
Ян Смирницкий
Публикаций: 1740
Корреспондент (Отдел литературы и искусства)
Каждый большой музыкант по-разному пропагандирует свой родной инструмент. А знаменитый контрабасист Григорий Ковалевский так и вовсе за 20 лет собрал большую коллекцию статуэток, в общей композиции которых непременно был бы контрабас. А это весьма непросто: инструмент в плане изображения очень редкий. И сейчас Ковалевский решил показать своё собрание — передать детишкам, юным талантам. О столь необычной в музыкальных кругах выставке узнал «МК».
Египет подводит итоги уже завершенного весеннего археологического сезона. Нынче температура уже поднялась — поэтому перерыв до осени. На этом фоне всплывают три события: сделанная буквально недавно невероятная находка гробницы военачальника по имени Урхий. Второе — это перенос открытия Великого египетского музея в Гизе с весны (как было обещано) на ноябрь. И третье — все обсуждают сногсшибательные истории противостояния вандализму, происходившие во времена недавней революционной «арабской весны»
Бывший замминистра культуры Григорий Пирумов, который совсем недавно оказался на свободе, 18 мая был арестован по новому уголовному делу — о хищениях при возведении зданий Эрмитажа. Он уже отсидел по прошлой схожей истории полтора года в СИЗО, поэтому после оглашения приговора был отпущен на свободу. Семь месяцев гулял на воле, ездил за границу. За день до ареста вернулся из Еревана. Ничто не предвещало, как говорится.
Задержанного экс-заместителя министра культуры Григория Пирумова доставили для избрания меры пресечения в Басманный суд Москвы. Следствие ходатайствует об аресте бывшего чиновника, уже повторно подозреваемого в хищении средств, выделенных на возведение зданий Эрмитажа.
Как сообщил СК в четверг, экс-зам Мединского Григорий Пирумов снова задержан. Наблюдатели сразу отреагировали: неужто новый подкоп под Владимира Ростиславовича, его бывшего шефа? Накануне-то объявления кабинета министров? В первый раз, когда Пирумов проходил по делу реставраторов-расхитителей, он получил 1,5 года колонии, но, поскольку срок этот отсидел в СИЗО, так сразу судом был отпущен. Но и в тот момент много вопросов возникало: Пирумов сидит, а шеф ни при чем?
Театр мюзикла готовит новый сюрприз — обновленную, а точнее, совершенно новую версию спектакля-концерта с блистательным конферансом Михаила Швыдкого «Жизнь прекрасна». Собственно, ею и откроется новый сезон в сентябре. А пока... на Пушкинской идут таинственные приготовления: из Санкт-Петербурга приехал легендарный театральный художник Эдуард Кочергин, да не один, а со своим другом — Михаилом Николаевым, представителем вымирающей ныне профессии — мастера-изготовителя декорационного макета.
Как уже было не раз замечено, в деле Седьмой студии никакой четкой логики не просматривается. Сегодня посадили, завтра помиловали, послезавтра опять посадили. Вот и сейчас, слава Богу, продюсер Алексей Малобродский освобожден под подписку о невыезде. И уже выписался из 20-й больницы. Плохо другое. Не ощущается торжества закона от всех этих странных шараханий из стороны в сторону. Все убеждены в невидимой миру подковерной борьбе между кем-то и кем-то. Этакое королевство кривых зеркал.
Уж скоро год будет с момента ухода из жизни Ильи Сергеевича Глазунова. Большого художника и близкого друга нашей редакции, о чем мы всегда помним. И так отрадно, что дело его — а именно Академия живописи, ваяния и зодчества — крепко стоит на прежнем незыблемом фундаменте, и сын Глазунова Иван Ильич, являясь и.о. ректора, строит планы дальнейшего развития Академии.
В скором времени в лондонском театре Old Vic поставят пьесу об убийстве бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Драматург Люси Преббл (Lucy Prebble) взяла за основу книгу журналиста Люка Хардинга «Очень дорогой яд». Люси желает на примере этой истории показать новые феномены в жизни современного человека, которые непросто осмыслить и осознать. Мы же с крайне востребованным режиссером Филиппом Григорьяном рассуждаем о дефиците новой драматургии в российских театрах...
Театральный скандал в Самаре еще свеж в памяти: благодарный зритель на пьесе Гарольда Пинтера заподозрил Михаила Ефремова в употреблении горячительного, стал кричать из зала «Нам не слышно!», на что артист в какой-то миг вышел из себя, повел прелестный диспут со сцены, закончив словами — «Из-за вас роль забыл». Скандал утих, но ненадолго. В новом выпуске «Гражданина поэта» Орлуша с Ефремовым обыграли всю эту ситуацию, вторично послав самарцев в одно место.
Очередной странный «закидон» в деле «Седьмой студии», когда уж, казалось бы, всё было «на мази», и экс-гендиректора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского должны были выпустить из изолятора под домашний арест, но взяли и не выпустили, — еще более размывает в обществе какую бы то ни было веру в стабильность и адекватность действий системы.
Как рассказала «МК» Ксения Карпинская, адвокат Алексея Малобродского, единственного реально посаженного в изолятор среди прочих подозреваемых по делу «Седьмой студии», следствие разрешило перевести ее клиента под домашний арест. Однако окончательно все решит суд 27 апреля. Театральная Москва празднует пусть и небольшую, но победу. Но с чьей подачи следствие пошло на подобные уступки — пока загадка.
Разговоры об уникальном законе о культуре ведутся давно. Как минимум с тех пор, когда театры, филармонии обязали участвовать в так называемых конкурсах и директора волком завыли при закупке чего бы то ни было — от простой скрепки до декораций. На сей день пожелания не ограничиваются только конкурсными закупками: громкое дело «Седьмой студии» также мотивирует избежать столь двусмысленных ситуаций — кто на что выделил, кто на что потратил — в будущем.
Оперная часть труппы Большого театра позвала танцовщика Павла Дмитриченко (напомним, он провел три года в заключении по обвинению в организации покушения на прежнего худрука балетной труппы Сергея Филина) возглавить творческий профсоюз работников БТ. О своих планах в новом качестве, а также о взглядах на нынешний театр Павел рассказал нам в эксклюзивном интервью.
Москва, да и вся страна, в шоке. Нет, не из-за результатов судебного заседания в Басманном суде, 18 апреля рассмотревшем дело «Седьмой студии», а из-за того, как на нем выступил Минкульт. От его имени на суде огласили ходатайство, в котором культурное ведомство страны просит суд продлить избранные меры пресечения фигурантам дела.
Театр мюзикла Михаила Швыдкого горазд на всяческие сюрпризы, совершенно не консервируется в своем творческом полете, и легко — хотя на поверку это совсем не легко! — воплощает самые невероятные идеи. Скажем, если есть в труппе два топовых артиста в лице Алексея Колгана и Ефима Шифрина, то почему бы не поставить «на них» прекрасный бенефисный вечер, где прозвучали бы изумительные арии из «Скрипача на крыше», рок-оперы «Преступление и наказание», ну и, конечно, песни-песни-песни...
Меньше чем через месяц грядет смена кабинета: останется Мединский в качестве министра или нет — большой вопрос, пока же он собрал всех культурных боссов на итоговую коллегию Минкульта. Вроде бы все как всегда, но с интригой.
Современная академическая музыка не просто есть — она, наконец, стала обретать свое лицо, узнаваемость и востребованность (не в прикладном, а в самоценном виде), что и подтвердил завершившийся фестиваль русскоязычных исполнителей в швейцарском Санкт-Галлене. Именно там музыкантами из Трио им. Рахманинова была исполнена «повесть в четырех главах» 33-летнего Антона Лубченко, состоящая из сонатины, трепака, колыбельной и чарльстона.
Знаменитого дирижера, композитора, пианиста Евгения Федоровича Светланова уже 16 лет нет на свете, но каждый год стараниями близких и друзей приходят от него своеобразные приветы: то улицу в Москве назовут его именем, то одну из региональных филармоний, и вот новый «подарок» — уже совсем скоро пройдет уже четвертый авторитетный конкурс дирижеров его имени в Париже, а вслед за ним — необычный фестиваль в стенах Московской консерватории.
Увы, Элина Авраамовна решила перед столь грандиозным юбилеем интервью не давать, и, по словам ее приближенных, в театре тоже каких-то громких чествований не ожидается, зато Быстрицкая занята подготовкой концерта 6 мая и в это вкладывает всю душу.
Антреприза с Сергеем Шакуровым, Михаилом Полицеймако и Марией Ароновой поехала в Сургут и Когалым на гастроли. Гастроли и гастроли, ничего удивительного. Но вот зрители в Большом зале Сургутской филармонии сидят 15 минут, 20, полчаса и тут начинается... нет, совсем не «маленькая комедия». А что-то совсем странное. При закрытом занавесе на авансцену выходят топовые московские артисты и говорят, что деньги-то ку-ку. Как всё это было — мы и попытались разобраться.
Внезапно от сердечного приступа скончался один из идеологов Театра.doc режиссер и драматург Михаил Угаров. Новость эта не поднялась высоко в топе Яндекса, широкая публика могла его и не знать, но для людей театра одно существование на земле Миши было гарантом некой уравновешенности и справедливости в искусстве, его театр — не только Театр.doc — в целом, его театр как мировоззрение возник в ответ на те тонны лжи, которые заполонили всю нашу жизнь сверху донизу.
На фоне ужасающих событий неожиданно всплыл сюжет о конкурсе на логотип к 100-летию Кемерово — День города предполагалось отмечать, — а теперь уже со слезами на глазах, — 12 июня. Дело в том, что цифра «100» изображена в виде языков пламени. И, конечно, горожане обратили на это внимание, отчего на сайте местной администрации запущено голосование — «поддерживаете ли вы идею изменения логотипа»?
Правда ли, что любой театр — если говорить о режиссерской модели — живет первые 15 лет? А потом каждый последующий худрук приходит туда как на Голгофу, приходит, чтобы относить свой крест, отмучиться, вытащить непомерный «груз традиций», от которых ноги подломятся у любого? Счастливы те, кто видел «Современник» времен Ефремова, кто видел Сатиру на выходе «Женитьбы Фигаро», кто видел Таганку ее расцвета в 1960-70-х, кто видел спектакли Московского Общедоступного при жизни Антона Чехова.
Вот и Олегу Андреевичу пришел срок. Тихо ушел в свои 87. Но это тот случай, когда не приходится писать «звезда погасла». С голоса Олега начинается детство. Так было и так будет. Как слушали ребятишки его простые и такие родные песенки еще с 70-х годов, так слушают и полвека спустя. Слушают и доверяют. Время над этой простотой не властно. Его «химию» невозможно разложить на элементы, не зря в этой неподвластности конкретному жанру его сравнивают с Марком Бернесом или Леонидом Утесовым.
27 марта страна — увы, со слезами на глазах, памятуя о чудовищной трагедии в Кемерове, — отметила День театра. Тут всплыли и накопившиеся проблемы, и вручение всяческих премий, и продолжение обсуждения Сергея Женовача в качестве худрука МХТ, и много еще чего. Но прежде директора ведущих театров обсудили подвижки в борьбе с билетными спекулянтами. «Ого, на фигуристов столько народу не набивалось, сколько пришло прессы на театральные билеты», — поражались сами журналисты.
В последние два дня события вокруг МХТ и его нового худрука Сергея Женовача удивляли нас сюрпризами, и то ли еще будет, но за быстротечной событийностью надо помнить главное — что это вообще за театр, чем он отличается от прочих. Поэтому нам было важно услышать взвешенное мнение от Михаила Швыдкого, который в силу своей биографии — как театроведческой, так и министерской — не раз думал, и думал практически над судьбою МХАТа-МХТ.
Не успел министр культуры объявить о назначении Сергея Женовача худруком МХТ, не успел Сергей Женовач переступить порога главного театра страны, там уже началось то, чему точного слово не подберёшь - бунт? Мышиная возня? Во всяком случае все актёры постоянной труппы получили поздно в пятницу смски об экстренном сборе труппы. Где нового худрука не будет. Хорошо, что не чрезвычайном - это всегда революцией попахивает. А чем кончаются революции вообще и в театре в частности, мы не раз проходили.
Так получилось, что Антона Лубченко (а ему скоро исполнится 33) я впервые увидел недавно перед мировой премьерой его «Русского трио» в концертном зале Вартег швейцарского кантона Санкт-Галлен. И моментально проникся чувством симпатии к этому человеку за его простоту, здоровый настрой и адекватность моменту. Если иные композиторы будут туманно сложны как в своем материале, так и в общении, Антон бесконечно самобытен, он плоть от плоти музыкален, из него «прет».
Картина «Христос во гробе» кисти Карла Брюллова уже 16 лет как арестована, будучи изъятой у коллекционеров из Германии Александра и Ирины Певзнер, но сейчас, когда все судебные производства закрыты, шедевр никак не хотят возвращать владельцам. Шутка ли: есть решения Конституционного и Верховного суда — картину вернуть. Минкульт (а полотно на хранении в Русском музее) возвращать не торопится, и не торопится уже полгода.