Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
А что, если еще два стульчика сверху надставить? А что, если мистер Икс вообще залезет по пирамиде из стульев под самые колосники? В Театре мюзикла Швыдкого стартует обновленная «Принцесса цирка» — теперь с Валерией Ланской в роли аристократки Теодоры Вердье и с усложненной трюковой частью, о чем нам и поведали Андрей Кольцов (отвечает за весь цирковой концепт на «Принцессе») и собственно Михаил Швыдкой.
В День кошки мы решили поделиться с вами своим опытом дрессировки этих домашних животных, а также поздравили главного кошковеда страны Юрия Куклачева. Он рассказал об основных правилах взаимодействия с усатыми-хвостатыми. Но сначала — история о том, как наш журналист Дмитрий Погорелов научил кота простому трюку.
…Малер в своем письме некогда знаменитой певице Анне фон Мильденбург страстно призывал – «Ради бога, дайте же вашей импозантности произвести на людей впечатление!». По счастью, к этому не надо призывать утонченную Аиду Гарифуллину (сопрано), давшей 23 февраля сольный концерт (арии и романсы) в Большом зале московской консерватории (с Госоркестром им. Светланова).
После известия о том, что Захар Прилепин собрал свой батальон на Донбассе, гастрольное турне писателя, посвященное презентации его новой книги «Взвод» (писатели от Державина до Пушкина с точки зрения их постановки под ружьё), наконец, докатилось и до Москвы. Прилепин пообщался с журналистами и объяснил, почему ему не нужен паспорт ДНР и как он воспринимает реакцию на свою любовь к непризнанным республикам.
Ансамбль Александрова после катастрофы Ту-154 над Черным морем вышел на сцену — в четверг в Театре армии выступил его обновленный состав. Мы поговорили с одним из новых солистов ансамбля — Александром Крузе — он рассказал, как проходил конкурсный отбор.
...Под двести аккредитованных СМИ, из них полсотни телекамер, вся стоянка перед Театром армии уставлена авто с тарелками, пять рядов в зале — одна только пресса, — ансамбль Александрова и после чудовищной катастрофы не покидает новостной топ: вечером в четверг народу представили обновленный (в основном, по хору и солистам) состав. Ветераны и новички дали сравнительно небольшой (на час с копейками) концерт из популярных александровских хитов — от «Вдоль по Питерской» до «Калинки».
Крупнейший в истории России Фестиваль духовых оркестров пройдет 19 февраля в Зале славы центрального музея ВОВ на Поклонной горе. Детишек соберется видимо-невидимо — под тысячу музыкантов из двадцати разнообразных коллективов (включая оркестры для особенных детей). О задачах и перспективах музыкально-патриотического воспитания нам рассказал идеолог проекта Вадим Мастерских, директор фонда «Патриот».
Еще полгода назад про Исаакий и не вспоминал никто. Теперь же на волне споров о передаче его РПЦ журналисты буквально осаждают собор — фоткают одно и то же, берут интервью у реставраторов и музейщиков. Мы решили поступить проще: денек-другой потусовались вокруг, обнаружили дворников и гопников, атеистов и таксистов, официантов и музыкантов, ментов и нищих, верующих и брачащихся — у каждого к Исаакию свой интерес. Поехали!
До самолета — остался час, мы с Алексом Бригером — оптимистичным, ярким дирижером — пытаемся перемыть косточки современной музыке: он только что дирижировал в «Геликоне» у Бертмана московской премьерой оперы «Распутин». Нюанс в том, что Алекс — потомок (причем, довольно прямой) того самого Феликса Юсупова, который этого Распутина с товарищами и порешил.
Покровский собор находится в ведении ГИМа (Государственного исторического музея), и его дирекция объявила во вторник, что с 1 апреля цена входного билета повышается с 350 до 500 рублей (для льготников цена останется прежней). Мера вынужденная: надо хоть как-то ослабить туристическую нагрузку, особенно в летний период.
...А на похоронах-то — не обошлось без скандальчика. Давка, толпы, хай, причем, большинство из пришедших проститься Маяковского В.В., понятно, даже не читали. И в школах «что такое хорошо» еще не проходили. «Интригующее посмертное письмо вызвало у обывательщины нездоровое любопытство» (из записки ОГПУ). Погружение в 1930-й — руками, глазами, животами и другими пикантными местами артистов театра FUTURoom — это, своего рода, зов к Владимиру Владимировичу, взвалившего на себя ношу революции.
Константин Райкин взорвал медийное пространство новой максимой о том, что «у нас некрофильское государство, любящее больше мертвых, чем живых». В питерской филармонии им. Шостаковича режиссер представлял поэтический моноспектакль «Над балаганом небо...», там-то и допустил, что в обществе нет нравственной прививки, власть меняется, но суть остается прежней — выдающихся людей травят, «потом их именами называют улицы, площади и станции метро, а до этого убивают».
Итак, после скандального отстранения Светланы Враговой от ее же родного детища — театра «Модерн», на пост худрука назначен яркий и — по собственному признанию — адекватный Юрий Грымов, который мягко и без лишних потрясений в апреле перезапускает площадку в совершенно ином качестве: «это будет театр надежды и света в пропорции 70/30, где 70 — опора на современных драматургов, 30 — на классику». А теперь подробности.
Оживление перед входом в «Ленком» царит всегда, даже когда там закрытая репетиция для своих (как узнают-то?), но в шесть вечера во вторник, за час до юбилейного вечера, от возгласов «нет ли лишнего пригласительного?» вообще некуда было деться, вход чуть ли не штурмом брать приходилось. Вот что значит народное признание. А еще Марк Захаров осторожно «надеется», что его театр «не старомоден и нужен публике». Да уж куда нужнее! На улице у входа, по словам администрации, сумасшедший дом творится!
Юрия Любимова уже несколько лет нет с нами, но его энергия продолжает вдохновлять художников на всё новые свершения. Например, Анатолий Васильев, ставивший в последнее время не в России, во Франции, сейчас приступает к масштабной работе «Старик и море» на музыку композитора Владимира Мартынова (друга Любимова) и с Аллой Демидовой в главной роли (премьера на сцене Театра Вахтангова 19 и 20 июля).
Окидывая взглядом его огромную историю, понимаешь, что у Октябрьской революции «Ленком» оказался одним из немногих удачных проектов. Правда, назывался он тогда ТРАМ — Театр рабочей молодежи, где эта самая молодежь с энтузиазмом играла. Но аббревиатура ТРАМ забыта — все знают «Ленком», театр мощной, яростной энергии, яркой формы, смелого высказывания и первоклассной труппы. Завтра в здании на Малой Дмитровке пройдет торжественный вечер в честь юбилея.
Аппетиты РПЦ приводят в шок уже даже самую что ни на есть православную общественность, не говоря уже о людях культуры. Питер проглотил Мариинку-2, проглотил Кадыров-мост, но Исаакий, извините, встал уже поперек горла. Пиотровский обратился с просьбой к Патриарху повременить со своими хотениями. В ответ получил, в духе времени, резкую отповедь от Петербургской епархии, посоветовавшей ему нос не совать и заниматься традициями Эрмитажа и не проводить там провокационные выставки...
В среду председатель Военно-исторического общества Мединский (он же — министр культуры) отчитался сотоварищи за работу организации в 2016-м по всем пунктам — от патриотических кино- и телесценариев до бесплатных детских лагерей в Бородине. Из нового — была проанонсирована скорая установка памятника «Примирение» аккурат на столетие революции 1917 года в Крыму, в районе Керчи. Однако проект показан не был. Помимо деятельности РВИО г-н Мединский ответил на вопрос и по скифскому золоту.
Скандал вокруг уволенного из Новокузнецкого драмтеатра актера Артура Левченко набирает обороты. Казалось бы, обыденная история, имевшая место как в столицах, так уж тем более в провинции: вышел артист выпимши на «Коньке-Горбунке» и произнес в образе Русского купца нечто нечленораздельное, похожее на мат. Оскорбленная зрительница (пришедшая с ребенком) накатала жалобу в местный Департамент культуры. Артиста уволили. Театр удовлетворен, но фанаты Левченко считают это чрезмерным наказанием.
Много было разговоров – а состоится ли вообще Московская биеннале современного искусства 2017 года, особенно после того как невнятно "слили" уважаемого мэтра, комиссара смотра Иосифа Бакштейна, но вот в понедельник новые организаторы (а это т.н. некоммерческий фонд «Биеннале современного искусства») назвали, наконец, главного куратора — им стала Юко Хасегава, один из ведущих специалистов contemporary art как в Японии, так и в мире. Бакштейну, впрочем, как отцу-основателю сказали спасибо.
Вот уж семь лет, как Георгия Гараняна нет с нами (он ушел в январе) — настоящего аристократа джаза, человека не жадного до чужой славы, всегда помогавшего молодым джазменам, раскрывавшего им свои «секретики», что мало кто делает вообще. От Гараняна помимо самых теплых личных воспоминаний остались его школа, оркестр, его фестиваль, который вскоре как раз и откроется. Чем не повод поговорить о нынешней джазовой реальности с вдовой Георгия Арамовича Нелли Закировой.
Друзья и родные сегодня прощались с артистами ансамбля Александрова, погибшими при крушении Ту-154 под Сочи. С 9 утра в понедельник к Военному мемориальному кладбищу под Мытищами тянутся бесконечные ритуальные автобусы, скорые, машины МЧС, минивэны телеканалов с тарелками на крышах. Хоронят александровцев — большинство погибших артистов, чьи родные дали согласие на общий мемориал.
Денис Мацуев с концертом Рахманинова откроет в понедельник обновленную после капитального ремонта «Филармонию-2» — уникальный по акустике комплекс (теперь там три зрительных зала и семь репетиционных помещений), расположенный в Олимпийской деревне (на базе бывшего театра Владимира Назарова). На торжественную церемонию ожидается визит Дмитрия Медведева.
До конца января Минкульт рассмотрит предложения своего Общественного совета, касающиеся регулирования деятельности иностранных цирков в России. Речь не идет о мгновенном «санкционном» запрете западных конкурентов-монстров или затрапезных шапито бывших республик СССР. Просто цирк в России наконец поднял голову, а потому законодательные пробелы по части не всегда внятного пребывания иностранных компаний должны быть, по мнению инициаторов, устранены.
С 16 января ансамбль им. Александрова начинает конкурс на замещение, увы, теперь уже вакантных должностей солистов, артистов хора и балета. Главный удар авиакатастрофа над Черным морем 25 декабря нанесла, конечно, по великолепному хору, и теперь по 25 января будут прослушиваться вокалисты от 18 до 45 лет, имеющие академическое образование и опыт работы...
После ажиотажа вокруг выставок Серова, Айвазовского и проч., москвичи даже в мороз жаждут увидеть только выставленный в культурном центре им. Волошина фантастический бюст Нефертити, супруги фараона Эхнатона. Оригинал, как известно, хранится под пуленепробиваемым стеклом в так называемом Новом музее Берлина. Но в библиотеке Волошина теперь на постоянной основе размещена музейная копия. Об уникальном артефакте рассказал специалист по древнеегипетской культуре, историк и археолог Виктор Солкин.
Советский зритель отлично помнит выдающегося актера Ома Пури, ушедшего из жизни в 66 лет. Это россыпь роскошных по своему колориту и музыке фильмов – от «Танцора диско» до «Пряностей страсти», от которых некогда стонала в восторге вся страна – от края до края... Увы, уход Пури – это грустный повод поговорить о сходе популярности болливудских картин в нынешней России. Почему это так – мы постарались выяснить у киноведа Кирилла Разлогова.
Понятно, что добросовестные родители накупили деткам на каникулы билеты в театры и на елки, и по причине первого московского мороза вряд ли кто-то будет отменять поход на представление. Но нерадивость иных худруков и директоров заведений может испортить рождественское настроение… Что нужно знать худрукам и родителям в мороз, нам по пунктам изложил Георгий Исаакян, возглавляющий весьма популярный среди детворы театр им. Сац.