Андрей Макаревич, режиссеры Иосиф Райхельгауз и Павел Лунгин, еврейская бизнес-элита, детишки с особыми потребностями...
...Скажи Дмитрию Бертману в 2007-м, что историческое здание на Никитской он получит назад только на 25-летие театра, — кто знает, хватило бы худруку выдержки и моральных сил не ликвидировать «Геликон» и не принять одно из многочисленных предложений западных трупп...
История с "Тангейзером" прошла лакмусовой бумажкой по всей стране. Деятели культуры уже высказались — кто-то остался мудр и рассудителен, кто-то просто взял под козырек перед официозом. Дошла очередь и до технической интеллигенции: кандидат физико-математических наук Олег Курнявко из омского Института водного транспорта взял и придумал знак, предупреждающий верующих об оскорблении их чувств.
...Андрис Пога — один из самых удивительных дирижеров современности, единственный обладатель Первой премии на престижном дирижерском конкурсе им. Светланова; несмотря на неожиданный взлет и прекрасную карьеру, маэстро Пога был почти неизвестен в России, но его вчерашний выход в БЗК с Лозаннским камерным оркестром и с солистом Трулсом Морком (норвежский виолончелист) еще раз подчеркнул высокий класс этого яркого и — в хорошем смысле — самобытного дирижера.
Новый директор Новосибирского оперного Владимир Кехман среди причин снятия «Тангейзера» назвал — вторым пунктом — невыполнение театром (при Борисе Мездриче) финансовых обязательств перед дирижером Айнарсом Рубикисом (дескать, театр еще не рассчитался с Рубикисом за два мартовских спектакля); однако в четверг мы лицезрели два немножко различных по эмоции и сути документа: письмо Кехману от арт-агентства, курирующего Рубикиса, и открытое письмо самого Рубикиса. Где правда?
...Библионочь пройдет 24 апреля, — как раз есть еще время подобрать для себя близкие по духу события. Вот информация, пришедшая только сегодня: в библиотеке (культурном центре) им М. Волошина (Новодевичий проезд, 10) 24-го откроется удивительная выставка «Вслед за кистью...» (Японский дневник: литература Японии в образах искусства XVI-XIX вв.), причем продлится она ровно неделю. Проект удостоен специального гранта Правительства Москвы. Нас консультирует сотрудник музея, востоковед Виктор Солкин.
...Во вторник днем завершилось общее собрание в Новосибирском оперном, где новый худрук г-н Кехман, как и ожидалось, уведомил всех о невозможности оставить в репертуаре постановку Тимофея Кулябина «Тангейзер». Впрочем, причины «отставки» были далеки от религиозного контекста.
Понятно, что джинна, выпущенного из бутылки, обратно не загонишь: накопившиеся в обществе противоречия нашли свой выход через новосибирского «Тангейзера» (хотя еще недавно на эту же роль могла претендовать постановка Богомолова в МХТ, но не случилось) — нарыв прорвало, и теперь все развлекаются кто во что горазд. Например, замглавы администрации президента предложил ввести предварительный просмотр спектаклей гостеатров. Фактически вернуть старую практику худсоветов, но на новый лад.
Неожиданным образом разрешился скандал вокруг кулябинской постановки «Тангейзера» в Новосибирском оперном (если не сказать, что был порожден скандал еще больший): в момент воскресного стояния у театра клерикалов (среди которых, кстати, был замечен и депутат Валуев), добивающихся снятия нашумевшего спектакля, из Минкульта пришло известие об отставке Мездрича и о назначении Кехмана (известного бизнесмена и — по совместительству — директора Михайловского театра).
Открывая сегодня в «МК» тематическую «Книжную страничку», мы решили для начала обозначить две главные проблемы, вытекающие одна из другой: это, во-первых, упадок русской переводческой школы, а во-вторых, трудности в продвижении и популяризации русской литературы в мире, и делаем это устами двух компетентных лиц, библиофилов — главы Роспечати Михаила Сеславинского и спецпредставителя Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаила Швыдкого.
...28 марта, в субботу в Рахманиновском зале консерватории вместе с известным Трио им. Рахманинова выступит, первый раз приехавший в Москву, превосходный в своем мастерстве Миланский духовой квартет в составе гобоиста (и дирижера) Диего Дини Чаччи, кларнетиста Серджио Дельмастро, фаготиста Фаусто Поллони, а также удивительного Альфредо Педретти (валторна). Вечер целиком будет посвящен творениям Людвига ван Бетховена, а о деталях нам расскажет создатель рахманиновского Трио Виктор Ямпольский.
Российский еврейский конгресс совместно с Центром «Холокост» подали заявку в отдел Праведников мемориала «Яд ва-Шем» (Иерусалим) с предложением признать нобелевского лауреата Ивана Бунина и его супругу Веру Муромцеву-Бунину Праведниками народов мира, и заявка, что важно, была принята. Столь почетное звание присуждается тем, кто, рискуя жизнью, спасал евреев во времена Холокоста (а, например, мемуарист русского зарубежья Александр Бархрах провел во французском доме Буниных около трех лет).
На круглом столе в Общественной палате советник Президента Владимир Толстой рассказал о вопиющем случае в Иркутской области: по разнарядке местного РОНО из сельских библиотек стали изымать внушительный ряд блистательной детской литературы включая «Малыша и Карлсона» Астрид Линдгрен, «Дюймовочку», «Тома Сойера» etc. Зачем? Горе-чиновники руководствовались, видите ли, вступившем в силу (2012 год) законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
...Эстафета «Ночи в театре — 2015» (посвященной в этом году 70-летию Великой Победы) начинается сегодня в 22.00 с музыкального театра «Геликон-опера», куда — в гости к худруку Дмитрию Бертману — пожалует новый культурный начальник Москвы Александр Кибовский. Примечательно, что в «Ночи» участвует не менее 70 театров, и у каждого, надо признать, очень интересная программа в силу, понятно, возможностей. Впрочем, надо не забывать о предварительной записи на большинство мероприятий.
...Мы не раз писали об уникальном многожанровом (имея ввиду джазовую гитару, классическую etc.) фестивале-конкурсе Сергея Матохина Tabula Rasa, который был организован им еще в 1999 году. Вот уже несколько лет как замечательный форум «обжился» на площадке школы Сергея Казарновского — в «Класс-центре». Таким образом, на пять дней школа становится центром гитарной Вселенной, — и то удовольствие, которое получаешь здесь от музыки, слушая совсем юных звездочек, несравнимо ни с чем.
...Погибшего в авиакатастрофе А320 оперного певца Олега Брыжака уже мало помнят здесь, в России; однако, ставший родным ему театр Дойче Опер на Рейне в Дюссельдорфе (в городе, где исторически сложилась большая русская община) буквально выбит из колеи этим трагическим известием. Мы позвонили другу Олега — известному баритону Борису Стаценко, который буквально делил с погибшим артистом многие оперные партии.
...В России, в конечном счете, всё держится на личности, а потому вслед за целой сетью фестивалей Башмета и Мацуева, в Новосибирске возник глобальный авторский форум прославленного 43-летнего скрипача Вадима Репина (уроженца этих мест). В этом году смотр проходит уже второй раз, его отличает от прочих красивое имя (Trans-Siberian Art Festival), а также солидная продолжительность и география. А уж «начинка» — вообще отдельная тема.