Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
В память о Юрии Петровиче Любимове учреждена общественная премия, которая вручается каждый год, причем, число лауреатов ограничено, и в этот раз лишь трое получат ее — три легенды: артист Евгений Миронов, искусствовед Ирина Антонова и нейрохирург Александр Коновалов. Торжественная церемония в «Новой опере» состоится 30 сентября; пока же там идет репетиция действа, ведь по окончании покажут последний проект Любимова в стенах колобовского театра — «Школу жен» Мольера на музыку Владимира Мартынова.
Всемирно известный баянист Айдар Гайнуллин перевоплотился в героя Кафки — он стал насекомым из «Превращения» (в этой повести Кафки коммивояжер Замза, проснувшись, обнаруживает, что превратился в чешуйчатое создание). Акция, которую наши журналисты устроили в Берлине, смешала литературу и музыку.
В Татарстане разгорелся скандал вокруг клипа певицы Резеды Ганиуллиной: девушка в «восточных одеяниях» с обнаженным животом исполнила песню на фоне Белой мечети в Болгаре (город в 200 км от Казани). Для европейского глаза — ну как бы ничего особенного, попса и попса. Но уже пошла доследственная проверка, мусульманские деятели возмутились, сама певица извинилась.
На минувшем Собрании игуменов и игумений Патриарх Кирилл запретил им ходить с дорогими жезлами: «не надо ювелирных побрякушек»! Мол, не по чину вам, заказывайте простые, деревянные посохи... Мы решили позвонить мастерам-краснодеревщикам, и, практически, заказать для игумена «простой» жезл, впрочем, догадываясь, что иные служителя непременно захотят себе благородного древа. Это ж более 400 заказов посыпятся скоро в руки мастеров...
Страшно не то, что Мстислав Запашный умер — он прожил долгую, супернасыщенную жизнь, в последние годы уже болел (о чем цирковые всегда предпочитают умалчивать). Страшно то, что людей такого масштаба в искусстве в целом крайне мало сегодня. Мстислав Михайлович был заведен на подвиг. Как артист он покорял одну вершину за другой, не почивая на лаврах. Он был лев, он был тигр, со всей присущей статью, страстью, благородством...
...В среду стало известно, что Миноброны дало отмашку НИИ культурного и природного наследия им. Лихачева на мониторинговую экспедицию (а точнее, на экспедицию фиксации) по объектам культурного наследия на севере Сирии. Поездка ученых, согласованная с сирийскими властями, состоится в самое ближайшее время, ее цель — понять положение вещей, сколь вообще памятники разрушены, и что с ними делать дальше. Речь идет о древних поселениях между Алеппо и Идлибом
В среду в Общественной палате прошли общественные слушания по широкой проблематике, связанной с коллекционированием, тем более, что, как выяснилось, около 40% россиян имеют в качестве увлечения то или иное собирательство, пусть и мелкое. Понятно, что серьезных, последовательных коллекционеров куда меньше, но так или иначе основательные пробелы в законодательстве осложняют им жизнь.
Скоро в театре мюзикла Швыдкого — громкая премьера «Принцессы цирка», которую ставит канадец Себастьян Солдевилья. Уже стоят декорации, дорабатывается либретто, артисты до ночи на репетициях. А мы, репортеры «МК», тоже решили поиграть на кальмановской интриге: что если мистер Икс, одержимый страстью высокой любви, неожиданно сорвется с подмостков и как оглашенный побежит прямо в город, в большой парк, где вечером гуляет куча людей, искать свою единственную — свою Теодору?
На фоне легкой стагнации прочих искусств у российского цирка, как мультижанрового явления, есть прекрасный шанс громко заявить о себе, и вернуть не просто прежние советские позиции, но и занять одну из главных ниш зрелищного диапазона. «Идол» в цирке на Вернадского — тому подтверждение. Много на свете пустых фестивалей и премий, стреляющих вхолостую; здесь же — дан заряд и выставлена планка всему цирковому искусству на целый год.
В этот день с утра зарядил неслабый такой дождь, и все удрученно смотрели на свои билеты, казалось бы, на такой роскошный концерт — в рамках военного фестиваля «Спасская башня» на Красной площади должен выступить Хор Турецкого и его женская реинкарнация Soprano. Но ровно в шесть ливень прекратился. Как не было. Площадь моментально затянулась людьми, ни одного свободного места: как будто стихия никого бы не остановила...
Мы вступаем в сезон Шостаковича — ему исполнилось бы 110, и из каждого утюга целый год будем слушать сказ о величии мастера. А тут случилась невероятная вещь: Госоркестр Татарстана под руководством Александра Сладковского впервые в истории России весь август безвылазно, без продыху был погружен в 15 симфоний ДДШ, во все его инструментальные концерты: то была эпохальная запись для фирмы «Мелодия». У музыкантов чуть ум за разум не зашел от невероятного по нагрузке марафона.
Вот мы все говорим: а вот Лондон, а вот Париж, ах как там здорово, ах как там высококультурно, хипстеры фланируют чуть ли не с догами и овчарками по тамошним книжным ярмаркам, и никому до них дела нет... А что болтать? Мы взялись проверить — будет ли кому дело, если мы явимся на открытие книжной ярмарки на ВДНХ на самокате, скейте и с собакой на поводке? Этакий тест-драйв: готовы ли мы к цивилизации?
После импичмента экс-президент Бразилии Дилма Русефф выступила — понятно, на португальском — перед своими сподвижниками. Мы бы этой речи не заметили, если б не яркая и горькая цитата из стихотворения Маяковского «Ну, что ж!» 1927 года: «Нам не с чего радоваться, но нечего грустить. Бурна вода истории». Неужто у них своих поэтов нет, раз первое лицо апеллирует к нашему гению футуризма? Спросили об этом у Дмитрия Быкова — автора жизнеописания Владимира Владимировича, недавно увидевшего свет.
С 28-го августа в Москве стартует уже XV фестиваль Израильского кино, приуроченный к 25-летию возобновления дипотношений между Израилем и Россией. Программа, как говорится, на любой вкус — тут и комедии, драмы, романтические истории, философские притчи, однако, объединяет все это многообразие некий общий стиль, это постижение своей страны, земли, родины... постижение людей, там живущих.
27 августа в семь вечера на площадке перед колоннадой Большого театра Денис Мацуев своим часовым концертом откроет московскую «Ночь кино». Всё будет лихо и изящно — на экране пойдут нон-стопом в хронологическом порядке русские, советские, российские фильмы, начиная с черно-белых немых и кончая лентами из новейшей истории. А Денис, отталкиваясь от картинки, музыкально проиллюстрирует яркий путь отечественного синема: где-то строго по-написанному, где-то посредством импровизации.
Всегда важен объем мышления. Если этот объем ограничен схемой «по-быстрому украсть и убежать», то ничего из такого начальника вылепить уже не удастся. Замах нужен. На Росгосцирк пришел достаточно весомый человек, поднявшийся как толковый менеджер Ижевского цирка, как министр культуры Удмуртии, — Дмитрий Иванов.
Фаине Георгиевне Раневской в субботу исполняется 120 лет. Ну все, конечно, разразятся — ах, великая, сплошное придыхание, актриса века, «Муля, не нервируй меня» и прочее. А мы решили выкинуть шутку ровно в духе Раневской — хулиганистой дамы, которой, как говорится, палец в рот не клади. В общем, мы решили устроить «звонок с того света»: набирает Фаина Раневская в театры, музеи, рестораны... Кто-то повелся на шутку, кто-то, видимо, это имя от нас впервые услышал.
В среду в Минкульте начались выборы гендиректора Росгосцирка. Для тех, кто не в курсе: а) Цирковая компания — это костяк жанра, сорок стационаров по стране, уникальная система «конвейера», артистические кадры; б) все это былое великолепие находится в глубокой заднице, и все в очередной раз пытаются выбрать некую личность, которая как бы должна вывести из кризиса. Но, слушая первых претендентов, ничего, кроме тошноты, не возникает — думаешь: боже, как измельчал человек.
...Много загадок таит в себе музыкальная Вена. Единственный город, где меломанское качество местной (не туристической) публики — не меньшее достояние, чем сами артисты. И это большое искусство с такой публикой работать, подсаживать ее на трон, слышать ее мотивации. В Вене, как известно, два главных концертных зала. Король для туристов — весь в золоте Музикферайн, куда, как в Большой театр все идут смотреть хрустальные люстры и росписи на потолке. И король для местных — Венский Концертхаус.
Вся Москва поздравляет Дмитрия Бертмана — если прошлый сезон для театра «Геликон» был «пробным» на историческом месте, то сейчас храм Мельпомены, окончательно завершив все недоделки, полнокровно вступает в новую жизнь...
— Я понятия не имею, откуда он их взял, но он реально прошлой ночью терся у ларька, пытаясь обменять картины на выпивку, доказывая продавщицам из Азии, что это подлинные Кустодиев и Серебрякова. Они, конечно, его послали... по-дурацки хихикали вслед. Так жительница дома на Миусской площади, позвонив в «МК», охарактеризовала странное поведение местного бомжа
По доброй традиции сбор труппы в Театре мюзикла начался... с объявления новорожденных, — нет, не новых артистов как у всех, а именно малюток и их доблестных мам! — Это не театр, а роддом какой-то! — Улыбается Швыдкой. — Одна только просьба (особенно к исполнителям главных ролей): вы как соберетесь рожать, хотя бы за неделю предупредите нас, ладно?
В пятницу, поздравляя московских строителей с профессиональным праздником, Сергей Собянин вручил награду и худруку «Геликон-Оперы» Дмитрию Бертману в номинации «лучший реализованный проект культурно-просветительского назначения». Мы первыми решили поздравить г-на Бертмана, поскольку к этой логической точке в реконструкции «Геликона» он шел много лет, иногда даже подумывая бросить все и принять приглашения от западных театров...
Не хочется никого обижать, но время берет своё. Зачем нужен Союз цирковых деятелей, если никакой активной движухи там и близко нет, молодые артисты плевать на него хотели, реальной силы, энергии, авторитета на государственном уровне, — ничего мы не наблюдаем? Советский Союз закончился, ну сколько будем сидеть на сундуках с плесенью? Эмиль Кио — председатель СЦДР — умный человек, всё понял, ушел в отставку.
В день рождения Бориса Ноткина мы прибегли к, казалось бы, избитому ходу: решили прокомментировать болевые точки информационного поля — освистывание наших на Олимпиаде, зашкаливающую коррупцию etc. Но суть в том, что Борис Исаевич никогда не дает ожидаемых ответов — ни с точки зрения либерала, ни с точки зрения «охранителя скреп». Он — известный телеведущий, переводчик, педагог — как бы абстрагируется от своего авторитетного бэкграунда, вступая в новый день холодным, рациональным аналитиком.
Идея стара как мир, виртуозная гиляровщина: можно ли при нынешних всяческих рамках, охранниках и прочем проникнуть в театры, не покупая билета? Мы решили это проверить на примере МТЮЗа, Театра им. Моссовета, «Практики», Малой Бронной — всего того, что открыто в августе. Сразу оговоримся: эксперимент был чистый, без допинга — мы не звонили в литчасть, не доставали эмкашных удостоверений, не включали гонора типа «мы критики» и прочее...
...Десять лет назад мы встречались с Эрнстом Неизвестным в лобби гостиницы «Националь». — Разрешите я закажу вам рюмочку коньяка? Разрешите мне это сделать. В этой фразе всё. Мастер, монстр, борец, фронтовик, еврей... Вот он умер, а звонить «за комментариями» никому не хочется. Тошно. Все далеки от него на эпоху. На океан. Это все равно что умрет Лев Толстой, а мы будет спрашивать о нем мнения бульварных романисток. Скульптура сегодня как жанр в России убита.
Победа известного российского пианиста Никиты Мндоянца на престижном конкурсе в Кливленде (Огайо) — а это ни много ни мало $75 000 плюс концерт-подарок в Камерном зале Карнеги-холла — случайным образом совпала с пятилетием со дня смерти его учителя Николая Петрова (с которым «МК» был очень дружен). Думаю, Николай Арнольдович аплодирует Никите за блестящее исполнение в финале Четвертого «жаворонкового» концерта Бетховена для фортепиано с оркестром.
В понедельник Департамент культуры Москвы объявил, что прежний руководитель Центра драматургии и режиссуры А.Казанцева и М.Рощина Дмитрий Палагута покинул пост по собственному желанию, и худруком становится актер, режиссер, музыкант, идеолог синтетического жанра SounDrama Владимир Панков (неоднократный лауреат Театральной премии «МК»). Нам первыми удалось взять у него комментарий касательно первых шагов в новом статусе.
...Весь август в Казани будет твориться нечто в прямом смысле непоправимое. Сюда съезжаются все замечательные солисты, лауреаты конкурсов (в том числе победители «Чайковского») — Лукас Генюшас, Дмитрий Маслеев, Александр Бузлов, Павел Милюков, Александр Рамм... имя им легион. Казалось бы, зачем? Госоркестр РТ приступил к глобальной записи всех симфоний и инструментальных концертов Шостаковича к его 110-летию. Такого веса не поднимал еще ни один оркестр в России.