
Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Скоро в Цюрихе, в городской галерее Jedlitschka открываются «Русские Сезоны» — вкусная с точки зрения оптимизма, и со вкусом подобранная развеска трех ярких, разностильных, но в то же время близких по мироощущению русских художников — Татьяны Назаренко, а также Алексея и Игоря Новиковых. С их полотен смотрит настоящая, без прикрас, но в то же время и без депрессива Россия — гармонист, баба с бубликами, девушка с зеленой бутылкой, Масленица, ярмарка в одном из волжских городов, грёзы Марии...
Все погибшие в крушении Ту-154 артисты ансамбля Александрова — необычайно талантливые люди. Мы продолжаем рассказывать о тех, кто летел роковым рейсом в Сирию.
На потерпевшем крушении самолете Ту-154 мог находиться замечательный артист, классик отечественной эстрады Иосиф Кобзон - глава ансамбля имени Александрова Валерий Халилов пригласил его на авиабазу Хмеймим. Мы поговорили с Иосифом Давыдовычем о трагических событиях.
Спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой сравнил гибель артистов прославленного ансамбля Александрова в крушении Ту-154 с уничтожением Пальмиры.
О руководителе Департамента культуры Министерства обороны Антоне Губанкове искреннее скорбит вся культурная общественность. Он был очень необычным чиновником, и был ли он до конца чиновником — большой вопрос.
На борту разбившегося в Черном море самолета Ту-154 находились 68 артистов ансамбля имени Александрова во главе с художественным руководителем, известнейшим дирижером, генерал-лейтенантом Валерием Халиловым. Все пассажиры рейса, летевшего в Сирию на базу Хмеймим, погибли.
ГИТИС кипит — будущие критики объявили бойкот ректору и не ходят на занятия и зачеты. Будущие артисты, режиссеры и продюсеры пока наблюдают, занимая позицию неприсоединения. А соцсети, как им и положено, только поддают жару. Причина конфликта в творческом вузе — решение нового ректора Григория Заславского соединить театроведческий и продюсерский факультеты в один, по его мнению, исключительно для пользы развития театрального дела.
…Легендарного скрипача Яшу Хейфеца иные считали холодным и сдержанным, фанаты же всегда призывали — «Да закройте вы глаза! Всего-то! И вы услышите страсть, неудержимый пожар!». Вот и Алексей Лундин — концертмейстер «Виртуозов Москвы» — часто не выказывает эмоций при игре, сохраняя имидж мягкого интеллектуала, этакого Ходорковского со скрипкой, но он с невероятной силой способен увлекать за собой, не давя и не довлея, поражая, при всем хладнокровии лидера, чистотой музыкальной идеи.
Не стало легендарного актера Вячеслава Шалевича. Он скончался, не приходя в сознание в реанимации московской клиники, куда его доставили в тяжелом состоянии. Факт его смерти подтвердил нам директор театра Вахтангова Кирилл Крок. О дате и месте прощания пока не известно.
Новый год настает. Пора подводить итоги. Что хорошего за 365 дней случилось в нашем культурном государстве, а что не порадовало? Чем мы можем гордиться, а за что становится безудержно стыдно? На что есть ответы, а какие вопросы так и остались неразрешенными? Смотрим на культурный расклад: и густо, и пусто, и некому руку подать...
До Нового года — всего 10 дней, время подводить итоги и узнавать о новых сюрпризах главного телеканала страны. Что мы смотрели? Какие программы и фильмы собирали нас у телевизора? Развлекали, заставляли задуматься, поражали необычным форматом? И кто они, эти люди, ставшие героями 2016-го?
Страна у нас большая, инфраструктура часто проблемная, а потому — если отбросить ложную повестку дня про цензуру и прочее — главной задачей культуры является донесение высокой вкусовой планки в регионы.
Полиция Санкт-Петербурга пожаловала в цирк на Фонтанке с целью «проверочных мероприятий», а конкретно речь могла идти о прозрачности финансовых операций в связи с приобретением шапито еще для Славы Полунина, который красиво рулил старейшим стационаром в России, но куда-то не туда вырулил, и в итоге был отставлен. До последнего не утихали споры — быть цирку Чинизелли в лоне Росгосцирка или остаться самостоятельным.
Окружной суд Амстердама вынес вердикт по делу о «скифском золоте»: коллекция из крымских музеев, выставлявшаяся в амстердамском музее Аллард Пирсон, должна быть возвращена Украине.
Печально известный своими подвигами актер Валерий Николаев отличился по цирковой части дважды: первый раз на торжественной церемонии «Идола» вышел в манеж и понес околесицу про жену и автоматчиков, второй — в программе «Прямой эфир» вот так запросто обвинил Запашных в жестоком обращении с животными, однако, самих животных в глаза не видел. Второй эпизод как порочащий деловую репутацию стал достаточным поводом для того, чтобы Эдгард Запашный подал иск в суд.
Книга по истории театра — особый жанр, это факт, подкрепленный страстью, это то, что всегда будет востребовано спустя долгие годы как тончайшая фиксация времени, в то время как многое из той же художественной литературы канет в Лету. И вот вечером 8 декабря в Бахрушинском музее (а именно — в т.н. Каретном сарае) состоялась третья церемония награждения авторов, пишущих о театре.
Войнович — это всегда острота, искренность, праздник; часто писательская братия сегодня — весьма мутные типажи, не умеющие четко сказать ни да, ни нет, хитроумие стало нормой, — Войнович, по счастью, прям и прозрачен по образу мысли, а это очень немало. И его «Малиновый пеликан», презентованный на ярмарке интеллектуальной литературы non/fiction тому подтверждение.
В Театре мюзикла завершаются показы премьерной «Принцессы цирка», — со временем спектакль еще более усложнится, ведь это в традиции театра Михаила Швыдкого — каждый раз прибегать к новым идеям, жанрам, эстетике, развивая родные детища во времени и пространстве, о чем нам и поведал основатель и худрук ТМ. К тому же — не за горами новые необычные премьеры.
В понедельник самая массовая премия зрительских симпатий «Звезда театрала» назвала своих лауреатов, причем в народном голосовании приняли участие рекордные — без малого — 70 000 человек (в прошлом сезоне — на 10 тысяч меньше). Красивая торжественная церемония (а вели ее Ольга Тумайкина и Павел Деревянко) прошла в Театре им. Вахтангова, собрав весь цвет из преданных слуг Мельпомены.
Сегодня в Большом театре премьера оперы «Дон Карлос». Звездный состав (Ильдар Абдразаков, Хибла Герзмава), но главное — дебют на сцене Большого Дмитрия Хворостовского. Увы, Хворостовский не выйдет сегодня и в ближайшие дни на сцену — врачи не рекомендовали ему пока петь по состоянию здоровья. Из-за этого у многих людей могут возникнуть теперь финансовые проблемы.
Известный библиофил, глава Роспечати Михаил Сеславинский предпринял очень непростую попытку составления каталога «Русские книжные редкости XX века: 333 избранные книги», опираясь на опыт библиографа и букиниста Николая Березина (1866—1938). Собственно, оба каталога, вышедшие с разницей в век, даже одинаково оформлены — Березин когда-то подписывался как Н.Б. на титульном листе, так и Сеславинский оставил лишь свои инициалы М.С., — его труд был презентован на ярмарке интеллектуальной литературы.
В Марракеше открылся 16‑й международный кинофестиваль, на котором в этом году помимо основной конкурсной программы будет представлена широкая российская ретроспектива, куда вошли 90 лет отечественной кинематографии — около 30 лент: от «Броненосца «Потемкин» до «Левиафана». Дело в том, что жюри форума уже дважды присуждало Гран-при русским фильмам (в 2008‑м и в 2014‑м), наш кинематограф здесь неплохо знают, и теперь России посвящен весь национальный блок.
Сегодня как никогда важна взаимосвязь культур, музыкальных традиций, и так здорово, что в этом непростом деле — проведении перекрестных концертов, питающих музыкальную мысль разных стран — есть свои пионеры, свои лидеры, такие, как Трио им. Рахманинова; и в этот раз музыканты провели изысканную перекрестную программу под названием «Русские сезоны в Германии.
В Кремлевском дворце зрители стали свидетелями необычного эксперимента — вечные темы Эннио Морриконе с оркестром театра Станиславского и Немировича-Данченко и капеллой им. Юрлова исполнил в качестве дирижера его сын — также известный композитор Андреа Морриконе в программе «Музыка вечна».
После череды нашумевших злоключений с мажорами на «Гелендвагенах» и без оных «МК» решил предложить свою альтернативу хамскому поведению юнцов на дороге: мы отыскали антимажора, который ездил по городу на своем шикарном золотом «Мерседесе» и совершал подчеркнуто добрые дела, что иногда, понятно, людей шокировало не меньше, чем хамство. Тем более что на почетную роль антимажора пригласили известного циркового артиста Гию Эрадзе— красивого, обходительного и готового к нашим необычным экспериментам.
С 1 по 3 декабря в Санкт-Петербурге пройдет V Международный культурный форум, основными площадками которого станут Главный штаб Государственного Эрмитажа и Российский этнографический музей (всего же 275 мероприятий в 92 точках). Программа форума, как всегда, разделяется на два потока — профессиональный (зарегистрировались рекордные 7800 человек) и общественный (8200); ну а среди ключевых тем — подведение итогов Года кино, 125-летний юбилей Сергея Прокофьева и 25-летие СНГ.
Такие тёрки начались — Маруани на Киркорова, Киркоров на Маруани, фанаты беснуются — слышен ли в популярной медленной и лиричной «Жестокой любви» Киркорова плагиат на некогда не менее ходовую электронную композицию Symphonic Space Dream? А чего, братцы, гадать — не проще ли обратиться к профессионалу, скажем, прекрасному композитору Владимиру Дашкевичу.
...Если для искусствоведов такие фигуры, как, скажем, Гелий Коржев, давно были знаковыми, то для раскрутки их среди широкой публики требуются немалые усилия из ряда персональных выставок, лекций, постоянной экспозиции. Этой задачей — вернуть народу его героев — как раз и озабочен Институт русского реалистического искусства, который на свое пятилетие кардинально преобразил выставочное пространство (на трех этажах) и серьезно дополнил коллекцию до 6000 единиц хранения
Ярмарка non/fiction этого года (пройдет с 30 ноября по 4 декабря в ЦДХ на Крымском) как никогда богата на имена и яркую программу событий.
Вся ленкомовская гвардия — Виктор Раков, Леонид Броневой, Александра Захарова, Дмитрий Певцов etc. — выходит на громкую премьеру антиутопии по романам Владимира Сорокина «День Опричника» и «Теллурия», где само действие происходит «через 100 лет от премьеры» и призывает задуматься о «богоизбранности» русского человека, причем, не всегда в нормативном ключе... К «Опричнику» режиссер-постановщик Марк Захаров шел долго, и перед прогоном ответил нам на все ключевые вопросы.