Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Музеи Германии с поразительной гибкостью реагируют на изменения в социуме, являясь не столько «сундуком для хранения ценностей», сколько местом для диалога о жизни, чем-то подменяя собой функции церкви. О современных художниках и музейных практиках мы непринужденно поболтали с директором Emil Schumacher Museum — известным куратором Рувэном Лётцем.
Изменения в театральном деле назрели давно, время бежит вперед, а поскольку наш театр исторически гипертрофированно зависим от государства (из-за того, что частные институции развиваются, увы, крайне медленно, и до сих так и не принят закон о меценатстве), то, соответственно, неизбежны «терки» каждого конкретного театра с его учредителем — либо Минкультом, либо Департаментом культуры Москвы. На эту тему мы и собрали в «МК» круглый стол, пригласив директоров самых успешных театров.
Сегодня Минкульт отрапортовал о памятнике Плисецкой, который вскоре будет установлен на Большой Дмитровке. Если честно, заранее зажмуриваешь глаза, потому что нынешний тренд, судя по последним творениям, — это тотальное убийство и наплевательство на жанр скульптуры, и Владимир у Кремля — апогей этого безумия. Массе людской, понятно, все равно, какой фрагментик бронзы попадет в селфи-снимок. И это трагедия, потому что людей надо образовывать, объяснять — что хорошо, а что плохо.
Максим Никулин, как сын своего отца и директор Цирка на Цветном, всегда отличался независимой оценкой происходящих событий, и видел он их не так, как велит тот или иной тренд, а просто точка зрения исходила от его естества, и он ее не менял. Он не за ваших, и не за наших, он просто Никулин, сделавший цирк главным делом своей жизни, и дело это процветает.
Говорят, для актера высшее счастье, когда он умирает на сцене. Но это понятно спустя годы, с высоты птичьего полета. А сейчас для Тверского театра драмы — полнейший шок: 11 ноября, сразу по окончании популярного спектакля «Восемь любящих женщин», буквально после поклонов умер ведущий артист Борис Лифанов. Ему было 59. Зритель ничего не увидел и не узнал. «Скорая» оказалась бессильна...
«Царю Эдипу» Софокла — эпохальной постановке Римаса Туминаса (совместно с Национальным театром Греции) — еще в июле рукоплескали первые зрители исторического амфитеатра Эпидавра (под открытым небом). Теперь же ослепивший себя царь, сам раскрывший свое преступление, добрался и до родных вахтанговских стен — 12 ноября московская премьера.
Скандалы и дрязги с Петербургским цирком на Фонтанке (он же — Чинизелли, он же — старейший стационар в России), слава богу, закончились: команда сформирована — к действующему директору Михаилу Смородкину в качестве худрука приглашен известный цирковой артист, режиссер Гия Эрадзе, благодаря яркими шоу которого Росгосцирк не терял лицо все последние кризисные годы... И вот теперь Гия задумал создать на Фонтанке собственную цирковую труппу.
Гарри Гродберг в органном мире был примерно тем же, чем Зельдин в мире артистическом. Казалось, он вечен, впитав в себя все эпохи. Рождалась масса новых виртуозов, чередою шли органные фестивали, но всегда на тумбах особняком висели его афиши, причем, до самого последнего момента — в Калининграде, Твери, Казани, Иркутске... Он был первым и единственным в своем роде. И все его концерты, в отличие от прочих, шли с неизменными аншлагами. По сути, он был единственной органной суперзвездой.
Классных пианистов — пруд пруди, хороших трубачей — э-э... сразу повисает пауза. Нет, ведущие оркестры с грехом укомплектованы, но назвать солирующую трубу массовым явлением — язык не поворачивается. И почему это так — мы выясняли с ярчайшим артистом, солистом Владиславом Лавриком. Он и в прославленном РНО на первых позициях, и худрук фестиваля медного духового искусства Brass Days, и от Путина премию получил, и как дирижер себя проявляет, короче, человек-оркестр.
Дрязги с т.н. Союзом цирковых деятелей зашли уже в совсем неприличное русло — освистывают министра культуры, его зама, при упоминании фамилии Запашный готовы любого сжечь на костре, и на минувшей а-ля отчетной конференции перевесом в пять голосов (хотя урну для бюллетеней непонятные личности брали буквально штурмом) этот самый СЦДР избрал удобного себе председателя — Евгения Биляуэра, да, прекрасного жонглера, но никак не предводителя циркового движения.
…Машины военной автоинспекции, автобусы с солдатами, люди с цветами. На больших экранах у Театра армии только он – Зельдин, Зельдин, Зельдин… «Нам казалось, он будет жить вечно…» – повторяли многие на улице, за кулисами, со сцены. А почему именно это повторяли, хочется спросить? Думается, что в век разобщенности, полного исчезновения моральных и нравственных ориентиров, Зельдин своей судьбой, своим возрастом, впитавшим даже не одну эпоху, как будто объединял и примирял всех.
Олег Попов? Сложный человек, великий артист. Вот и его не стало. "Солнечный клоун" внезапно скончался во время гастролей в Ростове-на-Дону в возрасте 86 лет - остановилось сердце.
Скончался актер Владимир Зельдин. Он прожил 101 год. О Владимире Михайловиче вспоминают его коллеги — Валентин Гафт, Людмила Чурсина, Борис Морозов, Виктор Сухоруков, Валентина Асланова.
В Иерусалиме ученые вскрыли Гроб Господень - могилу, где, как считается был погребен после смерти на кресте Иисус Христос. К этой новости приковано всеобщее внимание. Однако пока информация, поступающая из Святого города, весьма скудна. И даже запутана. Мы побеседовали со специалистами о том, можно ли ждать каких-либо значимых открытий.
По словам режиссера Заремы Заудиновой худрука «Театр.doc» Михаила Угарова не выпустили в Шереметьево на берлинский рейс якобы по распоряжению ФСБ. Сам Угаров допустил, что речь может идти о мелких штрафах. Однако мы не поленились зайти на сайт Федеральной службы судебных приставов и оказалось, что за Угаровым Михаилом Юрьевичем, родом из Архангельска, числятся совершенно сумасшедшие штрафы. Тогда причем здесь ФСБ?
«Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…» — эту картинку из чеховского «Хамелеона» мы наблюдаем всякий раз, когда в иной провинциальный город жалует большой начальник из центра (не важно, какого ранга и ведомства). Как и 130 лет назад, чиновник надувает щеки, пучит глаза, делая вид, что его трогают людские чаяния… А народ-то копошится, что-то наперебой пытается донести — свое, сокровенное, мол, царь не знает, надо сказать царю…
...В юбилейный сезон Шостаковича геликоновцы начинают первые показы в зале «Стравинский» своей знаменитой постановки 2000-го года «Леди Макбет Мценского уезда». И покажут, что называется, «в полный рост» — так, как «Леди» демонстрировали по всему миру в тот момент, пока сами вынужденно занимали ограниченное пространство на Арбате. Вот и сейчас декорации прибыли из Бразилии, из Сан-Паулу, и их, не завозя на склад, прямо с колес монтируют на обновленной исторической сцене.
Не лучше ли вместо скучных уроков музыки на фортепиано в обычных школах, ввести столь яркий инструмент как баян или аккордеон, который был бы ближе детям, а главное — способствовал большей популяризации баянного искусства? О чем мы и поговорили с известным музыкантом Айдаром Гайнуллиным в разгар его юбилейного сезона.
Дачу знаменитого художника Александра Шилова в Одинцовском районе ограбили в эти выходные. Ущерб серьезен, но художнику куда важнее моральная сторона вопроса. Что он эмоционально и выразил в интервью с репортером «МК».
Все кукольники — философы, это только так кажется иногда, что — бала-бала, чей-то голос за ширмой, чья-то рука в темноте... и на этом конец представления. Но чтобы кукла ожила, иногда требуется перевернуть весь мир. Что нам и доказал знаменитый актер и режиссер из Франции Николя Гусефф, приехавший на мастер-класс в театр им. Образцова — на VIII международный фестиваль театров кукол.
Когда на премьере «Принцессы цирка» в Театре мюзикла дочь Имре Кальмана Ивонн вышла на сцену, она сказала одну-единственную фразу: — У меня тут спрашивают — «ну не может же быть всё хорошо; скажите, что не так в этой постановке?». А я только развожу руками — что здесь может быть не так? Это идеальный спектакль!
...Непривычное, дико буйное столпотворение прессы на входе - верный признак того, что где-то за кулисами прячут Примадонну - звезду первой величины оперной сцены Анну Нетребко. Большой 16 октября дает свою версию "Манон Леско" в постановке режиссера Адольфа Шапиро (за дирижерским пультом - Ядер Биньямини). Собственно, ГАБТ и не скрывает, что проект возник "из-за твердого желания руководства" пригласить Анну выступить на исторической сцене. Ну а в роли Шевалье Рене де Грие выступит Юсиф Эйвазов.
Если обыватели могут гадать, кто же избран сегодня новым генсеком ООН, то дипломатам экс-премьер Португалии Антониу Гутерриш отлично известен, и характеристики о нем самые лестные, хотя и осторожные. Понятно одно — политически это фигура более масштабная, чем Пан Ги Мун. А вот кого это устраивает или нет, мы попытались разобраться с нашими авторитетными экспертами.
Сегодня день рождения у необычного культурного учреждения столицы — библиотеки и культурного центра им. де Сент-Экзюпери. В таком статусе она существует с 2008 года, но, если учитывать преемственность, ведет свою историю с «библиотеки ссыльных переселенцев и политкаторжан», то есть с 1936‑го. Как память тех лет тут стоят три стеллажа со старыми, черными от времени книгами...
Неожиданно: Нобеля по литературе получил Боб Дилан. За «создание новых поэтических выражений в рамках великой американской песенной традиции». Вот что об этом думают люди сведущие.
Театр анимации из Познани привез на образцовский кукольный фестиваль своего замечательного «Мольера» в постановке голландца Невилла Трантера. Актуальные темы, поднятые в спектакле, сподвигли нас обсудить состояние дел в польском кукольном жанре с директором театра в Познани Мареком Вашкелем, фигурой поистине знаковой — он и авторитетный историк театра кукол, и доктор философии, и прежний арт-директор Белостокского театра...
...Гость VIII международного фестиваля театров кукол имени Образцова, режиссер из Венгрии Андраш Ленарт освоил и скульптуру, и драматический театр, а уж в кукольном жанре и вовсе перепробовал всё, остановившись в итоге на микрофигурках, спектакль с которыми не может продолжаться более 20 минут, да и атмосфера подразумевается исключительно камерная. За время шоу им были показаны два мини-спектакля.
...Разграбленный нечистоплотным директором дом престарелых; убогие и больные люди, по ком уже пора петь отходную; поток беженцев, наводняющих Европу, — что всё это? Заголовки газет? Нет — это сюжеты спектаклей гения кукольного театра Невилла Трантера, который привез в Москву, на международный фестиваль в театр Образцова свою знаменитую «Матильду».
— Что такое истинное кукольное искусство? — берет меня за руку ведущий артист театра кукол Роберт Ляпидевский. — Это, как у музыканта, виртуозная работа кисти. Хотите покажу? Вот одна трость, вот вторая... Он берет куклу того самого знаменитого Конферансье из спектакля «Необыкновенный концерт», которому в этом году исполняется 70 лет (постановка Сергея Образцова и Семена Самодура 1946 года).
Ровно 185 лет назад, в октябре 1831 года, Пушкин дописал т.н. «письмо Онегина к Татьяне», тем самым поставив окончательную точку в своей «энциклопедии русской жизни» — романе в стихах «Евгений Онегин».