Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Слухами Москва полнилась и вот это случилось: подписан договор на пять лет об аренде Театром мюзикла Михаила Швыдкого здания театра «Россия» (бывш. кинотеатр «Пушкинский»). Соответственно, завершая сезон в июле в ДК им. Горбунова на Филях, ТМ откроет новую страницу своей биографии в сентябре теперь уже на Пушкинской площади. Основатель театра Михаил Швыдкой комментирует «МК» нюансы эпохального переезда.
Как всегда наши преподобные отцы, заслышав об очередном западном разврате в виде 19-го эпизода «Симпсонов» (где жители Спрингфилда вбегают храм и доказывают проповеднику, что «игра популярнее Иисуса»), требуют немедленно оградить детей от этого зрелища, «расшатывающего моральные устои». Клирик Иваново-Вознесенской епархии отец Макарий так и посетовал, что герои Симпсонов — «не образец для подражания и вразумления».
...Давид Кривицкий (1937–2010) — выдающийся композитор, «тонкий мелодист и гордый мудрец», творчество которого нам еще только предстоит для себя открыть в полном объеме, и повод к тому есть — 15 мая в Большом зале московской консерватории в рамках масштабного фестиваля «Дню победы посвящается...» дают его — можно сказать, премьеру — оперу-ораторию «Бабий Яр», личный отклик на трагедию 75-летней давности. Тем более, это мистически совпадает с юбилеем автора — 12 мая ему исполнилось бы 80 лет.
Так уж повелось — и это справедливо, — что Василий Семенович Лановой (чей блистательный дуэт с Юматовым в «Офицерах» стал военной киноклассикой) самим временем выбран руководителем всероссийского шествия «Бессмертный полк». Пятого мая в качестве предисловия к акции памяти пройдет гала-концерт с участием Ланового в Кремлевском дворце — «Спасибо за верность, потомки!» (фраза из песни на слова Роберта Рождественского).
«Я счастлив от того, что на нашей земле родился такой яркий, самобытный талант — Дружников! Каким же талантом, красотой и мастерством надо обладать артисту, чтобы так убедить меня, зрителя, что я вижу не кинокадры, а настоящую жизнь», — писал о премьере фильма «Без вины виноватые» Павел Кадочников, писал это о роли Гришки Незнамова, которую сам мог бы сыграть, но сыграл ее вынуждено ушедший ради съемок из студии МХАТа, начинающий артист Владимир Дружников.
Международный фестиваль «Рахлинские сезоны» в Казани завершился исполнением Шестой симфонии Густава Малера в исполнении Госоркестра Республики Татарстан с Александром Сладковским за пультом.
Мы заспорили, прежде чем раздать задания звездным скульпторам из Штатов, Европы, Австралии: какое «мусорное» слово на английском точнее отражает суть процесса — garbage, rubbish или trash? Обрезки, опилки, чрево мусорного ведра — всё пошло в дело, ведь наша треш-акция, как ни странно, пришлась именитым ваятелям по вкусу. Мы предложили им воспеть гимн новым прогрессивным визуальным формам — простым, дешевым и экологичным — и сделать свой автопортрет из первого попавшегося хлама в мастерской.
Самым естественным образом прижилась в Театре мюзикла неожиданно востребованная традиция: помимо репертуарных спектаклей устраивать разовые музыкальные вечера в память о народных любимцах. Так с успехом прошел вечер в честь Людмилы Гурченко, потом пели песни из репертуара Эдит Пиаф и Фрэнка Синатры, теперь же грядет (25 апреля) вечер-посвящение к 110-летию со дня рождения знаменитого советского композитора Василия Соловьева-Седого.
Не каждый день нам объявляют о зачине крупного международного смотра, тем более если ставка делается на регионы: итак, совсем скоро в историко-культурном комплексе «Вятское» под Ярославлем пройдет первый масштабный музыкальный конкурс по трем специальностям: фортепиано, скрипка и академический вокал. Планируется, что он станет ежегодным (а с 2018-го прибавятся и духовики).
Главного героя «Обитаемого острова», красавца Василия Степанова в последнее время преследуют неудачи — то перелом тазобедренной кости в декабре, то теперь странный полет с пятого этажа — и новые переломы. Как бы то ни было, кинематографический цех с пониманием относится к возможным проблемам 31-летнего артиста, и если Степанову удастся «войти в колею», то приглашения на съемочную площадку не заставят себя ждать.
Сегодня Белле Ахмадулиной исполнилось бы 80 лет. Казалось, ей все время 22. С тех пор, как написала свое знаменитое — «По улице моей который год...», — такой и останется в памяти людей, ее знавших, равно как и в памяти будущих поколений поэтов.
...Четыре слова Анны Старобинец в фейсбуке — «Саша умер. Бога нет». Четыре слова, а за ними вечность — подвиг любви и верности, борьба с тяжелым недугом, полет-полет-полет... вне времени, гражданства и скользких нелепых слов. Еще в 2015-м у писателя, журналиста, культуролога Александра Гарроса обнаружили рак. И вот сейчас его героический марафон подошел к концу: в возрасте 41 года он скончался в Израиле.
Безумная заварушка в Камерном театре им. Покровского привела оперную Москву в состояние оцепенения: директор театра под нажимом музыкального руководителя Геннадия Рождественского взял и упразднил как класс ключевую должность главного режиссера, которую занимал (по 6 апреля) Михаил Кисляров. 85-летний Рождественский сколь угодно может считаться живой иконой и авторитетом, но, приезжая в театр из-за границы, он по определению не может заниматься ни руководящей, ни постановочной работой.
Дом поэзии Андрея Дементьева в Твери в скором времени проведет литературный вечер в память о Евгении Евтушенко, который еще только в июле прошлого года приезжал в Тверь из Талсы (США) на открытие монумента поэтам-шестидесятникам. А сейчас Андрей Дмитриевич грустно читает нам по телефону свое былое посвящение Евтушенко, заканчивающееся строками: «Прости, Поэт, за отдаленность судеб, / За редкую возможность добрых встреч. / Мы иногда так молчаливо любим, / Что ни к чему возвышенная речь».
Раневская часто говорила вздыхая: «Боже, какая я старая, я еще помню порядочных людей!» А знаменитая Яблочкина Александра Александровна как-то проснулась на заседании президиума, Михаил Царев под столом ногой толкает, мол, вам говорить; Яблочкина встала, глаза распахнула: «Мы, актеры ордена Ленина Его Императорского Величества Малого театра СССР!»
Сегодня из Кремля посредством Пескова пришел сигнал — Путин знает о выступлении Сокурова (и ряда деятелей искусства) на «Нике». Впрочем, господа Кончаловский и Шахназаров в своих последующих комментариях отметили, что «Ника» — не место для политических дебатов, зачем, мол, политизировать чисто кинематографическую премию... Вот мы и решили узнать у известного сценариста Павла Финна — место это или не место, идет ли речь просто о каких-то дебатах или о вопросах жизни и смерти для страны.
Никто уже и не удивляется тому, что чекисты задерживают аж целого замдиректора Эрмитажа по строительству Михаила Новикова, а суд помещает его под домашний арест на пару месяцев. Эрмитаж — со всеми его филиалами и хранилищами — активно строится, ширится, расцветает, где, как не здесь, весело и задорно «осваивать бюджеты». Точной информации из органов — зачем и почему задержали — пока нет, но все обнамекались, что это след арестованного ранее замминистра культуры Пирумова.
Академическая музыка — в мировом масштабе — развивается совершенно непредсказуемо, вон — кто еще недавно мог допустить, что Китай станет новой кузницей идей, что на просторах Поднебесной европейские композиторы будут черпать вдохновение? А это еще молчит (в музыкальном смысле) Исламский мир, но то ли еще будет. Меньше всего хочется брюзжать — всё, мол, конец-конец, музыка спеклась, последний гвоздь в крышку гроба вбит, — но подметить тенденции, важные (или тревожные) векторы — никогда не мешает.
Пожалуй, самым вкусным событием IV Транссибирского арт-фестиваля Вадима Репина (понятно, на его родине — в Новосибирске) стал продолжительный концерт «Золотые трубы» (ого, аж с двумя антрактами!), в котором была исполнена 25-минутная мировая премьера Dreamdancers известного немецкого композитора Энйотта Шнайдера для уникального состава исполнителей — трубы-пикколо (Отто Заутер), флюгельгорна (Сергей Накаряков) и оркестра.
Если представить себе единицу измерения музыки, этакую привычную всем музыкантам валюту, — это будет не доллар и евро, это будет Ростропович. Он был одним из немногих, кто глядел далеко-далеко за линию горизонта, вот брал и обновлял мир — как Королев запускал спутники. И его смерть мало что изменила — он продолжает оставаться на слуху, постоянно в зоне повышенной актуальности. Что и подтвердил наш разговор по случаю 90‑летия Гения с основателем «Геликон-оперы» Дмитрием Бертманом.
Москвичи ждут яркого и неформального праздника — «Ночи театров», старт которой будет дан на Московском культурном форуме 26 марта в канун Международного дня театра. «Ночи» так естественно влились в столичную жизнь, что без них уже и сезон — не сезон, поскольку все, подведомственные Департаменту культуры театры подходят к акции очень творчески: если несколько лет назад всё начиналось с экскурсий по закулисью, то теперь это, по сути, отдельные уникальные шоу.
В финале нашумевшей «Принцессы цирка» в Театре мюзикла на поклон к зрителю выходят два Мистера Икса — собственно артист, Икса игравший и певший, и акробат Андрей Кольцов, исполняющий (в качестве дублера в маске) сложный эквилибр на высокой пирамиде из стульев.
...Кто-то улыбался уголками губ, кто-то чуть ли не смахивал слезу, когда Динара Алиева искренне и просто запела «Детскую песенку» Чайковского на слова Аксакова — «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал». Перед глазами так и стоит образ уже пожилого Сергея Лемешева, озорно и грустно одновременно исполнявшего эту песенку (в начальном варианте — «Мой Марихен так уж мал»).
В понедельник были анонсированы памятные мероприятия в честь 80-летия писателя Валентина Распутина (1937—2015), и, как сказал советник президента РФ по культуре Владимир Толстой, «всё, что мы делаем — делается совершенно не для галочки, чтобы дату отметить, а с большой любовью к Валентину Григорьевичу, потому что стремительно исчезают из обихода разные детали его творческого пути, а мы должны донести его цельность, почему и задумана такая большая программа мероприятий на целый год...».
...Когда прославленный мэтр Владимир Иванович Федосеев только вошел в геликоновский зал «Стравинский», куда Дмитрий Бертман созвал всех на внеплановый сбор труппы, артисты встали и минут десять аплодировали — сегодня худрук БСО им. Чайковского официально стал еще и музыкальным руководителем/главным приглашенным дирижером «Геликон-оперы».
90-е годы породили массу довольно странных организаций с не всегда понятным функционалом, но так или иначе аффилированных с большим бизнесом или, зачастую, с большой «прачечной». Понятно, что как только смутные времена проходят, эти организации хочешь — не хочешь подвергаются ревизии. Ничего удивительного тут нет. Поэтому мы в который раз становимся свидетелями сериала про Международный центр Рерихов.
Почти сто лет назад — 27 марта 1917 года — в Theatre de l'Opera в Монте-Карло состоялась премьера удивительной и странной оперы Джакомо Пуччини «Ласточка», — о вечном выборе женщины между живой, романтической любовью, требующей жертвенности, или деньгами и статусом, дающими свободу. В марте 2015-го «Ласточка» стала режиссерским дебютом мексиканского тенора Роландо Виллазона (Вильясона) на сцене Немецкой оперы в Берлине с Динарой Алиевой в заглавной партии.
Уж 20 лет в Москве активно поднимает голову современное искусство — частных и государственных площадок видимо-невидимо. Но задай в среде даже образованных и культурно ориентированных людей вопрос: чем ММОМА отличается от МАММ, а чем ИРРИ от ГЦСИ? — загадочный набор букв только повергает публику в ступор. Кто там рулит? Чем они занимаются? В каких зданиях сидят? Непонятно! Приезжаешь в Нью-Йорк — как на ладошке тебе: музей Гуггенхайма, галерея Мальборо или Ларри Гагосяна...
На стене Московского Кремля в честь Международного женского дня в ночь на 8 марта появилась проекция поздравительной открытки. На ней была изображена составленная из цветов карта России (в виде триколора), сопровождаемая подписью «Вам, любимые!».
Завершился юбилейный десятый фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи. Важнейшая его составляющая — композиторский конкурс, жюри которого возглавляет Александр Чайковский. В этом году первая премия не была присуждена, но вторую взял аспирант Московской консерватории Денис Хоров, с которым мы обсудили важные болевые точки композиторского движения.