Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Многосерийный детектив о поддельной картине Бориса Григорьева «В ресторане», которая была приобретена при посредничестве Елены Баснер известным коллекционером Андреем Васильевым, подбирается к своему финалу. Во вторник Дзержинский суд Петербурга признал искусствоведа Баснер (кстати, она дочь знаменитого композитора Вениамина Баснера) невиновной. Мол, все так: и картина поддельная, и заключение Елена Вениаминовна выдала липовое, но... умысла не было, досадная ошибка, не более.
17 мая в Преображенском районном суде Москвы прошли прения по делу о поджоге покрышек на Малом Конюшенном мосту в Санкт-Петербурге, — дело стало широко известно под названием «Свобода»; среди прочих активистов в нем принимал участие знаменитый художнеик-акционист Петр Павленский, задержанный, впрочем, после куда более громкой акции — после поджога дверей ФСБ на Лубянке... Итак, судья предложила слово защите (исключительно в рамках дела на мосту).
...Французский гитарист и шансонье Филипп Дарес регулярно приезжает в Москву, с удовольствием участвуя в различных массовых мероприятиях; Вот и сейчас, 9 мая он исполнял в «Музеоне» как свои произведения под гитару, так и советские песни военных лет — например, «Темную ночь», причем, на русском. Филипп на день еще задержался в Москве, которую он обожает, и мы этот день использовали для интервью — о настоящем шансоне, войне, Евросоюзе и прочем-насущном...
Над историками нависла проблема: бумажные архивы уходят в прошлое. Если, к примеру, нашему обозревателю Александру Хинштейну удалось изучить 25 лет лежавший в тайнике дневник первого председателя КГБ, то что исследовать через 25 лет? Где искать емэйлы, черновики рукописей (хотя какие рукописи - файлы), останутся ли посты в соцсетях и так далее? Об этом мы поговорили с замглавы Федерального архивного агентства Олегом Наумовым, писателем Дмитрием Быковым и режиссером Владимиром Мирзоевым.
В эти дни в Ярославле продолжается Восьмой музыкальный фестиваль Юрия Башмета, — событие столь плотно вошедшее в ярославскую жизнь, что изображение Юрия Абрамовича в модном полосатом шарфике, смотрящее на вас даже с кузовов троллейбусов, воспринимается уже как местная достопримечательность, сувенир и реликвия. Фестиваль интересен, прежде всего, тем, что как бы обкатывает на зрителе самые необычайные по форме программы...
На днях премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о присуждении грантов различным учреждениям культуры от Мариинского театра (375 млн. рублей в год) до Воронежского камерного театра (4,85 млн. руб.). Понятно, что гранты в свое время возникли не от хорошей жизни: никакие культурные бюджеты уже не справлялись, и вопрос в какой-то момент встал очень жестко — быть (оркестрам, театрам, вузам) или не быть, уедут ведущие творческие кадры за рубеж или все-таки останутся в России.
…«Это было красиво», — обычно пианистические конкурсы описываешь совершенно иными словами, ведь везде свои коллизии, тайные течения, скандалы, схватка не на жизнь, а на смерть. Но первый московский смотр молодых пианистов Grand Piano, основанный Денисом Мацуевым, оставил после себя ощущение очарования и волшебства: да, соревновательная суть никуда не исчезла, но поскольку никаких первых-вторых мест нет, и в лауреаты прошли аж семь человек, конкурс стал, скорее, праздником юности и пианизма.
Опыт прошлого года показал, что летний книжный фестиваль на Красной площади привлек к себе значительную читающую аудиторию, так вот с 3 по 6 июня нас ждет новая ярмарка, которая теперь, для простоты, так и называется — «Красная площадь» (организован Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом).
Уже 17-й год подряд правозащитная организация «Мемориал» проводит среди учащихся 10-11 классов конкурс на лучшее историческое исследование «Человек в истории» — по возможности, беспристрастное, лишенное ангажированности. Но в этот раз церемония награждения в Доме кино началась и закончилась скандалом: активисты некого Национально-освободительного движения, стоящие у входа в «одиночных пикетах», орали вслед гостям непристойности, облили писательницу Людмилу Улицкую зеленкой...
...Собственно, сам юбилей ГАСО справит в октябре (первое выступление состоялось 05.10.1936 в БЗК), но и сейчас, до официального юбилейного сезона, главный оркестр страны п/у Владимира Юровского старается выдавать очень изысканные программы, в частности, 23 мая Кремлевский дворец навестят тени Легара и Делиба, Сибелиуса и Шостаковича, Штрауса Иоаганна и Штрауса Рихарда... грядет праздник Его величества Вальса.
...Все с нетерпением ждут эпохального выступления Евгения Евтушенко на Красной площади через месяц, сейчас же он страница за страницей дорабатывает длинный как жизнь автобиографический роман, выход которого, однако, будет весьма оригинален: сначала Евгений Александрович наговорит его для радио, а уж затем только он выйдет книгой в полтысячи страниц.
Справедливороссы Ильдар Самиев и Олег Пахолков внесли в Госдуму законопроект о прогрессивной шкале налогообложения на прокат иностранных фильмов. Господа депутаты предложили обложить налогом иностранных прокатчиков, а также иностранные компании и их филиалы, причем ставка будет зависеть от количества кинозалов, где демонстрируется лента: если фильм идет в 80–100% залов по стране, ставка составит 20%; 60–80% — 15% и так далее (в менее 20% кинозалов — ноль).
По громкому делу о хищениях задержан очередной «культурный босс» Борис Цагараев — глава аж целой Дирекции по строительству, реконструкции и реставрации (созданной при Минкульте еще в 2002 году). Понятно, что все дальнейшие посадки по пирумовскому делу о госконтрактах с завышенной стоимостью услуг, еще более компрометируют организацию под вывеской «Министерство культуры». Но министр Мединский - нет чтобы открыто признать, что система дошла до ручки, продолжает отмежевываться от происходящего...
Сейчас вся цирковая общественность обсуждает предстоящие выборы нового гендиректора Росгосцирка, смысл которых не в том, что надо непременно сместить Гаглоева, но направить уникальную для всего мира цирковую компанию по правильным как творческим, так и экономическим рельсам. Иначе она — как целостность — просто прекратит существование. А помогает нам эти рельсы проложить один из самых авторитетных «манежных менеджеров» Максим Никулин, директор Цирка на Цветном.
Театр мюзикла Швыдкого простых путей не ищет, и после «Преступления и наказания», вызвавшего бурю эмоций и споров, вовсю погружается в работу над «Принцессой цирка». Понятно, что в ТМ ставят именно мюзикл, музыку Имре Кальмана аранжирует современный композитор, а режиссером выступит Себастьян Солдевилья (Канада), один из создателей театра-цирка «7 пальцев» (для справки, «Пальцы» со своей «Кухней» уже успешно выступили в Москве). Пока же Михаил Швыдкой рассказал «МК» о главном сюрпризе.
21 апреля Вячеслав Полунин перестал быть худруком питерского Цирка на Фонтанке, будучи отправленным в почетную ссылку «на повышение» в компанию Росгосцирк: там он возглавит некую новую программную дирекцию. Какую-то. Неважно. Должность худрука упразднена (может быть, пока), но и без худрука вполне себе справляется с цирком его директор Михаил Смородкин. С ним-то мы и обсудили прошлое и будущее старейшего в стране стационара Чинизелли (он же Цирк на Фонтанке).
...После посещения казанского концерта в рамках VI фестиваля «Рахлинские сезоны», в котором Госоркестр РТ (за пультом — Александр Сладковский) играл сначала сложнейшую Девятую симфонию Брукнера, а потом — это невероятно — и Первую Малера, с огромным сожалением констатируешь следующий факт. Мало того, что подобная манера постановочной, взвешенной, ответственной игры для Москвы — большая редкость, так еще и публику такую даже в БЗК днем с огнем с огнем поискать...
Комментируя “панамский» офшорный скандал, Путин заступился за виолончелиста Сергея Ролдугина, сказав, что тот приобрел (среди прочих инструментов) и виолончель Страдивари «Стюарт» 1732 года. Истратил все свои деньги и даже остался должен. Путин подчеркнул, что виолончель антикварная, аналоги в России вряд ли есть, «еще была одна у Ростроповича, но мы не смогли ее выкупить, не было денег у государства, она ушла в Японию».
...На мой взгляд, самая нужная вещь из всех минкультовских инициатив — это как раз желание связать воедино огромную страну, не зацикливаясь на столицах, что очень непросто в плане логистики и финансов. И в этом смысле новый фестиваль «Видеть музыку», презентация которого состоится на днях, дает возможность ощутить Россию Россией, — ведь в качестве первых участников в Москву съедутся музыкальные театры из Якутии, Бурятии, Дагестана, Башкирии, Кузбасса, Краснодара, Карелии etc.
...По счастью, Библионочь с момента своего возникновения не стала формальным событием, и теперь многие библиотеки соревнуются за право поразить аудиторию невероятной яркостью программ. Так, волошинская библиотека в Новодевичьем проезде (специализирующаяся на древних культурах) организует целый фестиваль «Слово Будды» с редчайшими буддистскими артефактами, лекциями ведущих буддологов и концертом горлового пения в стиле гьер и дзоке.
...Животрепещущая тема о невозможности содержания Росгосцирка в режиме самоокупаемости (вчерашнее интервью в «МК» с Эдгардом Запашным) породила целую дискуссию в культурной среде — а возможна ли рентабельность в сфере искусства в принципе? Денис Мацуев ратует за скорейшее принятие закона о меценатстве, чтобы несколько разгрузить государство по части финансирования культуры; разгрузить, но не освободить.
Относительно скоро Минкульт официально объявит о выборах нового гендиректора Росгосцирка (Вадим Гаглоев с 2014-го занимает этот пост с формулировкой «до проведения конкурса»). На моей памяти это будут уже четвертые выборы после Калмыкова, Халиловой, де-факто Гаглоева. Невольно задаешься вопросом: нужна нам такая уникальная организация, как цирковая компания, обслуживающая 40 цирков по стране, или ее дни по объективным причинам сочтены?
На самом деле это, конечно, не «одна картина» — но множество (18) двойных портретов (анфас/профиль) людей, очень близких их автору — известному архитектору Николаю Шумакову; среди них нередко попадаются и медийные лица — Юрий Норштейн, Михаил Жванецкий, Олег Митяев... Все полотна писались с 2011 года и сейчас впервые выставляются как некое единое визуальное целое с одним смыслом и одной идеей. Иные фрагменты только завершены — еще пахнут масляной краской. Все это — в выставочном зале ЦДА.
Вот только что Александр Сладковский и его Госоркестр Республики Татарстан дали потрясающий концерт в Москве, в новом зале Филармония-2: вечер был посвящен Рахманинову, прозвучали и его Четвертый концерт, и Рапсодия на тему Паганини (за фортепиано — Николай Луганский), затем — Первая симфония... Буквально ночь прошла — и вдруг неожиданный сюрприз: указом президента Сладковскому присвоено звание народного артиста РФ.
Легендарная Пальмира освобождена от игиловцев, первая тема на повестке дня — кто и как все это должен реставрировать. Понятно, что мы можем предложить от себя богатый арсенал средств и специалистов, но с самого начала важно учитывать множество разнообразных нюансов, о которых нам и рассказал представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.
Вот и подходит к своему завершению краткое «правление» Вячеслава Полунина в Цирке на Фонтанке в Санкт-Петербурге. 21 апреля у него истекает контракт, и продлен он, вероятно, не будет. Мы разобрались в подробностях этой истории.
88-летний Харольд Принс — живой свидетель (и создатель!) целой эпохи американского музыкального театра и кинематографа, сколько мюзиклов прошло через его режиссерско-продюсерские руки, сколько премий «Тони» в эти же руки вернулось после громких успехов — не счесть. Вот он в Москве на три дня — лекции, интервью, споры о будущем жанра. Идет по коридору среди портретов, — Вивьен Ли, Джин Келли, — для нас это какие-то недосягаемые небожители, а Принс с ними просто знался, работал, дружил...
О «Преступлении и наказании» Кончаловского нынче говорит вся Москва. Все жестко, без соплей, без слюней. ОМОН, помойные баки по сцене, бомжи, менты, проститутки. И висящий над сценой топор, вопрошающий: «А ты убил бы?». Понятно, что тут не до кроткой Сони Достоевского, наша Соня бьет Раскольникова бритвой: иди к черту со своей жалостью... А из чего эта Соня «вырастает», мы узнали из уст актрисы, эту роль делающей, — красавицы Марии Биорк.
...Яир Клесс — удивительный человек и еще более удивительный музыкант. В свои 75 (родился в ноябре 1940-го) он нарасхват во всем мире, постоянно переезжает из города в город то с концертами, то с мастер-классами, то в качестве члена жюри, и уже невозможно выяснить, чему сегодня профессор отдает приоритет.
Менее года прошло с того момента, как боевики так называемого «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая группировка) захватили Пальмиру, и вот правительственные войска Сирии смогли отбить у террористов древний город. Особо отметили сирийские военачальники помощь российских ВКС в этой непростой операции. С ними солидарен и экс-посол США в РФ Майкл Макфол. «Спасибо!» — ответил дипломат в своем микроблоге на размещенное посольством РФ сообщение об освобождении Пальмиры.